Высоцкий навсегда
85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Актеры | Театр | Музыка
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Личная жизнь Владимира Высоцкого
Последние годы жизни Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий написал более семисот песен и стихов, сыграл культовые роли в театре и кино.
Его герои были настолько искренними и органичными, что ему постоянно придумывали новые биографии: то каторжника, то альпиниста, то ветерана, то подводника.
Детство Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, его отец, кадровый военный, отправился на фронт, а мать с сыном уехали в эвакуацию в Оренбургскую область. Здесь они прожили два года, а когда опасность миновала, вернулись в Москву. В 1946 году родители Высоцкого развелись. Мальчик стал жить с отцом и мачехой. Вместе они переехали в Германию, куда по службе командировали отца. О своих первых заграничных впечатлениях Владимир Высоцкий писал матери: «Я живу очень хорошо. Хожу в школу, стараюсь учиться хорошо. Папа мне делает подарки. У меня уже два новых костюма, ботинки и пальто. Завтра тетя Женя закажет мне сапоги». В Германии Высоцкий начал играть на пианино.
В 1949 году семья вернулась в Москву и поселилась Большом Каретном переулке, который Владимир Высоцкий увековечил в песне «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!». Он пошел в пятый класс 186-й мужской средней школы и увлекся литературой: в 14 лет вместе с одноклассником Владимиром Акимовым они написали фантастическое произведение «Аппарат IL» по мотивам романа «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого, а в 1953 году Владимир Высоцкий сочинил свое первое стихотворение — посвящение Иосифу Сталину «Моя клятва». В это же время он занимался в театральном кружке, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов.
Юность Владимира Высоцкого
После окончания школы Владимир Высоцкий хотел поступать в театральный институт, но родители были против. Прислушавшись к ним, Владимир поступил в инженерно-строительный институт МИСИ, но отчислился, не проучившись и одного семестра. Стал готовиться к поступлению в Школу-студию МХАТ, куда был принят летом 1956 года. Свою дебютную роль получил уже на первом курсе в постановке «Гостиница “Астория”» по пьесе Александра Штейна. В студенческие годы Высоцкий много играл в спектаклях, даже успел сняться в эпизодической роли студента Пети в фильме «Сверстницы» режиссера Василия Ордынского.
Окончив институт, Владимир Высоцкий попал по распределению в Московский драматический театр имени Пушкина. Но хриплый голос и внешность молодого актера настораживали режиссеров, роли ему не предлагали, не было ни работы, ни денег.
Именно в это время Владимир Высоцкий начал писать свои первые песни. Сам он не воспринимал их всерьез, это была дворовая романтика. Первая песня «Татуировка», написанная в 1961 году, тому пример. Владимир Высоцкий начал исполнять свои песни в дружеских компаниях, аккомпанируя себе на гитаре, а потом на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям Владимир Высоцкий за короткое время приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство у власти. После знакомства с творчеством Булата Окуджавы Высоцкий заинтересовался авторской песней и посвятил своему «учителю» «Песню о Правде и Лжи».
Владимир Высоцкий и «Таганка»
Параллельно с песенным творчеством Высоцкий продолжал искать «свой театр». Он с перерывами служил в Театре Пушкина, играл в Театре миниатюр, пробовался в «Современник». Наконец в 1964 году Высоцкий стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке под руководством великого режиссера Юрия Любимова, где прослужил до конца жизни. Здесь он сыграл свои лучшие роли. Первая заметная — Галилей в спектакле «Жизнь Галилея». На подмостках Театра на Таганке Высоцкий исполнил и роль каторжника Хлопуши в драматической поэме Сергея Есенина «Пугачев». «Мне, в общем-то, страшно повезло, что я не бросил писать стихи. Не бросил потому, что поступил работать в Театр на Таганке. Я пришел туда через два месяца после того, как он организовался, и увидел, какое в их спектакле было обилие брехтовских песен и зонгов, которые исполнялись под гитару и аккордеон. И так исполнялись, как я мечтал, чтобы мои песни были исполнены: не как вставные номера, чтобы люди в это время откинулись и отдыхали, а как необходимая часть спектакля».
В это же время Владимир Высоцкий начинает публично выступать со своими песнями в кафе, институтах, домах культуры, в альпинистских лагерях и шахтах. В 1967 году проходит первая киносъемка концерта Высоцкого в ленинградском клубе «Восток». Высоцкий открывает целый жанр: общается с аудиторией, отвечает на зрительские вопросы, а в перерыве между песнями устраивает почти конферанс — шутит, объясняет, рассказывает.
Продолжается и карьера Высоцкого в кино: после кинодебюта в студенческие годы он играет в фильмах «Стряпуха», «Саша-Сашенька», «Хозяин тайги», но всё это второстепенные роли. Главные роли последуют позже в фильмах «Я родом из детства» и «Короткие встречи». Там он не только актер, специально для кинокартин он пишет песни и исполняет их.
Настоящая народная популярность пришла к актеру после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В ней прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…» и другие, которые заслушивали до дыр.
Личная жизнь Владимира Высоцкого
В личной жизни Владимира Высоцкого все было непросто. Его первой супругой стала актриса Иза Жукова. Они познакомились на первом курсе Школы-студии МХАТ, на репетициях спектакля «Гостиница “Астория”». Поженились актеры в 1960 году, но семейная жизнь продлилась недолго. Сначала Жукова уехала служить в ростовский театр, затем переехала в Нижний Тагил, Высоцкий же остался играть в московском театре. Пара развелась. Во время съемок в картине «713-й просит посадку» Владимир Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. Поженились лишь в 1965-м, к тому времени у них было уже два сына — Аркадий и Никита.
Третьей женой Владимира Высоцкого стала французская актриса Марина Влади, которая стала знаменита в СССР после роли в фильме «Колдунья». Они познакомились в 1967 году. Влади вспоминала, что поначалу актер не произвел на нее особого впечатления. Однако когда она услышала, как он поет, «забыла обо всем на свете. Видела и слышала только его, чудесным образом моментально преобразившегося из простоватого парня в незаурядного творца».
Последние годы жизни Владимира Высоцкого
Владимир Высоцкий был влюблен, ездил по миру, этот период стал пиком его творческой деятельности. Он даже ненадолго перестал уходить в запои, которыми он мучил всех, срывая репетиции и спектакли. Марина Влади надолго стала музой и надежной опорой Высоцкого и даже спасла однажды от смерти.
В 1969 году Владимир Высоцкий пережил клиническую смерть из-за лопнувшего в горле сосуда: «Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать “скорую”, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты нетранспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они наконец понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле». Клиническая смерть длилась 11 минут, а операция по спасению жизни заняла 18 часов. Вторую клиническую смерть артист пережил в 1979-м, незадолго до своей смерти.
В начале 1970-х годов у актера наступил кризис: в театре на Таганке Высоцкому то дают главные роли, то увольняют с работы за пьянство. В это время он часто ездит за границу, выступает с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Вместе с актерами театра на Таганке побывал на гастролях в Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Германии, Польше. В это же время начинается работа над одной из главных театральных ролей — над образом Гамлета. Премьера одноименного спектакля состоялась в театре на Таганке в 1971 году. Юрий Любимов представил пьесу в современном прочтении: аскетичные декорации, костюмы — свитера и джинсы, главный герой — парень с гитарой. Спектакль имел ошеломляющий успех, попасть на него было невозможно.
Но советская власть не прекращает своих попыток затравить народного любимца: пытается уличить его в «незаконной предпринимательской деятельности», заставляет месяцами собирать документы, чтобы выехать во Францию к жене. Кроме того, при жизни Высоцкого не был издан ни один сборник его стихов.
В 1979 году выходит пятисерийная картина «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина с Владимиром Высоцким в главной роли. По популярности в СССР этот фильм можно было сравнить только с «Семнадцатью мгновениями весны», улицы городов тоже пустели, когда выходила очередная серия. «Место встречи» стало личным проектом Высоцкого: именно он довел роман братьев Вайнеров «Эра милосердия» до экранизации, он выбрал режиссера Станислава Говорухина. Он сам как режиссер-постановщик снял несколько центральных эпизодов, когда Говорухин на некоторое время уезжал со съемок. Фильм умножил популярность Высоцкого, а фразы его персонажа Глеба Жеглова разлетелись на цитаты. За «Место встречи изменить нельзя» Высоцкому досталась не только любовь народная, но и единственная Госпремия СССР, правда, уже посмертно.
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года в своей московской квартире от инфаркта миокарда. Три дня около Театра на Таганке стояли тысячи людей с цветами и свечами, хотя официальных сообщений о смерти Высоцкого не было: в Москве проходила Олимпиада. Было вывешено только скромное объявление над окошком театральной кассы: «Умер актер Владимир Высоцкий». Аншлаговый спектакль «Гамлет», запланированный на 27 июля, был отменен, но ни один человек билет не сдал.
Рекомендуем прочитать статью про Анатолия Дмитриевича Папанова.