Армянский фольклор
Богатство культуры и многообразие жанров
Теги: Армения | Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры | Легенды | Предания | Эпос | Фольклор
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Армянский фольклор является одним из самых богатых и разнообразных в мире. Включает в себя многочисленные жанры: сказки, легенды, былины, песни, пословицы, поговорки и загадки. Фольклор Армении отражает историю, культуру и традиции народа, а также его связь с природой и окружающим миром. Расскажем о самых интересных армянских народных сказках и легендах.
Армянские сказки
Древнейшие формы фольклора Армении — мифы об устройстве мира и духах природы. Многие из них стали основой эпических циклов и сказок. Армянские сказки — неотъемлемая часть народного творчества, зарождение которого связывают с дописьменным периодом страны. В сказочных сюжетах рассказывается о героях, богах, демонах, животных и волшебных существах. Почти в каждой армянской сказке есть мотив борьбы злых и добрых сил: справедливость торжествует, герои побеждают.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:
Народные предания – определение и ценность для культуры
Культура казачества – традиции и фольклор казаков
Фольклор, как жанр. Примеры произведений фольклора
Исследователи выделяют жанровые группы:
- волшебная сказка,
- реалистичная сказка (основанная на легенде о реальных героях или смешном случае из жизни),
- анекдот.
Армянская волшебная сказка
Волшебные сказки — жемчужина народного творчества. Характерными персонажами в них выступают дэвы (монстры и чудовища), змеи (драконы), колдуны, цари, царевичи (младший из которых, подобно сюжетам русских народных сказок, — самый храбрый), царевны, заколдованные принцы и злая мачеха. Место действия не конкретизировано, но обозначено географическими особенностями: лес, равнина, граница страны, горная вершина. Особую роль в армянском фольклоре играет образ воды: она, животворящая или убивающая, помогающая или погибель несущая, имеет невероятную силу и влияет на всех персонажей.
Армения была одной из первых стран, принявших христианство как государственную религию. Борьба церкви с мифологическим сознанием шла в языческом окружении, что отразилось в сюжетах народного фольклора. Например, в сказке «Невеста родника» девушка, верующая христианка, вступает в брак с волшебником, потомственным духом родника. Брак не освящён церковью, но считается законным. Язычество и христианство мирно сосуществуют в сюжетах армянских сказок.
Одной из самых древних и красивых считают волшебную сказку «О семи братьях и одной сестре». Семеро братьев мечтали о рождении сестры, хранительницы отчего дома. Не распознав правильно сигнал родителей о том, что наконец-то родилась девочка, они отправляются в путешествие по миру. Девочка вырастает такой же смелой как братья и в одиночку отправляется на их поиски. Вскоре она находит их домик в дремучем лесу и, подобно Белоснежке, убирается в нём и готовит обед. Братья счастливы познакомиться с сестрой, обещают вскоре вернуться в отчий домой. На следующий день сестра сталкивается с соседкой: страшной старухой, матерью злого дэва. Чудовище чувствует присутствие девушки и, несмотря на предостережения матери, решает украсть её из дома братьев. Герои спасают сестру от дэва, но месть матери жестока: старуха с помощью волшебной травы превращает семерых братьев в баранов. В это время мимо дома проезжает царский сын. Печаль прекрасной девушки трогает его сердце. Он желает взять её в жёны. Девушка соглашается, но взамен просит взять с собой заколдованных братьев и разместить их в царской конюшне. Родственницы царевича завидуют счастью девушки, ведут её купаться и сталкивают в воду с обрыва. После чего одна из них переодевается в жену царевича, запирается в комнате, изменяет голос и прикидывается заболевшей. Царевич, испугавшись болезни, не знает, что предпринять. Подменённая жена просит его зарезать баранов и напоить её их кровью. Братья слышат, что их погибель близко, убегают к обрыву реки и начинают взывать к погибшей сестре. Девушка слышит их, от песни братьев в ней просыпается жизнь. Она выходит из воды, расколдовывает юношей. Царевич узнаёт о жестоком обмане и расправляется со злыми родственниками. Так в царстве торжествует добро.
Легенды
Представляют собой вариативные истории о реальных событиях, произошедших в прошлом и имеющих влияние на развитие страны. В преданиях часто упоминаются известные народные герои и правители, реальные географические места или архитектурные постройки, а также события, связанные с историей Армении. Фольклорные легенды помогают сохранить традиции и ценности армянского народа, привлекают своей неповторимостью исследователей всего мира.
- Предание о трёх братьях, основавших столицу Армении, Арташат, восходит к древней мифологии. Арам — древнейший этнический бог-герой армян, воинственный правитель Араратской долины и мудрец. Легенда рассказывает о его способности предвидеть будущее. Однажды старый царь, переживающий за будущее своего великого наследия, видит сон, в котором его наследники становятся основателями великого города. Так и случается после смерти Арама.
- Легенда об Артавазде, знаменитом сыне Тиграна Великого. Истории и легенды о судьбе Артавазда II передавались из уст в уста вплоть до начала XX века. Его называли королём-пандухтом. Слово «пандухт» можно перевести как «вынужденный покинуть дом, потерявший надежду его увидеть». Реальные факты из жизни Артавазде тесно сплелись с народными преданиями о злом духе, закованном под горой Масис (Арарат) и жаждущем освобождения. Среди армянских кузнецов существовала традиция бить молотом по пустой наковальне в начале и в конце работы, чтобы укрепить оковы горного узника. Ведь согласно легенде, если Артавазд выберется, то будет мстить, и наступит конец света.
- Легенда о Вардане Мамиконяне, герое армянского народа, возглавившем восстание против персидских завоевателей в V веке, — один из самых известных и популярных сюжетов армянского фольклора. Вардан Мамиконян и его войска сражались против огромного персидского войска. В ходе битвы полководец проявил огромное мужество и отвагу, сражаясь в первых рядах своей армии. Несмотря на все усилия, персы начали побеждать и армяне были вынуждены отступить. Однако Вардан не сдался и продолжал в одиночку бороться за свободу страны. В конце концов, он был убит в бою, но его имя осталось в памяти армянского народа как символ мужества и героизма.
Эпические произведения
Эпос Армении — бесценное наследие, отражающее историю, культуру и дух армянского народа. Герои эпоса служат примером мужества, чести, любви к родине, верности своим принципам. Изучение армянского эпоса помогает понять историю и духовную культуру Армении. В армянских сказаниях отправной точкой являются реальные исторические события: борьба с иноземными захватчиками.
Древнеармянский мифический эпос «Випасанк»
Эпические сказания о событиях времён царствования династии Арташесидов (VI век — II век до нашей эры). Главный герой — Артавазд I, сын царя Арташеса, который не может выбрать место для строительства большого дворца. Его прославляет воинственный поход на территории вишапов (мифологические существа, духи воды). Злые божества, жившие в долине реки Аракс восстают против захватчика, желают мстить, но не могут одолеть сына великого царя.
Персидская война
Эпос раннего Средневековья о событиях III–IV веков повествует о борьбе Армении с Ираном, продолжавшейся несколько столетий. В эпосе выделяются циклы, названные именами выдающихся царей династии Аршакидов и полководцев рода Мамиконянов. Части эпоса дошли до нас в трудах армянских историков V века. Многие сюжеты стали прообразами для создания интересных литературных произведений.
Сасунские сказания — эпос «Давид Сасунский»
Цикл впечатляющих эпических произведений, посвященных жителям одной из горных областей Армении. Сасунские сказания относятся к жанру героического эпоса и повествуют о подвигах легендарных героев, таких как Давид Сасунский и Мгер из Сасуна. Слагать эпос начали в X веке в период борьбы армянского народа против Багдадского халифата. Долгое время сказания устно передавались путешествующими сказителями-ремесленниками. Память о героях эпоса была священна: их имена с особым уважением перечислялись в зачине каждой части. В основе эпоса четыре ветви: 1) Санасар и Багдасар, 2) Мгер Старший, 3) Давид, 4) Мгер Младший. Впервые сказания были записаны исследователем Гарегином Срвандзтянцем в 1873 году. В настоящее время в Армении издан академический сборник, содержащий в себе более 50 вариативных сказаний, относящихся к эпосу. Интересно, что во всех циклах, как и в древних армянских сказках, вода выступает первоосновой жизни. Например, Цовинар, мать близнецов Санасара и Багдасара, прародителей рода героев Сасуна, беременеет от горсти выпитой ею воды.
Народная лирика
Ранние лирические образцы зафиксированы в средневековых рукописях XIII века. Называют их hayren — «айрен». Сочиняли и исполняли песни профессиональные певцы-сказители — gysan (гусаны). Застольные, любовные, погребальные песни в сочетании с игрой на музыкальных инструментах сопровождали значимые события жизни армянской общины. Многие их них стали образцом для развития литературной поэтической традиции XIV–XV веков.
В сельской местности были распространены народные шуточные четверостишия, произносившиеся нараспев, — xałik (халик). Они впоследствии стали плясовыми народными песнями.
Жанровые особенности армянской народной лирики:
- Древние обрядовые песни — торжественные, гадательные, песни-причитания, свадебные.
- Трудовые песни — о полевых и домашних работах.
- Песни странников — о прощании, тоске и ожидании скорой встречи.
- Солдатская лирика — более поздний жанр, сформировавшийся в XIX веке. Печальные и драматические песни.
- Детские колыбельные — хвала и любовь к ребёнку, мечты о счастливом будущем и песни-заговоры на здоровье и охрану от злых духов. В Армении есть интересная народная традиция: колыбельные слагаются не общие (для всех детей), а отдельно для сына и отдельно для дочки. Воспеваются в них разные качества детей: в девочках важна красота, ум, прилежность, а в мальчиках — отвага, сила, смекалка.