Мужчина и женщина на rendez-vous
Андрей ЯСТРЕБОВ, доктор филологических наук
Общеизвестно, что женщина усиливает неврозы. В жизни всякое случается! Бывает так: мужчина смотрит на женщину, смотрит, сердце возмущенно бьется, дыхание перехватывает, он терпит, зубами бессильно скрежещет, а потом вдруг слышит голос подавленного «я»: «Мужчина, о, мой брат во Христе! Да есть ли что чудовищнее женщины? Будь милосердным – придуши ее, как какую-нибудь Дездемону».
Приятель, видимо, сегодня твой инстинкт выживания ополоумел.
Парень, от греха подальше оставь мелкую браваду: такой получишь ответ, что будешь валяться, издавая жалостные стоны, а затем с товарищами по несчастью спешно зарабатывать цирроз печени.
Спрячь руки в карманы, чтобы дрожащие пальцы не выдали намерений. Успокойся, соберись, потом возьми эту статью и прочитай о себе и о женщине.
***
Какой-нибудь циник из самых что ни на есть расциничных может додуматься до какой-нибудь мерзости типа: женщины делятся на красивых и некрасивых. Нет, это не циничный цинизм. Это сродни утверждению, что земной шар треугольной формы, а сбоку пятнадцать квадратных бантиков.
Разберемся неспешно. Кто не слышал пошлую мысль, придуманную разочарованными алкоголиками: некрасивых женщин нет, есть мало водки. Произнести такое мог бы еще романтический пингвин с хроническим тонзиллитом.
На самом деле все не совсем так. Совсем не так. Некрасивых женщин не бывает!
Обратимся за помощью к Гегелю, к его известной системе доказательств. Тезис: водку пить не хочется, соответственно, все женщины некрасивы! Антитезис: почему же так много в мире преступлений, криминальных авантюр и прочих темных делишек!
Синтез по Питеру Чейни: «Именно очаровательные женщины оказываются запутанными во всякие темные дела. Разве было такое, чтобы вокруг какой-нибудь дурнушки затевались авантюры? Конечно нет!». Так как преступлений и темных делишек выше крыши – значит, все женщины красивы.
Не лишен смысла и такой штрих к женскому характеру. Женщина – становящийся тип. В нем много еще не обманутых надежд, праздничной выжидательности. Мечты могут оправдаться, нередок и другой любовный итог: в душе имеет вид на жительство тоска. Что выйдет из такой женщины – Поспешно Отзывчивая или Незаурядная, – предсказать невозможно.
Каждая женщина уникальна, как снятая с производства модель. При этом женщина – незавершенный тип: не совсем понятно, какая черта характера станет ведущей в тот или иной момент общения с мужчиной: Милая Плутовка может стать Пройдохой или Очаровательно Задорной. Она сама не знает. И вряд ли когда узнает.
Но встречаются и образцы совершенной природы женщины, особый род совершенства. Это Женщина, Отдавшая Сердце Одному Мужчине. Только Своему Мужчине!
***
Женщины всегда сравнивают себя с другими женщинами. Присматриваются к ногам, груди, морщинкам, судьбе. У мужчин все не так. Любой сморчок, какой-нибудь Полузамухрышка-Полусатир, если есть чуть наглости, считает себя Ого-Го-Мужчиной: «Да уж, – скажет, – я сегодня парень крутой!». А вот у женщин совсем не так. Потому что они смотрят на себя глазами мужчин.
Джон Апдайк провожает женщину восхищенным взглядом: «Почему женские шаги звучат воинственнее, чем мужские? Высокими каблуками это не объяснишь, в самой женской природе заложена особая энергетика, пританцовывание и прыгучесть».
Нередко о женщинах принято рассуждать как о сентиментальных полудурочках, а о мужчинах – как о мускулистых самцах, идущих напролом, преодолевающих, пересекающих, борющихся, демонстрирующих джек-лондоновское мужество и т. д. На самом деле, утверждают мужчины Билл Драммонд и Марк Мэннинг, «джек-лондоновское мужество – простор лесов Юкона, зов предков, – это так, тьфу. Один выпендреж».
В то же самое время никто не будет оспаривать убежденность женщины – Кристин Айхель – в том, что прекрасный пол более предрасположен к тщетному поиску земного воплощения рая: ах, «если бы женщины не гонялись за счастьем так отчаянно, с неизбежной надеждой во взгляде и если бы счастье не было таким легкомысленным, как нетрезвый акробат на трапеции, который, что-то напевая про себя, при падении улетает в бездонную тьму».
Один из героев Билла Драммонда и Марка Мэннинга задается совсем не праздными вопросами, пытаясь разобраться, чем же женщина отличается от мужчины, и приводит чрезвычайно убедительные резоны: «Женщинам проще. Они знают, зачем они здесь, в этом мире: они рожают детей, создают новую жизнь.
Но роль мужчины в этом процессе – помимо оплодотворения – весьма незначительна, мужчина тут, в принципе, ни при чем. Новую жизнь творит женщина. В ней – все волшебство».
Здорово сказано, справедливо. А вот относительно весьма скользкого вопроса: о творящих способностях полов. Бытует мнение, что мужчина – бесспорный творец, а вот женщина способна разве что на «женскую лирику». Так ли это, прислушаемся к дальнейшим размышлениям.
«Мы создаем умозрительные идеалы и размечаем границы стран, чтобы у нас было за что воевать. Мы учреждаем футбольные чемпионаты, в которых надо обязательно побеждать. Мы не можем рожать детей – что означает творить новую жизнь, – и поэтому мы бесконечно и жалостно ищем, чего бы такого создать: сочиняем Пятые симфонии, расписываем Сикстинские капеллы, пишем “Взлеты и падения” и постригаем лужайки, чтобы наш газон был самым лучшим. Но, по большому-то счету, все наши творческие потуги – это обыкновенная суходрочка. Ни одно даже самое гениальное произведение, созданное мужчиной, никогда не сравнится с тем, на что способна любая баба. Ну, или почти любая.
Все споры насчет того, почему все величайшие произведения искусства, равно как и другие великие достижения, были созданы почти исключительно мужиками, – совершенно бессмысленны.
Покажите мне женщину-писательницу, композиторшу или художницу, а я покажу вам бесплодное чрево, лесбиянку или старую деву, обломанную по жизни».
Ах, как грубо, ах, как несправедливо. Физиономии у таких мыслей смахивают то ли на помесь милиционера с сутенером, то ли на официантов из подозрительных кафе. В прозвучавших словах ощущается передозировка обид, но как о такой теме и без перебора. Тем более когда речь идет о женщинах. Подобные признания – детальная и безжалостная история мужской сексуальной зависимости, полная опись грехов людей, пытающихся от бессилия оскорбить женщин.
Вопрос следует отдать на экспертизу женщине. Уж кого-кого, а Агату Кристи нельзя заподозрить в сговоре с мужиками. Прислушаемся…
Женщину сложно заподозрить в нехватке воображения: «Может ли женщина хотеть то, что никому другому не нужно? Никогда!».
В зале ожидания весьма неоднозначная мысль: «Ни одной женщине не нравится, когда с ней обращаются чересчур бережно».
С решительным детективным рвением королева детектива Агата Кристи отвечает на один из концептуальных вопросов, мучающих всех без исключения мужчин: «Варварский инстинкт – надевать украшения – восходит, пожалуй, еще к палеолиту. Один из первых инстинктов женского пола». Последняя мысль при всей показушной научности уж больно безнадежна. Поэтому ее следует сгладить чем-нибудь оптимистическим, к делу не имеющим никакого касательства, но идеально демонстрирующим женскую логику: «А сейчас я расскажу вам историю о маленьком мальчике, который решил купить жареного барашка для своего отца…»
Согласись, не в тему, но мажорно!
Кстати, следующее размышление почти из той же серии про «жареного барашка». Героиня Дж. Апдайка, со свойственной всем женщинам основательностью, предостерегает от поспешных умозаключений и радикальных поступков: «Многим женщинам надоело, что их изучают. Разве быть женщиной – это все, что мы умеем? Неужели нам нечего сказать, кроме того, что современный патриархат навязывает нам дезодоранты? Мои юные боевые подруги, борющиеся за свои права, – иногда у них такой вид, словно они сроду не мыли голову и не чистили ногти, как будто душ и ванну изобрели мужчины…»
А. Кристи и героиня Дж. Апдайка высказали свое мнение. Ну что к этому добавить? Лучше, чем Чарльз Буковски, не ответишь: «Две женщины – это значит вдвое больше неприятностей, чем одна женщина».
***
Женщина без мужчины – это женщина неизвестно для чего.
Женщина – это навязчивая идея мужчины. Любовь, некомпетентность, слабоумие ослабляют обороноспособность мужчины. Дезориентируют.
Против женщины мужчина всегда одинокий, безоружный, непроясненный.
Мужчинам, этим наивным простакам, всегда нужно что-то объяснять.
Мужчина такой: хорохорится, умничает, ну, как у них там принято… Но когда необходимо дать объяснение чему-нибудь более сложному, чем теория Эйнштейна, к примеру – женщине, он сразу же начинает суетиться, плакать. Ему нужно помочь.
Что же, начнем с базовой истины: милый, наивный мужчина, женщина – это эпицентр твоего существования.
Женщина – это верховный главнокомандующий всех мужских битв.
Женщина всегда опасна. Как тут не прислушаться к мнению Т. Лотта: «Как-то на выставке, посвященной истории испанской инквизиции, я прочел, что у палача душа мужчины. Подозреваю, что так оно и есть. Но у мстителя душа женщины».
Она запросто может забить тебя, простофилю, до полусмерти сигаретой. Будто ты гном какой из самых ничтожных.
Женщина – это услужливая медсестра и мрачный дантист в одном прекрасном лице.
Только что она была шумливее урагана. А теперь, кажется, пребывает в летаргическом сне. Она может болтать без умолку и держать нестерпимые паузы.
Мужчина только возгордится своей проницательностью, а тут вдруг опять облапошен. Мужчина тем и славится, что ничем не славится, если рядом женщина. В этом мире, пожалуй, только женщина делает мужчину уязвимым.
Больше банальных истин нет. Все прочее – не более чем занятия бальными танцами или выкраивание бумажных корабликов из безграничного полотна жизненной тоски.
Вообще, как полагает К. Браун, «женщины так и норовят все время хоть что-нибудь да натворить. Просто набедокурить. Они – как пиротехнические ракеты. Возьмите вы самую обыкновенную замужнюю женщину и смешайте ее с небольшой дозой приключений и, может быть, с такой же небольшой дозой любви, так вот, даже самая спокойная женщина как бы ошалевает, а когда она в таком состоянии, то непременно вовлекает в дикую авантюру какого-нибудь парня, просто так, для компании. И меня никогда не беспокоят поступки женщин, меня беспокоит то, на какие поступки они толкают мужчин».
Пора сформулировать еще более банальную правду: женщины мало похожи на мужчин. Ни капельки не похожи.
Кажется, достаточно познакомиться с одной женщиной, чтобы разгадать секрет всех остальных. Опасное заблуждение.
Еще опаснее потненькое желание познакомиться со всеми женщинами. Ни один мужчина не может понять женщину, хотя бы потому, что женщины вкладывают в слова «ленточка», «жизнь», «дерево», «поезд» совершенно иные значения.
Размышляя о женщине, нельзя быть объективным. Любые логические подходы к женщине подобны неуклюжим антраша разума, пытающегося на велосипеде прокатиться по радуге.
Женщины без мужчины очень часто забывают о воинской раскраске и, как утверждает Тибор Фишер, «совершенно не смотрятся без косметики. Одна, к примеру, когда не накрашена, выглядит совершенно больной, причем уже неизлечимо, а другая похожа на оцепеневшее ночное млекопитающее».
Лучше подумать о женщине как представительнице женского рода. Женщины доставляют одни неприятности. Все удовольствия доставляют только они. Женщина – это всегда открытый сезон ненасытных распутных инстинктов. Женщина – это и праздник пуританства, оцепеневшего в догме. А в мыслях у нее толпа амурных предприятий.
Даже самая слабая женщина относится к породе тех парней, перед которыми мужчина может спасовать. Женщина не убеждает – она ставит перед фактом.
Если кто пишет диссертацию на тему «Единственная причина мировых катаклизмов», единственную причину не следует долго искать. Это – женщина. Чем человек прекрасней, тем больше он уязвим. Это сказано о женщине.
С тем, с чем нельзя справиться, нужно просто научиться жить, стиснув зубы. Это тоже о женщине. Женщина – это язвенник экономии и хронический алкоголик шопинга.
Настоящие мужчины выживают только потому, что следуют предостережению: «Столкнувшись с женщиной, окажи пассивное сопротивление».
Женщина смутна, отчетлива, непредсказуема, милосердна, опасна. Она – женщина.
Ты, например, отчаялся, возненавидел всех. На помощь придет только она. Обнадежившись, ты ожидаешь от женщины ответов. Зря! Найдешь лишь вопросы и требования.
Совсем не важно, о чем идет речь – о футболе, политике, губной помаде, подземных переходах, у женщины – это всегда о чем-то другом. Женщина – это то же самое, что взять и в пустыне изобрести слона или телевизор. Она может! Потому что она не похожа на мужчину.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4(5), октябрь – декабрь 2021.