Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Анна Хрусталева
  • Тобольск, мон амур
    Итоги III Открытого российского фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора»
Обновлено: 08.11.2024
Анна Хрусталева
10 минут чтения

Тобольск, мон амур

Итоги III Открытого российского фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора»

































































































































































































Итоги III Открытого российского фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора»

Фото: Семен Конев


Тобольск по праву гордится своим званием древней столицы Сибири и всячески поддерживает репутацию туристической мекки. Здесь можно полюбоваться единственным за Уралом каменным кремлем; пощекотать себе нервы в Тюремном замке — Музее сибирской каторги и ссылки, стены которого помнят арестанта Достоевского; погрустить в Доме наместника, где несколько месяцев провела под стражей семья последнего русского императора; угоститься изысками местной северной кухни и увезти с собой на память сувениры, исполненные умельцами косторезной художественной фабрики.

А два года назад в Тобольске появилась еще одна достопримечательность — Открытый российский фестиваль современного и актуального кино «Алафейская гора».


Сибирский Голливуд

Город этот не только древний, но еще и невероятно амбициозный. В его планах — стать ни много ни мало сибирским Голливудом. Начало «кинокарьеры» Тобольска было положено еще в советское время, когда в здешних живых декорациях родилось несколько исторических детективов и драм: «Мраморный дом», «Золотая баба», «Срочно… Секретно… Губчека», «Тайна золотой горы». В 2002-м над своей «Войной» тут работал Алексей Балабанов. Однако настоящий кинобум приключился в Тобольске за пару лет до пандемии, когда на окраине города, у подножия легендарного Чувашского мыса, где осенью 1582 года произошла решающая битва дружины Ермака с войсками сибирского хана Кучума, для съемок экранизации романа Алексея Иванова «Тобол» выстроили огромный деревянный посад. Помимо звезд — Дмитрия Дюжева, Екатерины Гусевой, Евгения Дятлова, Дмитрия Назарова, — в картину призвали массовку. Местные до сих пор шутят, какой кризис пережили тогда парикмахерские: мужчины поголовно перестали стричься и бриться, чтобы походить на тоболяков начала XVIII столетия.

Актриса Нонна Гришаева
Актриса Нонна Гришаева

Фильм уже давно вышел на экраны, собрал свою «хулу и похвалу», а парк «Тобол» до сих пор принимает не только кинематографистов, но и туристов. Любой гость, шагнувший за частокол из толстых бревен, должен приготовиться испытать поистине детский, незамутненный восторг. Во время интерактивной экскурсии статный гвардеец в петровской треуголке научит выбивать на барабане сигнал военной тревоги, а в раешном театре расскажут, за что первый наш император так невзлюбил сибирского губернатора князя Гагарина. Гвоздь программы — импровизированная постановка из семейной жизни строителя Тобольского кремля Семена Ремезова с участием всех желающих, игра в бирюльки, чай с пирожками и сибирские настойки, которые согревают не хуже валенок (их, как бахилы в музее, по зиме выдают всем посетителям).

Жизнь в «Тоболе» не утихает ни на мгновение. В минувшем июле, например, парк сыграл роль Белогорской крепости: здесь, прямо под открытым небом, давали спектакль «Капитанская дочка» — выпускной проект «Мастерской уличного театра», в создании которого участвовали актеры Свободного молодежного театра, Драматического театра имени Ершова и студенты Тобольского многопрофильного техникума.

Буквально в эти дни парк вновь превратился в съемочную площадку, где кипит работа над картиной «Романовы: преданность и предательство» по одноименной книге тюменского писателя Сергея Козлова. Описать последние месяцы жизни царской семьи взялись режиссер Василий Чигинский («Первый после Бога», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты»), продюсер Олег Урушев («Тобол»), актеры Ксения Кутепова, Виталий Кищенко, Дмитрий Муляр и др. И, кстати, совсем скоро создателям «Романовых» вновь потребуется большая массовка. Так что переставать стричься тоболякам лучше уже сейчас.

Ксения Кутепова на съемочной площадке фильма «Романовы: преданность и предательство»
Ксения Кутепова на съемочной площадке фильма «Романовы: преданность и предательство»

Не просто анекдот

Минувшим летом в «Тоболе» снимали короткометражную комедию «Однажды в Тобольске», премьера которой состоялась в рамках внеконкурсной программы кинофестиваля «Алафейская гора».

Мэр Тобольска Максим Афанасье вручил президенту фестиваля Сергею Новожилову ключ от города
Мэр Тобольска Максим Афанасьев вручил президенту фестиваля Сергею Новожилову ключ от города

Неудивительно, что на первый публичный показ ленты собрался целый зал. Увидеть родной город не просто эпизодическим фоном, но главным героем истории захотелось многим. Пожалуй, это были самые смешные и беззаботные полчаса всего фестиваля: кто бы мог подумать, что режиссер Полина Ольденбург, продюсеры Сергей Новожилов и Анастасия Романова и их весьма пестрая актерская труппа — такие мастера травить байки?! Завязка действительно анекдотическая: отстав от поезда по нелепой случайности, историк Женя (Максим Колосов) остается в Тобольске без копейки в кармане. На счастье, его по ошибке подхватывает туристический автобус, в котором сотрудники одной большой компании из разных городов едут в «Тобол» на корпоративные соревнования. Разделившись на две команды, коллеги бьются за главный денежный приз. Команда, избравшая Женю капитаном, сражается, как умеет, но в финале интеллигентно проигрывает. Однако никто не внакладе: кто-то радуется призовому чеку, кто-то — новым друзьям, а Женя так и вовсе сорвал джекпот, встретив настоящую любовь (Мария Козакова). Ни с чем остается только заснувший на вокзале и всеми позабытый тридцатый пассажир автобуса: камео Сергея Новожилова вышло обаятельным и остроумным оммажем Эльдару Рязанову в «Гараже».

Артисты Ольга Красько и Максим Колосов
Артисты Ольга Красько и Максим Колосов

Несмотря на внешнюю легкомысленность и абсолютную несерьезность, «Однажды в Тобольске» — картина важная и по-своему знаковая. Живо и иронично рассказывая об одном из сотен малых городов России, она, говоря языком официальным, повышает его туристическую привлекательность. А если таких фильмов будет несколько и они сложатся в альманах, где у каждого эпизода будет свое настроение, своя история, но главное — своя география: дальневосточная, сибирская, кавказская, поволжская или беломорская? (Кстати, это не пустая фантазия: ленты «Однажды в Курске» и «Однажды в Благовещенске» уже сняты практически той же командой.) Чем не реальный шаг по «развитию внутреннего туризма»?


«Киногений из Тобольска»

К числу безусловных достопримечательностей Тобольска следует непременно отнести и его уроженцев: композитора Александра Алябьева, художника Василия Перова, химика Дмитрия Менделеева. Сказочник Петр Ершов хоть и родился не здесь, но с Тобольском связана большая часть его жизни. А вот выдающегося актера Александра Абдулова, покинувшего город ребенком и перебравшегося с родителями в Узбекистан, тоболяки все равно считают своим. И очень гордятся таким родством. В день старта фестиваля в театре имени Ершова открылась посвященная памяти артиста выставка «Киногений из Тобольска. Александр Абдулов». Построенная по принципу «капсулы времени», экспозиция составлена из настоящих сокровищ: тут и редкие фотографии, кадры из фильмов, сценарии, книги, открытки и пластинки Александра Гавриловича.

Выставка «Киногений из Тобольска. Александр Абдулов»
Выставка «Киногений из Тобольска. Александр Абдулов»

Женский взгляд

Современный кинематограф, что видно невооруженным глазом, волнует тоболяков изрядно. Отсюда и аншлаги, причем не только на привычных «полнометражных» сеансах, но и на показах короткометражных, чаще всего студенческих картин. Так случилось в этот раз, что в конкурсе короткометражного кино свои работы представляли исключительно режиссеры-женщины (точнее, совсем еще юные барышни). А оценивало их художественные (а иногда и высокохудожественные) поиски мужское, что справедливо, жюри под председательством петербургского актера Александра Половцева. Среди 16 разножанровых сюжетов о конфликте поколений, о любви, свободе выбора и поисках смысла бытия, о вампирах, сектантах и рэкетирах из 1990-х, снятых метафорично, символично, реже — реалистично, судьи особо выделили три ленты. Главный приз конкурса увезла из Тобольска Кристина Зыбенкова, автор картины «Уроки музыки», где нашлось место и гению, и злодейству, и детской травме, кочующей из поколения в поколение в отдельно взятой женской семье. Приз за лучшую режиссуру присудили популярной актрисе Клавдии Коршуновой, дебютировавшей в качестве режиссера в акварельной лирической мелодраме «Прости меня, Аня». Награда за лучший сценарий — у семейной драмы Алины Сабировой «Братишка», печальной повести о родственной любви, так легко, увы, перерастающей в ненависть.

Главный приз конкурса короткометражных фильмов увезла из Тобольска режиссер картины «Уроки музыки» Кристина Зыбенкова
Главный приз конкурса короткометражных фильмов увезла из Тобольска режиссер картины «Уроки музыки» Кристина Зыбенкова

Слова назидают, а примеры влекут

За время фестиваля председатель жюри конкурса полнометражных фильмов, народная артистка России Елена Цыплакова несколько раз упомянула о том, что «слова назидают, а примеры влекут» и кинематографистам никак нельзя об этом забывать, ведь плоды их трудов — это, по сути, опосредованный жизненный опыт, который в чьей-то душе обязательно да отзовется. Вынося за скобки тот факт, что искусство никого и ничему не обязано учить, уточним, что наводить на размышления — его полное право. Среди восьми картин полнометражного конкурса «Алафейской горы» такие цепляющие, подчас выбивающие землю из-под ног высказывания, к счастью, тоже случились.

Председатель жюри конкурса полнометражных фильмов Елена Цыплакова
Председатель жюри конкурса полнометражных фильмов Елена Цыплакова

Это и психологический триллер Георгия Шенгелии «Один настоящий день» (подробно о картине мы уже рассказывали здесь), удостоенный гран-при фестиваля и, благодаря виртуозной игре актера Евгения Ткачука, еще и приза имени Александра Абдулова за лучшую мужскую роль. И балетная драма Максима Шабалина «Времена года» (приз Президента фестиваля и приз Ирине Гриневой за лучшую женскую роль), недвусмысленно намекающая на то, что незаменимых нет нигде и никогда, но при этом любой художник — «сам свой высший суд». «Лиссабон» — игровой дебют екатеринбургского аниматора Светланы Филипповой (приз за лучшую режиссуру) — прекрасный повод порассуждать о том, может ли форма брать верх над содержанием. Наверное, может, кто ж ей запретит? Нет, частный семейный конфликт в этой медитативной черно-белой драме не дорастает до уровня притчи, но любители созерцать кино, как картины в художественной галерее, и искать в нем визуальные отсылки к шедеврам прошлого, мимо «Лиссабона» точно не пройдут.

А вот «Край надломленной луны» петербургского режиссера Светланы Самошиной — еще одна семейная драма в конкурсе «Алафейской горы» (приз кинопрессы) — и глаз порадует, и сердце растревожит. Особенно матерям и дочерям вне зависимости от возраста и «стажа». Такая простая и словно бы обыденная история о любви, ненависти и эмоциональном насилии, скрывающимся под маской заботы, как и в «Уроках музыки», развивается в границах женской семьи. Невольно вспоминается «Ребро Адама» (1990) с Инной Чуриковой и Марией Голубкиной, но если там многое трагикомически упиралось в банальный «квартирный вопрос», то в «Луне» все куда экзистенциальнее. Еще совсем молодая мать (Виктория Толстоганова вполне могла бы претендовать на награду за лучшую женскую роль) и две ее дочери — взрослая Саша (Анна Шепелева) и подросток Соня (Мария Лобанова) — самые близкие друг другу люди, ближе не придумаешь, но ломают друг другу жизнь с наслаждением, с оттяжкой, прикрываясь старыми обидами и извечным «я же хотела как лучше, ты мне сама потом спасибо скажешь». Никто в этом инфернальном треугольнике не желает уступать, прощать или хотя бы попробовать примерить чужие башмаки и пройти в них пару шагов. А где же отец семейства? Он есть, из-за него-то, собственно, и весь сыр-бор, но он далеко и по разным причинам не может, да и не хочет разнимать вошедших в раж дам, пытающихся сжить друг друга со свету. Говорят, что в любой непонятной ситуации нужно «искать женщину». Да нет, иногда и мужчина сгодится… Несмотря на то, что работа эта дебютная, срежессирована она крепко, мастерски и зрелищно, и свинцовые просторы Финского залива тут не просто для красоты.

Певец Ив Набиев
Певец Ив Набиев

***

Если первый и даже второй фестивали были во многом экспериментальными, то третий показал, что городу он и правда нужен. Фильмы — для синефилов, столичные спектакли — для театралов, мастер-классы — для желающих разобраться в сложных механизмах кинопроцесса, поэтические вечера, концерты и творческие встречи — просто для всех. А раз так, значит, четвертая «Алафейская гора» через год непременно поднимется над горизонтом.

Алафейская гора - это не только кино, но и театр
Алафейская гора – это не только кино, но и театр

Главные призы III Открытого российского фестиваля современного и актуального кино «Алафейская гора»

Приз за лучший полнометражный фильм — «Один настоящий день», режиссер Георгий Шенгелия

Приз за лучшую режиссерскую работу — Светлана Филиппова, фильм «Лиссабон»

Приз за лучший сценарий — Александра Стреляная, фильм «Новое чудо»

Приз за лучшую операторскую работу — Андрей Иванов, фильм «Туда-обратно», режиссер Олег Асадулин

Приз за лучшую женскую роль — Ирина Гринева, фильм «Времена года», режиссер Максим Шабалин

Приз за лучшую мужскую роль имени Александра Абдулова — Евгений Ткачук, фильм «Один настоящий день», режиссер Георгий Шенгелия

Приз зрительских симпатий — «Анна и Вано. Ванна и вино», режиссер Алекс Некто

Приз прессы «За надежду в безнадежных ситуациях» — «Край надломленной луны», режиссер Светлана Самошина

Приз президента фестиваля — «Времена года», режиссер Максим Шабалин

Участники кинофестиваля Алафейская гора
Участники кинофестиваля Алафейская гора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!