Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 29.04.2024
Кристина Сарханянц
8 минут чтения

Концерты месяца: главные события ноября







































































































































Концерты ноября 2023
Фото: kozlovclub.ru

Perspéctum продолжает знакомить читателей с заметными музыкальными событиями ближайшего месяца. В ноябре зовем на презентацию альбома джазовой пианистки, саксофонистки и композитора Анны Королёвой, необычное прочтение классики для органа от венгерского музыканта, единственный в своем роде международный виолончельный фестиваль, а также исполнения Гайдна, Дворжака и Шумана.


Жолт Месарош. «Тангейзер» и другие переложения классики для органа

Когда: 5 ноября

Где: Большой зал концертного комплекса «Зарядье» (Москва)

Билеты: от 300 ₽

В начале месяца в большом зале московского концертного комплекса «Зарядье» выступит венгерский органист Жолт Мате Месарош. В программе концерта — выдающиеся произведения мировой классической музыки в аранжировке для органа. В «Зарядье» Месарош исполнит Баха, Вагнера, Чайковского и Листа.

Главным моментом первой части концерта станет исполнение увертюры к известной опере Рихарда Вагнера «Тангейзер». Опера основана на нескольких средневековых рыцарских легендах, и ее сюжет фокусируется на борьбе между духовными и чувственными аспектами, а также битве между небесной и земной любовью в душе главного героя. Увертюра Вагнера мастерски иллюстрирует этот контраст. Начальная и конечная части представляют торжественные возвышенные настроения пилигримов, а средняя часть — разгул сил Венеры и ее привлекательной красоты. Увертюра к «Тангейзеру» в какой-то момент стала настолько популярной, что ее часто переписывали для различных инструментов, в том числе органа, и исполняли в концертных залах по всему миру отдельно от самой оперы, как самостоятельное произведение.


Анна Королёва. Презентация альбома Timeless

Когда: 9 ноября

Где: «Клуб Алексея Козлова»

Билеты: от 1000 ₽

Джазовая пианистка, саксофонистка и вокалистка, композитор и аранжировщик, резидент «Клуба Козлова» и лауреат российской независимой молодежной премии поощрения высших достижений литературы и искусства «ТРИУМФ-2005» Анна Королёва в ноябре презентует на главной сцене клуба свою новейшую пластинку Timeless, которая вышла на лейбле Jazzist в конце сентября 2023 года.

В Timeless встретились и отражены две большие страсти Королёвой — любовь к классике и конкретно барочной музыке, а также ее увлечение джазом и превосходное владение искусством импровизации. В результате получилась пластинка на основе авторской программы джаза с элементами барокко, и не только в исполнении фортепианного трио.

В продолжение своей карьеры Анна Королёва сотрудничала с такими корифеями джаза, как Джимми Хис, Кристиан Макбрайт, Гари Барц, Деннис Роуланд, Владимир Чекасин, Игорь Бутман, Алексей Козлов, Сай Смит, Фрэнк Маккомб, Хьюберт Лоус, Кармен Ланди, Адам Нюссбаум, Пол Болленбек, Бобби Ватсон, Александр Вершинин, Даниил Крамер, Анатолий Кролл и другими.

В рамках программы лидерства «Открытый мир» Королёва прошла стажировку в США в Институте Дейва Брубека и выступила на одном из престижнейших в мире джаз-фестивалей — Монтерейском. Она также сотрудничала с Юрием Башметом, Мишей Рахлевским, Зоей Богуславской, Андреем Вознесенским, Сергеем Юрским и другими знаковыми фигурами нашей культуры.

Королёва — автор контрастных мультижанровых проектов, среди которых международный перформанс «Импровизации из Чемодана», Jazz Antigravity, Bang of Rules, фортепианный альбом Ocean Inside и теперь Timeless. Лауреат международной премии «Звездный билет» имени Василия Аксенова, в ноябре минувшего года Королёва с успехом презентовала в «Клубе Алексея Козлова» свой новый фьюжн-альбом Over the Mountains.

В концерте-презентации Timeless примут участие Дарья Чернакова (контрабас) и Вартан Бабаян (барабаны).


XV Международный виолончельный фестиваль Vivacello. Игорь Стравинский, Джузеппе Андалоро, Луиджи Боккерини, Джованни Соллима

Когда: 9 и 10 ноября

Где: ДК «Рассвет» (Москва)

Билеты: от 1200 ₽

Центральное событие ноября в столичном ДК «Рассвет» — единственный в России крупномасштабный фестиваль, посвященный виолончельной музыке, Vivacello, чей бессменный арт-директор, заслуженный артист России и признанный во всем мире виолончелист Борис Андрианов ежегодно приглашает в Москву лучших музыкантов из разных стран. Впервые Vivacello прошел в Москве в 2008-м, а нынешний, 15-й выпуск станет юбилейным. Ниже можно посмотреть и послушать, как выглядел и звучал фестиваль прошлого года:

Ключевая идея Vivacello заключается во всеобъемлющем представлении виолончельного исполнительства в самых разных художественных контекстах, в сопряжении виолончельной музыки с другими видами и формами искусства, дающем уникальные творческие результаты.

В программе Vivacello этого года — «Весна священная» («Картины языческой Руси», 1913) Игоря Федоровича Стравинского в транскрипции для двух виолончелей и двух фортепиано, которую зрители смогут услышать вечером 9 ноября. Ну а вечер 10 ноября будет посвящен 280-летию со дня рождения композитора Луиджи Боккерини: участники фестиваля Борис Андрианов, Эмин Мартиросян, Камиль Мухаметдинов, Александр Рудин и московский камерный оркестр Musica Viva под управлением дирижера Александра Рудина исполнят симфонию ре минор (La casa del Diavolo), соч. 12 № 4 (1771), концерт № 5 для виолончели с оркестром ре мажор, G. 478, концерт № 9 для виолончели с оркестром си-бемоль мажор, G. 482, и концерт № 7 для виолончели с оркестром соль мажор, G. 480, а также L.B. Files для виолончели и струнных (2007) современного итальянского композитора Джованни Соллима (р. 1962).


MusicAeterna и Дмитрий Синьковский: «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна

Когда: 12 ноября

Где: Государственная академическая капелла (Санкт-Петербург)

Билеты: от 1200 ₽

В санкт-петербургской Государственной академической капелле в середине месяца даст концерт musicAeterna. Солисты, хор и оркестр проекта под управлением дирижера Дмитрия Синьковского исполнят одно из самых необычных произведений австрийского классика Йозефа Гайдна, которое на равных существует в нескольких версиях — как оркестровая сюита, квартетный цикл, серия сонат для фортепиано и, наконец, как полноценная оратория, что появилась на свет последней. Речь об оратории «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте», Hob.XX:2 (Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze, 1796).

В 1786 году Йозеф Гайдн, тогда уже известный и признанный во всей Европе музыкант, работал как капельмейстер при дворе венгерских князей Эстерхази и получил заказ из Испании от каноника оратория Санта-Куэва в Кадисе. Заказчик, Дон Хосе Саэнца де Санта Мария, попросил композитора создать семь музыкальных «иллюстраций» к проповедям, которые предназначались для особой церемонии в Страстную пятницу и отличались от обычной католической службы. Гайдн признавал, что создание семи адажио длительностью в десять минут каждое, которые не утомили бы слушателей, было сложной задачей. Он также столкнулся с вызовом ограничения себя рамками церемонии.

В итоге музыкальная сюита, созданная Гайдном, была опубликована в 1787 году и получила успех в различных европейских городах, включая Париж, Рим, Берлин и Вену. В том же году композитор адаптировал ораторию для струнного квартета по просьбе издателя и одобрил чужую версию для фортепианного соло-исполнения. Во время своего путешествия в Лондон в 1794–1795 годах Гайдн услышал переложение своей музыки для хора и оркестра, сделанное капельмейстером Йозефом Фрибертом в Пассау. Это переложение включало тексты на немецкие духовные стихи. Гайдн восхитился этой версией и решил создать собственную для четырех солистов, хора и оркестра, переработав тексты с помощью барона Готтфрида ван Свитена, известного поэта и либреттиста.

Премьера оратории «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» прошла 26 марта 1796 года в Вене в закрытом формате, а публично — 1 апреля 1798 года там же.

Гайдн считал эту ораторию одной из своих лучших работ. Ее структура не соответствует классическим формам и представляет собой семь медленных звуковых «иллюстраций», каждая из которых выражает одно из семи молитвенных состояний, связанных с последними словами Христа на кресте. Каждая часть также является музыкальным выражением одной из ключевых богословских тем. Красота и выразительность музыки в этой оратории, несмотря на свою сложность, были особенно важны для Гайдна как католика: «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» стали последней работой, которой Гайдн дирижировал публично.


Элисо Вирсаладзе и квартет имени Танеева: Антонин Дворжак, Роберт Шуман. Фортепианные квинтеты

Когда: 21 ноября

Где: малый зал государственной Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича (Санкт-Петербург)

Билеты: от 1500 ₽

В конце ноября там же, в Санкт-Петербурге, рекомендуем сходить на концерт из 12-го абонемента «Артисты оркестров филармонии соло и в ансамблях» государственной Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича — в малом зале выступят грузинская и российская пианистка, музыкальный педагог, народная артистка СССР и лауреат Государственной премии Грузинской ССР им. Ш. Руставели и Государственной премии РФ Элисо Вирсаладзе и квартет имени Танеева, в составе которого играют Илья Козлов (скрипка), Дмитрий Корявко (скрипка), Денис Гончар (альт) и Дмитрий Ерёмин (виолончель).

В программе концерта — фортепианные квинтеты чешского композитора Антонина Дворжака (вероятно, будут исполнены оба: Piano Quintet No. 1 in A major и Piano Quintet No. 2 in A major) и Роберта Шумана (квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели; Quintett für Pianoforte, zwei Violinen, Viola und Violoncell (Es-dur). Op. 44, 1842).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю