«Моя душа» в Париже
4 rue Pastourelle, 75003 Paris
Октябрь 19–23, 2022
Теги: Национальная культура | Особенности культуры | Выставки
Автор: Виктория Мизиано
Персональная выставка диджитал- и NFT-работ узбекского мультимедийного художника Дениса Давыдова открылась в сердце Парижа, в районе Марэ, параллельно с одним из главных мировых художественных событий — ярмаркой ArtBaselParis.
Проект получил название ‘Jonim’, что в переводе с узбекского означает «дорогой», «родной», «моя душа». Посетителям выставки был представлен результат многолетнего исследования, посвященного подзабытым и утраченным традициям родного края художника, в первую очередь народным керамическим ремеслам, прошедшим многочисленные этапы подъема и забвения.
В своей художественной практике Давыдов исследует процесс миграции символического и визуального наследия эпохи раннего и позднего Интернета и эклектичной реальности Центральной Азии 1990-х годов в активно разворачивающуюся здесь и сейчас деглобализирующуюся реальность. Исторический анализ, работа в музейных фондах, полевые антропологические исследования у Давыдова неразрывно связаны с компьютерной графикой, являющейся для него ключевым средством выражения.
Показанный в Париже проект объединяет две серии диджитал- и NFT-работ Давыдова: ‘The Others Will Join’ и ‘Jonim’.
‘Jonim’ является новейшей серией Давыдова, которая в Париже увидела свет впервые. В основе работ лежит авторское исследование древнейшей из дошедших до наших дней ремесленной традиции Центральной Азии — керамического дела. В частности, художника волнует детская игрушка и процесс передачи лепной традиции, так как традиционно игрушки (чаще всего свистки) изготавливали к праздникам, а после они быстро приходили в негодность либо выбрасывались. Таким образом, форма объекта каждый год переизобреталась заново. В домусульманскую эпоху игрушки имели языческие формы: лошадь, бык, птица, человек. С приходом ислама форма становилась все более и более абстрактной, что, впрочем, не привело к полной потере фигуративности. После революции 1917 года традиционная среднеазиатская игрушка прошла новый виток культурной эволюции, став частью советской индустрии массового производства декоративного фарфора, превратившись из полусвященного предмета в доступный предмет быта. В своей серии Давыдов не просто сводит вместе все этапы эволюции ремесла или пытается найти общую адекватную современности результирующую, а предпринимает попытку обрести воплощенную в вещах целостность национально-культурного отношения к миру, того отношения, что коллективно от поколения к поколению, от мастера к ученику складывалось на протяжении веков.
Другая показанная на выставке серия ‘The Others Will Join’ тематизирует молодежную культуру нескольких поколений Центральной Азии, смешивая стилистические черты Европы и Азии, советского и постсоветского наследия с перспективой наступающей постинтернет-эпохи.
При создании работы этой серии под названием ‘P.Boy’ Давыдов взял за прототип малую скульптурную форму — фарфорового футболиста из дома своего детства в Ташкенте. Играя с фигуркой в метапространстве, Давыдов вешает ей на грудь значок известного бренда, переворачивая восприятие традиционной спортивной формы советского периода. Добавление узнаваемых атрибутов современности сталкивает очевидные культурные конвенции. И, таким образом, футболист превращается у Давыдова в золотого ребенка из TikTok-роликов.
Прототипом для создания еще одной работы из ‘The Others Will Join’ — ‘C.Girl’ стала фарфоровая девочка, также из дома художника. «Оживляя» и «осовременивая» свою героиню, Давыдов также наделяет ее узнаваемыми атрибутами современности: с виду поддельный значок ‘Chanel’ на самом деле не бренд, а индикатор времени. Окрашенные в розовый цвет волосы, лицо с пирсингом также нарочито заявляют о приверженности самому молодому и, одновременно, наиболее натужно модному из возможных сегодня способов самовыражения.
Работы Давыдова из серии ‘The Others Will Join’ ‘C.Girl’ и ‘P.Boy’ также находятся в коллекции 4ARTechnologies — крупной швейцарской компании, которая производит технологии для всех участников художественного процесса, включая улучшенную версию NFT+, учитывающую распределение юридических прав и безопасность участников сделки.
Еще одно показанное на парижской выставке цифровое произведение Давыдова — работа ‘Misha_noname’. Прототипом для него стал фарфоровый мальчик, которого Давыдов «оживил» для метавселенной, связав его образ с увиденной художником ранее фотографией советской девочки, недовольной тем, что ее заставили идти на народные гулянья. Misha также увлечен брендами, намеки на логотипы которых можно увидеть во время танца фигурки под специально созданную для этой NFT-работы азербайджанским художником Фархадом Фарзали музыкальную композицию. Вдохновленный советским постпанком аудиотрек Фарзали отсылает к знаменитому «постсоветскому» периоду развития ленинградского андеграунда.
Работая преимущественно с компьютерной графикой и генеративными материалами (хотя этим не ограничиваясь), Давыдов особенным образом подчеркивает принципиальное значение музыки в своих произведениях, для автора важен не только монтаж образов, но также контексты, закодированные в звуке, будь то голоса дикторов, реконструкции национальных мелодий на устаревших музыкальных инструментах, монологи выдуманных существ и реальных личностей. В целом обращение Давыдова к истокам, корням современных трендов не только обеспечивает понимание истории их происхождения, но позволяет сделать прогноз, какой окажется наша новая находящаяся между оффлайн и онлайн реальность.
Денис Давыдов родился в Узбекистане в 1985 году, изучал дизайн в Ташкентском архитектурно-строительном институте, где в 2008 году получил степень бакалавра искусств. Он занимается CGI — созданием неподвижных и анимированных изображений, сгенерированных при помощи трехмерной компьютерной графики и использующихся в изобразительном искусстве. Работал с такими брендами, как Microsoft, Samsung, NBC, Ford и Bloomberg. Проекты Давыдова получили более 10 наград Adobe Behance в номинациях «Выбор редакции» и «Золото 3D». В 2021 году он основал международную группу кураторов, криптоэнтузиастов и экспертов в области цифровой графики ‘Instigators’, объединенную исследованием сферы NFT.
Первый NFT-проект Давыдова «Экспортировано из музея» дебютировал на 9-й международной ярмарке современного искусства Cosmoscow 2021 года в Москве, последняя коллаборация с грузино-американским художником Утой Бекаиа ‘BajBajas’ была включена в список «5 проектов, которые нельзя пропустить» на Art Dubai 2022, а также стала лицом всей цифровой секции ярмарки в социальных сетях. Кроме того, Давыдов принял участие в организованной Национальным павильоном Узбекистана дискуссии «Будущая история арт-инфраструктуры: культура и репрезентация в метапространстве» в рамках 59-й Венецианской биеннале 2022 года.
Персональная выставка Дениса Давыдова ‘Jonim’ стала инаугурационным проектом Фонда Сары Виниц в Париже. Цель фонда — создание благоприятных условий для реализации актуальных художественных проектов на глобальном уровне с миссией, заключающейся в формировании качественного архива человечества путем внесения позитивных и прогрессивных изменений в глобальный культурный код. Фонд Сары Виниц создает площадку для свободно мыслящих состоявшихся людей, которые разделяют его миссию, расширяя границы собственного восприятия.