Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 27.04.2024
Культура и традиции
10 минут чтения

Стерхи танцуют

Якутия — это не только полюс холода. Это еще и балет










































































































































































Браять и волки

Автор: Иван ОДИНЦОВ


На суровом Крайнем Севере России зима главенствует восемь месяцев в году, а морозы достигают 67 градусов. Особенно славится холодом Саха (Якутия). Но у этой ледяной королевы бьется горячее сердце — добрые и искренние люди, почитающие многовековые традиции и ремесла предков. Не стала исключением и новая балетная постановка «Сказочная долина», предназначенная для детей, подростков и молодежи.

В балетном мире редко с нуля создаются новые спектакли, адресованные детской и молодежной аудитории. С нуля — то есть когда сначала пишут либретто, на его основе сочиняют музыку, а затем ставят спектакль на театральной сцене.


«Театр уж полон; ложи блещут»

«Сказочная долина» — первый полномасштабный детский балет якутов на национальную тематику. Идея создать спектакль на основе сказки принадлежит директору Якутской балетной школы (колледжа), заслуженной артистке Республики Саха (Якутия) Дарии Дмитриевой.

Правила жанра требуют сначала назвать всех создателей постановки. Вот они: сценарий и либретто — кандидат искусствоведения Парасковья Заболоцкая, музыка и оркестровка — заслуженный деятель искусств РС(Я) Кирилл Герасимов, редакция либретто, хореография и постановка — заслуженная артистка РФ и РС(Я) Екатерина Тайшина, сценография и костюмы — заслуженный деятель искусств РС(Я) Саргылана Иванова.

«Сказочная долина» до сих пор остается значительным явлением культурной жизни северной республики, хотя ее премьера состоялась еще весной 2021 года в Якутске. На сцене государственного театра оперы и балета имени Д. К. Сивцева-Суорун Омоллоона спектакль сопровождает симфонический оркестр государственной филармонии под руководством заслуженного деятеля искусств РС(Я) Натальи Базалевой.

В постановке заняты студенты колледжа и его выпускники, ныне артисты «СахаОпераБалет». Главные партии исполнили: Үчүгэй Үдьүйэн — Айтал Ефимов, Куһаҕан Ходьугур — Алексей Ноговицын, Арылы Куо — Татьяна Попова, Старик Сээркээн Сэһэн — Никита Рогов, Удаганка — Алисия Пак.

Арылы Куо, девушка-стерх - Татьяна Попова и Үчүгэй Үдьүйэн, старший брат - Айтал Ефимов
Арылы Куо, девушка-стерх – Татьяна Попова и Үчүгэй Үдьүйэн, старший брат – Айтал Ефимов

Автор статьи принял участие в этом спектакле. Проникся чувством глубокого уважения к наследию культуры своего народа и его осмыслению в наше время, переданные детям замечательными средствами танцевального языка. Невероятные впечатления от исполнения танцев, самого процесса творчества, мысли после премьеры спектакля, а затем некоторые выводы от проделанной большой работы сподвигли меня написать об этом спектакле. Это мой первый опыт написания большой статьи. Я взялся за перо, так как уверен, что музыку и танец должен уметь объяснить вербальными средствами каждый вовлеченный человек. Здесь сделана попытка подробного анализа всего того, что происходило на сцене.


«Волшебный край! Там в стары годы…»

Выбор фольклорного и литературного источников для создания либретто балета требует особых знаний и понимания материала, в данном случае традиционной культуры народа. Здесь в основе лежит мотив народной сказки «Үчүгэй Үдьүйэн» о любви смелого юноши и прекрасной девушки в образе волшебной птицы-стерха, спускающейся с небес. Существует несколько вариантов текстов этой сказки, относящейся к типу волшебных, когда при помощи чудесных действий герои побеждают зло. В пьесе «Кыталыктар кырдаллара» писателя, драматурга И. М. Гоголева-Кындыла мотив развивается, идет нарастание, сквозному действию мешают такие персонажи, как Алаа Моҥус (обжора, известный из других якутских сказок) и старик с длинной бородой Ап-Чарай.

Интересно, что сначала Парасковья Заболоцкая написала сценарий, а потом уже по его тексту разработала либретто. В отличие от либретто в сценарии дается подробное описание места и времени происходящих сцен, атмосферы, звуков, а также характеров персонажей и их действий. Кстати, редактор либретто Екатерина Тайшина окончила не только Якутский колледж в 2000-м, но и Санкт-Петербургскую консерваторию имени Римского-Корсакова в 2016-м.

В сценарий и либретто введены новые персонажи — старик-охранитель путей-дорог Сээркээн Сэһэн, удаганка (шаманка. — Ред.) Харыстаана, божества Үрүҥ Айыы аҕа, Күн Күбэй ийэ и их помощники, девять юношей и восемь девушек, обитатели леса (зверята, птицы) и противостоящие им волки, олицетворяющие зло.

Структура либретто композиционно выстроена так. Экспозиция знакомит зрителя с жизнью двух братьев — старшего, охотника Үчүгэй Үдьүйэн, и младшего, озорника Куһаҕан Ходьугур. Они остались без родителей. Очень дружны.

С завязки, где старший брат встречает девушку-стерха, действие начинает ускоряться. Девушка-стерх не может остаться в мире людей и улетает в страну божеств. Решение во что бы то ни стало найти возлюбленную Үчүгэй принимает, когда видит красивое головное украшение девушки под названием бастыҥа: чуть ранее в знак взаимного чувства она просит Куһаҕана передать его старшему брату. В традиционной культуре якутов бастыҥа носят маленькие девочки и девушки. Она же составляет один из элементов комплекта серебряных украшений якутской невесты, обозначающий целомудрие, чистоту помыслов и поступков.

Далее действие развивается в сценах поиска пути-дороги, происходит встреча со стариком-охранителем Сээркээном Сэһэном, братья подвергаются нападению страшной стаи волков, от неминуемой гибели их спасает удаганка Харыстаана. Действие достигает своего апогея в верхнем мире, то есть стране светлых добрых божеств айыы, когда Үчүгэй Үдьүйэн проходит испытание и среди семи девушек-стерхов находит свою возлюбленную Арылы Куо. Все разрешается благополучно, боги благословляют пару. В развязке торжество любви передается чудесным танцем и постепенно переходит в финал. Все рады. Главные герои благодарят своих спасителей.

Девушки-стерхи - студентки 2 курса
Девушки-стерхи – студентки 2 курса

«Летит, как пух от уст Эола»

Характеры персонажей интересные, раскрываются в смелых поступках и поведении. Статный и храбрый старший брат Үчүгэй Үдьүйэн — охотник. Он постоянно оберегает младшего, а тот хвастунишка и озорник, но смелый, старается равняться на брата. Вызывают всеобщий восторг добрые и милые обитатели леса: зверята, птички, бабочки. Восхитительны белые журавли-стерхи в образе красивых девушек. Чувство уважения и признательности — лукавому и хитрому старичку Сээркээну Сэһэну, всемогущей и мудрой шаманке Харыстаане, добрым, олицетворяющим тепло и свет божествам айыы. Соответственно, злые волки вызывают тревогу и страх.

Музыка Кирилла Афанасьевича Герасимова заслуживает особого внимания. Она легкая и живописная. Юные зрители легко воспринимают ее, она понятна самому маленькому. Спектакль начинается с короткой оркестровой увертюры. У каждого персонажа свой лейтмотив. В первой картине музыка звучит ласково, спокойно, радостно, во второй — устрашающе. После спасения братьев удаганкой, а также в радостном верхнем мире она возвышенна, а в финале торжественна.

В устном интервью музыковед Наталья Саньяхова сообщила нам, что музыкальная тема главного героя построена на волевых восходящих интонациях медной группы оркестра, а у младшего брата она скерцозно-игривого характера. Нежная, трогательная партия стерхов передается арфовыми переливами. У обитателей природы музыкальная тема одна, варьирующаяся тембрально, динамически и ритмически у разных групп оркестра. В начале сцены фантастического темного леса, где обитают старик-охранитель путей-дорог и волки, звучит труба, затем звук становится более плотным, в дело вступают контрабасы и тромбоны. В момент кульминации при появлении удаганки слышатся звуки бубна. Торжественной эпичностью наполнена музыка светлых верхних божеств, а праздничной атмосферой — финал.

Хореография балетного спектакля основана на классических движениях и элементах якутских традиционных танцев. Богато используются пантомима, статные позы, движения гротескового, шуточно-игрового и подражательного характеров.

Для главных героев сочинены сольные вариации, присутствует и дуэтный танец, и кордебалет. Вариация старшего Үчүгэя Үдьүйэна отличается героическими позами и высокими прыжковыми движениями, в отличие от младшего Куһаҕана Ходьугура. У него танцевальные движения несложные, соответствующие учащимся средних классов хореографического колледжа.

Куһаҕан Хочугур, младший брат - Алексей Ноговицын, учащийся 4-8 класса
Куһаҕан Хочугур, младший брат – Алексей Ноговицын, учащийся 4-8 класса

Танец зверят состоит из различных движений, характеризующих повадки зверей, предназначенные для учащихся младших классов. Наиболее технически усложненные движения и прыжки присутствуют у белок и косуль. Хорошая пальцевая техника классического танца с изящными изгибами, поворотами, шагами присутствует в танце девушек-стерхов. Дуэтные танцы Арылы Куо и Үчүгэя Үдьүйэна как в первой, так и во второй картине очень красивы с обводками, легкими воздушными поддержками, вращениями, представляя сложные элементы классического и дуэтно-классического танца.

Зайчики - учащиеся 1-5 класса
Зайчики – учащиеся 1-5 класса

В игровой форме построен музыкально-танцевальный диалог младшего брата и девушки-стерха. Ей очень грустно, а он как бы подбадривает и поднимает ей настроение. Сольный танец с большими прыжками передает сложный образ главной героини, с одной стороны — человека, с другой — птицы.

Образ старика-охранителя путей дорог Сээркээн Сэһэн комический. Его сольный танец имеет выразительный гротесковый характер. В танце удачно используется предмет тросточка. А образ удаганки Харыстааны раскрывается в сцене борьбы с волками, мизансценах с братьями и стариком, а затем в пути со старшим братом в верхний мир. Ее сольный танец в окружении волков представляет собой большие прыжки и туры фуэте по диагонали и по кругу. У волков танец динамичный, с большими прыжками и исполнением различных трюков.

Танец помощников божеств, восьми девушек и девяти юношей, одухотворенный. Девушки грациозны, а парни статны. Образы божеств матери и отца величественны. Финальный танец радостный и счастливый. В целом можно сказать, что танцевальные движения, позы, прыжки, вращения как сольных, дуэтных, так и массовых сцен яркие, пластичные, выразительные.


«И быстрой ножкой ножку бьет»

Декорации спектакля лаконичные, нет ничего лишнего. Используется светлая одежда сцены, светлый тюль, живописные березы и коновязи сэргэ. Из реквизитов — деревянная кровать, треножный стол, стулья, кумысная утварь, махалка (рыболовная снасть. — Ред.) дэйбиир, сети, деревянные игрушки и др. Убранство жилища, долина с озером, темный лес, небеса передаются видеоизображением на экране на заднем плане сцены. Именно благодаря движущимся изображениям — горящему огню очага, летающим стерхам, качающимся деревьям — все вокруг оживает.

Костюмы героев сшиты из легких тканей, учитывают особенности танцевальной лексики и пластики. При этом используются элементы традиционной праздничной, повседневной одежды якутов как в форме, так и в крое и деталях костюмов.

У братьев костюмы имеют теплые темно-бежевые и зеленые оттенки. У зверей, птиц и бабочек костюмы красочные. По деталям — ушкам, пушистым хвостам, рогам — юные зрители сразу узнают каждого из зверят. Костюмы девушек-стерхов и помощников божеств белого цвета. Платья девушек-стерхов короткие, но с удлиняющейся задней частью, внешне похожи на хвосты-перья птиц. На спине прикреплены большие крылья из прозрачной белой ткани. Во второй картине лица девушек покрыты белой тканью. В ранней традиции во время свадебного обряда уруу лицо якутской невесты закрывали маленьким покрывалом аннах (тканью с разрезами для глаз).

Помощники божеств девушки одеты в легкие длинные платья, а юноши в легкие плащи. Айыы, мать и отец, в красивых костюмах золотистого и серебристого цветов. Они состоят из шапки и шубы традиционной формы.

Причудливый образ старика-охранителя передает его темно-коричневый костюм с подвешенными элементами зеленой растительности. Серый костюм удаганки сшит, как и традиционный якутский шаманский плащ, с бахромой и подвесками.


«Душой исполненный полет»

Можно сказать, что детский балет удался. Он завораживает красотой и совершенно особой энергетикой. И сюжет либретто, и музыка, и хореография, и оформление существуют в едином стиле, представляя одно художественное целое. Проведена колоссальная работа — сотворчество либреттиста, композитора, балетмейстера, художника, арт-дизайнера и юных артистов. Юные артисты яркие, артистичные и выразительные. Впечатляет масштаб постановки: в спектакле заняты обучающиеся Якутской балетной школы, выпускники школы — артисты балета, а также артисты оркестра в общем количестве 120 человек.

Вначале при подготовке спектакля были сложности. В связи с введением ограничительных мер по распространению Сovid-19 в стране и республике работа была приостановлена на неопределенный срок, возобновившись лишь осенью 2020 года.

Благодаря неимоверной силе духа, преданности и любви к своей профессии творческий коллектив достиг своих целей. Создатели спектакля прекрасно понимают и знают язык детской аудитории. На сцене все артисты были на одной волне. Об этом свидетельствует реакция юных зрителей на происходящее: радостные возгласы, восторженные крики, аплодисменты.

Детский балет «Сказочная долина» — наивная и очень добрая сказка. Она учит ценить семью, уважать старших, не бросать в беде близких, быть добрыми, отзывчивыми, дружными, решительными, смелыми, целеустремленными. И главная идея — мир природы очень хрупкий, нужно беречь ее и жить с ней в гармонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю