Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Елена Кожушко
  • Ева Немеш: «А знаешь, все еще будет»
    Победительница литературного конкурса «Книга года — 2023» — о важности участия в конкурсах, о том, как избежать буллинга, чем собаки лучше людей и почему надо верить в лучшее
Обновлено: 14.10.2024
Елена Кожушко
8 минут чтения

Ева Немеш: «А знаешь, все еще будет»

Победительница литературного конкурса «Книга года — 2023» — о важности участия в конкурсах, о том, как избежать буллинга, чем собаки лучше людей и почему надо верить в лучшее






































































































































Ева Немеш

Писательница Ева Немеш (Екатерина Немешаева) родилась и живет на побережье Черного моря, в Новороссийске. Она окончила художественную школу, морскую академию и лингвистический университет. Преподает иностранные языки в своей студии. Ева выпустила несколько книг по детскому творчеству, потом стала писать подростковые рассказы. И тут ее ждал большой успех! Немеш стала финалистом конкурса «Новая детская книга», трехкратным лауреатом конкурса литературы для подростков «Книгуру». Она написала несколько книг: «Моя мама — ведьма», «Выключите орфографию», «Пахнет псиной», «Субтитры» и недавно вышедшую в издательстве «КомпасГид» повесть «Белый голубь, черный слон».


Поздравляем вас с победой в номинации «Поколение Некст» национального конкурса «Книга года — 2023». Это ведь не первое ваше участие в подобных конкурсах и не первая высокая оценка компетентного жюри?

Большое спасибо за поздравление! Победа в «подростковой» номинации за книгу «Белый голубь, черный слон» была неожиданной и очень приятной. Да, до «Книги года» я трижды становилась лауреатом конкурса книг для детей и подростков «Книгуру».

Ева Немеш "Белый голубь, черный слон"

А что дают профессиональные конкурсы участнику? Ведь, к сожалению, за теми же литературными конкурсами не следит широкая общественность.

Профессиональный конкурс — это чуть ли не единственный лифт для начинающего автора. Многие конкурсы устроены так, что, войдя в финал, участник получает шанс на превращение рукописи в книгу, а это путь к мечте или цели любого писателя. Посмотрите на шорт-листы премии «Книгуру» за последние годы — практически все тексты изданы! Отправив свою работу в издательство, автор не рассчитывает получить обратную связь — это как послать письмо в космос. А конкурсный процесс позволяет отслеживать судьбу текста. Например, эксперты и члены жюри дают комментарии: порой едкие, но всегда интересные. А публикация лонг-листа — это настоящий момент истины. Видишь свое имя и получаешь невероятный толчок писать дальше, а непопадание — не только грусть-печаль, но и повод перечитать рукопись. Часто бывает так, что то, что кажется идеальным, на самом деле требует переделки. Но если разочарование и обида не проходят, можно поискать конкурс, цели и ценности которого совпадают с твоими. В любом случае, конкурсы — лучший и самый простой способ получить независимую экспертную оценку твоего текста.

А если говорить про «широкую общественность», то благодаря конкурсам она получает современные книги и знакомится с новыми авторами.


Вы сами читали книги победителей литературных премий? Например, премии «Лицей» или той же «Книгуру»?

Тексты победителей и финалистов «Книгуру» я сначала читала и в электронном виде: на сайте конкурса целая библиотека, а те, которые понравились больше всего, — например, Нины Дашевской, Александры Зайцевой и Дарьи Доцук — перечитала, когда они стали книгами. За победителями премии «Лицей» следила не так пристально, могу отметить, что мне понравился роман Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари».

Книги Евы Немеш

Расскажите: как начался ваш творческий путь? Что подтолкнуло вас стать писателем?

Тексты я начала писать случайно: отправила материал в журнал для родителей, он понравился, мне предложили сотрудничать. Несколько лет, пока росли дети, писала статьи и книги о праздниках, играх, детском творчестве. Это конечно, совсем не художественная литература, но, с другой стороны, если ты можешь придумать сто идей поделок из шишек, то справишься с самым закрученным сюжетом (улыбается).

Первый «настоящий» текст — семейную сагу-сказку — я писала, вдохновляясь чудом строительства нашего дома. Текст вошел в финал конкурса «Новая детская книга», и это стало своеобразным напутствием: «Пиши еще!». Когда авторитетные эксперты говорят твоей рукописи «да», это по-настоящему окрыляет.


А как вас занесло в морскую академию? Ведь совсем не женское учебное заведение…

Сейчас этот вуз называется Морской университет имени Ушакова. До моего поступления он назывался Высшее инженерное морское училище и действительно готовил только мальчиков-судоводителей, механиков и радистов. С переименованием в Морскую академию появился экономический факультет — вот так появились девочки, и среди них я.

Ева Немеш

Сейчас вы преподаватель иностранных языков и по совместительству писатель. В последнее я время читаю много отличных книг современных авторов и с удивлением узнаю, что многие из них, как и вы, учителя. Как думаете, почему наши учителя сами стали писать книги? Не хватает хорошей литературы?

Уверена, хорошей литературы достаточно — в детском и подростковом сегменте невероятное количество не просто хороших, а отличных книг, опровергающих стереотип «все лучшее давно написано». Но, к сожалению, они известны не слишком широкому кругу читателей. Причин тут много: дороговизна книг, падение интереса к чтению, отсутствие информации о новинках. Это все, конечно, грустно, однако читатели все равно есть, и это радует: для писателя нет ничего приятней, чем получить искренний отзыв на книгу.

Если говорить о том, как преподавание влияет на литературное творчество, то я бы не отмечала прямую связь «учитель — писатель», все-таки желание написать текст возникает у представителей разных профессий. Но то, что учитель, скорее всего, будет писать о школе, отношениях детей и родителей, это несомненно. Писатель-учитель в своих текстах отражает не только личный родительский опыт, но и истории учеников, взрослеющих на его глазах.


Вы написали пять художественных книг, все они так или иначе о подростках и для подростков. Вы выбрали для себя непростую аудиторию, которую еще попробуй заставь читать…

Ох, заставлять точно никого не надо! Это только убивает интерес. Как тут не вспомнить знаменитые бесконечные списки летнего чтения, которые не мотивируют, а отпугивают. Да, они составляются с привязкой к школьной программе по литературе, но мне кажется, ничего страшного, если школьник прочитает за лето всего одну книгу, но ту, которая ему понравится. Тогда, скорее всего, он захочет прочитать что-то еще, и не исключено, что втянется и чтение станет регулярным. Еще один плюс чтения по выбору в том, что понравившаяся книга обязательно будет рекомендована друзьям, а это значит, что кто-то из них точно пополнит ряды читателей.

У себя в студии я собрала небольшую библиотеку книг современных детских писателей, выпущенных любимыми издательствами — «КомпасГидом», «Самокатом», «Розовым жирафом», «Поляндрией», «Волчком», «Абрикобуксом». Не скажу, что у полок ажиотаж, но радует, что несколько ребят регулярно берут что-то почитать, и если какая-то из книг оставит след в их душе, то это уже маленькая победа.

Ева Немеш

Ваша повесть «Субтитры» отличается необычной формой: большая часть ее представляет собой текстовую расшифровку видеоблога. В ней вы поднимаете актуальную в наши дни тему буллинга. Скажите, вы сами сталкивались когда-либо с травлей? И, по вашему опыту, что нужно делать, когда ты с этим столкнулся?

Да, повесть «Субтитры» была написана после того, как мой младший сын (он слабослышащий) столкнулся с буллингом. Сюжет полностью выдуман и не имеет никакого отношения к реальным героям и событиям, но последняя часть — та, в которой ведущие подкаста обсуждают причины травли и как с ней справиться, — написана на основе личного опыта.

Главный совет жертвам буллинга — не молчать. Как бы ни было страшно и стыдно, об издевательствах нужно сразу говорить взрослым, только в этом случае ситуация может измениться. Да, справиться с обидчиками порой сложно, но не стоит надеяться, что все пройдет само. Если сидеть сложа руки, травля может не только усилиться, но и привести к трагическим последствиям.


Сборник рассказов «Пахнет псиной» отличается стилистическим разнообразием, но объединен темой животных. Я поняла, что вы обожаете собак. Собака человеку друг. А человек человеку друг?

Человек человеку — и друг, и враг. Про это как раз сборник «Пахнет псиной», который да, на первый взгляд объединяет тема животных — кого там только нет: собаки, коты, жуки, черепахи, птицы, — но на самом деле он про людей и их обиды, страхи и радости. А собаки… Про всех не скажу, но своего пса Неро правда обожаю. Не знаю никого красивей, умней, преданней и пушистей, чем он (улыбается).

Собака Евы Немеш

Посыл вашего произведения «Белый голубь, черный слон» я бы описала фразой из песни Пугачевой «А знаешь, все еще будет». Она про непростую жизнь современных подростков. Но Леля отличается от многих своих сверстников тем, что ведет дневник. Как личный дневник, по мнению психологов, имеет терапевтический эффект, так и ваша книга, как мне кажется, тоже обладает этим терапевтическим эффектом. Я правильно ее поняла?

В какой-то момент мне показалось, что история девочки-путешественницы бессмысленная и ненужная, но чудесная песня из детства на стихи Вероники Тушновой придала уверенности, и строки «Понимаешь, все еще будет!» стали эпиграфом. В них — и надежда, и грусть, и все то, с чем столкнулась главная героиня, тринадцатилетняя Леля. Справиться со всеми неожиданно свалившимися на нее радостями и неприятностями помогает бумажный дневник — судовой журнал, подаренный отцом-моряком, и записи в нем, как вы точно подметили, это действительно настоящая терапия — неспешная, мягкая, но, кажется, эффективная. Интересно, есть ли читатели, которые после прочтения книги завели личный дневник? Надеюсь, что да.


Свет в конце туннеля всегда есть? Вы оптимист?

Про свет в конце тоннеля, несмотря ни на что, верю. Иначе нельзя. Если еще раз обратиться к спасительной Тушновой, то она обещает, что «южный ветер еще подует, и весну еще наколдует» — будем надеяться, что так и будет.

Ева Немеш

А можно попросить от вас пожелания современной молодежи? Не секрет, что им живется в разы сложнее, чем нам. Как им найти и не потерять себя, не стать жертвой буллинга, не отчаяться?

Главное пожелание молодым людям — беречь себя (это самое важное), а еще никогда не падать духом. Мне же с отчаяньем помогает справляться Неро: посмотришь в его глаза, обнимешь, поговоришь — сразу легче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!