Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 08.10.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Когда акцент — не помеха

В День российского кино вспоминаем звезд советского экрана

















































































































































Юри Ярвет в фильме Король Лир
Юри Ярвет в фильме “Король Лир”

Автор: Дарья Борисова


Этот день считают своим отнюдь не только российские кинематографисты. Начиная с 1980 года 27 августа в СССР праздновался День советского кино. Выпускники советских киновузов из разных стран, начинавшие на республиканских студиях еще в 1970-е — 1980-е, и сегодня поздравляют друг друга.

Нынешнее российское кино стоит на сваях мощного многонационального кинематографа. Предлагаем вспомнить актеров, которых знали и любили зрители в любом уголке огромной страны.

Армения подарила советскому кинематографу актеров, без которых сегодня невозможно представить его историю: Армена Джигарханяна, Фрунзика Мкртчяна, Соса Саркисяна. Джигарханян сыграл в кино около 250 ролей! Это был универсальный актер, с одинаковым блеском игравший роли драматические, острохарактерные, комические. Чтобы осознать его невероятный диапазон, достаточно вспомнить работы Джигарханяна в фильмах «Здравствуй, это я!» Фрунзе Довлатяна, «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина и «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова. Рефлексирующий интеллигент, зловещий главарь банды и уморительно смешной охотник за миллионами бразильской миллионерши…

Армен Джигарханян в фильме Здравствуй, это я!
Армен Джигарханян в фильме “Здравствуй, это я!”

Мкртчян в памяти кинозрителей остался комиком, но на самом деле это был потрясающий лирический актер. Взять хотя бы его дальнобойщика Хачикяна из «Мимино» — этот колоритный мужчина способен не только «хохотаться», но и деликатно подставить плечо новообретенному другу, помочь и делом, и просто искренним сочувствием.

Фрунзик Мкртчян в фильме Мимино
Фрунзик Мкртчян в фильме “Мимино”

Сос Саркисян сыграл значительные роли в фильмах, ставших национальной киноклассикой Армении, а широкому зрителю СССР стал известен благодаря ролям доктора Гибаряна в фильме Андрея Тарковского «Солярис» и реформатора православной церкви Феофана Прокоповича в сериале Александра Прошкина «Михайло Ломоносов». В этих работах даже в небольших отрезках экранного времени виден редкий для актера второй половины XX века потенциал трагика. Недаром он переиграл много шекспировских ролей в родном Театре им. Сундукяна в Ереване.

Грузия по количеству поставляемых на всесоюзный экран звезд соперничала разве что с Латвией и Литвой. Особый изысканный артистизм и темперамент грузинских актеров соблазняли многих режиссеров, и даже невытравимый акцент становился в этом случае не помехой, а изюминкой. Софико Чиаурели, дочь великой актрисы Верико Анджапаридзе, сыграла во многих фильмах, сделавших грузинское кино знаменитым брендом («Мелодии Верийского квартала» Георгия Шенгелаи, «Древо желания» и «Покаяние» Тенгиза Абуладзе), стала музой великого Сергея Параджанова, исполнив партии не только в его «грузинской» картине «Легенда о Сурамской крепости», но и в «армянском» «Цвете граната», и в «азербайджанском» «Ашик-Керибе». Снялась у «московского грузина» Георгия Данелии в фильме «Не горюй!». Но подлинным бенефисом в кино стала для Чиаурели главная роль в ироническом детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину». В исполнении Софико Чиаурели немолодая заполошная телефонистка из конторы парижского нотариуса оказалась своей для миллионов советских телезрителей, да и в наши дни фильм регулярно всплывает в сетке телеэфира.

Та же история — с мюзиклом Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки», в котором главную роль сыграла пятнадцатилетняя Ия Нинидзе. Как и в случае с Натальей Аринбасаровой, Людмилой Савельевой, Галиной Беляевой, кино увлекло в свою воронку юную балерину. После «Небесных ласточек» Нинидзе сравнивали с Одри Хепберн (тоже, кстати, до 1950 года танцевавшей в балетных постановках лондонских театров). Лучезарная, грациозная девочка-девушка не потерялась в звездном ансамбле (в «Небесных ласточках» снимались Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Александр Ширвиндт). И то был не одноразовый успех — позже Ия Нинидзе окончила ВГИК и доказала, что может быть очень разной на экране. Например, в этапном фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние», запустившем в начале перестройки важные процессы переосмысления советской истории, Нинидзе сыграла остродраматическую роль жены номенклатурного деятеля.

Ия Нинидзе в фильме Небесные ласточки
Ия Нинидзе в фильме “Небесные ласточки”

Грузинское кино богато талантами, как никакое другое. Но чемпионом по количеству поклонников, безусловно, был Вахтанг Кикабидзе. Конечно, славу этого артиста сделало не только кино — Кикабидзе был и суперпопулярным эстрадным певцом, руководителем знаменитого грузинского ансамбля «Орэра». И фильм «Не горюй!», в котором Кикабидзе исполнил свою первую главную роль, стал событием скорее для советской интеллигенции, чем для широких зрительских масс. Но Валико Мизандари из «Мимино» был абсолютно принят зрителями разных возрастов, национальностей и «страт», как позже это случится с Жегловым-Высоцким из сериала Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». В обоих случаях невозможно разделить ипостаси певца и драматического актера, и в обоих случаях личность артиста не помещалась в образах персонажей. Вахтанг Кикабидзе — это явление.

Вахтанг Кикабидзе в фильме Не горюй!
Вахтанг Кикабидзе в фильме “Не горюй!”

«Киргизское чудо» — так назвали киноведы самобытную волну, зародившуюся и окрепшую в 1960-е годы в небольшой азиатской республике. Чудом казалось и то, что киргизское кино сразу предъявило набор мощных актерских индивидуальностей. Они появились на земле, где не было сколько-нибудь давней театральной традиции (ведь еще в первой половине века киргизы оставались по большей части кочевым народом). Бакен Кыдыкеева, Суйменкул Чокморов, Таттыбюбю Турсунбаева — эти актеры много снимались как на родном «Киргизфильме», так и на студиях соседних среднеазиатских республик. Самым известным актером из Киргизии стал Болот Бейшеналиев — он дебютировал в фильме Андрея Кончаловского «Первый учитель» (картина трудно «пробивалась», но трудности искупились серьезным ее признанием на международных фестивалях), сыграл коварного хана Едигея в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев», снялся на «Беларусьфильме» в картине Владимира Бычкова «Житие и вознесение Юрася Братчика», в одном из фильмов батального колосса Юрия Озерова «Освобождение», в сериале «ТАСС уполномочен заявить» Владимира Фокина. В 2012 году по случаю 75-летия со дня рождения Болота Бейшеналиева в Кыргызстане был выпущен специальный тираж почтовых марок с портретом актера-юбиляра.

Болот Бейшеналиев и Андрей Тарковский на съёмках фильма Андрей Рублёв
Болот Бейшеналиев и Андрей Тарковский на съёмках фильма “Андрей Рублёв”

Латвийские актеры Вия Артмане и Ивар Калныньш — звезды фильмов-чемпионов советского кино- и телепроката. Романтическая кинобаллада «Стрелы Робин Гуда», в которой Артмане сыграла пособницу благородных разбойников Кэт, посмотрело в 1976 году почти 30 миллионов зрителей. Успех фильма Яниса Стрейча «Театр» с Вией Артмане в роли Джулии Ламберт и Иваром Калныньшем в роли ее юного фаворита был и остается таким прочным, что никто из российских и латвийских кинорежиссеров не рискует предложить свою интерпретацию знаменитого романа Сомерсета Моэма. Герой Калныньша из фильма Игоря Масленникова «Зимняя вишня» для миллионов советских зрительниц стал воплощением того самого принца на белом коне, которого видит в мечтах даже «устроенная» женщина: немногословный, подтянутый, с налетом заграничного лоска (Герберт бывает по работе в Швейцарии!).

Вия Артмане в фильме Театр
Вия Артмане в фильме “Театр”
Ивар Калныньш в фильме Зимняя вишня
Ивар Калныньш в фильме “Зимняя вишня”

Литовская киностудия производила не так много фильмов в год, как иные советские студии. Но актеры Донатас Банионис, Юозас Будрайтис, Регимантас Адомайтис, Альгимантас Масюлис, Бронюс Бабаускас своим участием в картинах «Мосфильма», «Ленфильма», «Беларусьфильма» произвели мощную прививку литовской актерской школы советскому кино. Эта школа во многом сформировалась благодаря деятельности режиссера, педагога, основателя Паневежского драматического театра Юозаса Мильтиниса. Литовских актеров ценили за способность раскрыть образ тонко, без «жирных красок», на филигранных психологических переливах. Впечатляющей «презентацией» созвездия литовских актеров стал фильм Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (1965), в котором играли Адомайтис, Будрайтис, Масюлис, Банионис, Бабаускас. Самой впечатляющей стала карьера Донатаса Баниониса — в его фильмографии Крис Кельвин в «Солярисе» Тарковского, советский разведчик Ладейников в «Мертвом сезоне» Саввы Кулиша, Франсиско Гойя в фильме Конрада Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания».

Донатас Банионис в фильме Мёртвый сезон
Донатас Банионис в фильме “Мёртвый сезон”

Бытует мнение, что эстонцы скупы на эмоции. Этот миф легко развеять, вспомнив работы замечательных эстонских актеров Юри Ярвета, Лембита Ульфсака, Эве Киви, Бруно Оя. Король Лир Юри Ярвета в фильме Григория Козинцева признан не только отечественными историками кино, но и британскими шекспироведами. И это Лир бушующий, протестующий против несправедливости, в финале — охваченный безумием… Юри Ярвет говорил по-русски с сильным акцентом, его дублировали другие актеры в тех случаях, когда основной язык фильма был русский. Но эти хлопоты не отменяли желания режиссеров работать с актером. Ярвет снимался у Тарковского («Солярис»), Саввы Кулиша («Мертвый сезон»), Александра Прошкина («Михайло Ломоносов»). Обаятельный, улыбчивый Лембит Ульфсак в 1970-е — 1980-е стал одним из самых любимых зрителем актеров советского кино. Находчивый Тиль Уленшпигель в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле», молодой врач Уильям Гарнет в остросюжетном детективе Ады Неретниеце «Смерть под парусом» по роману британца Чарльза Перси Сноу, влюбленный чудак Робертсон в мюзикле Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания», любознательный исследователь Жак Паганель в кругосветном сериале Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта» — это лишь самые известные работы Лембита Ульфсака.

Лембит Ульфсак в фильме Мэри Поппинс, до свидания
Лембит Ульфсак в фильме “Мэри Поппинс, до свидания”

Казахские актеры Ментай Утепбергенов и Асанали Ашимов, молдаване Михай Волонтир и Светлана Тома, получившие старт на «Узбекфильме» Рустам Сагдуллаев, Шухрат Эргашев и Дилором Камбарова — их тоже необходимо вспомнить и поблагодарить за вклад в советское кино. 27 августа 1919 года в молодой стране советов был принят декрет о национализации кинодела — с этого дня ведется отсчет истории кино СССР, и именно эту дату отвели под профессиональный праздник кинематографистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю