Роман Рыбалев: «Делайте с душой, и тогда будет результат»
Фотограф из Молдовы о секрете удачного кадра и запросах публики
Автор: Арина Демидова
Фотограф из Кишинева, основатель собственной фотошколы Роман Рыбалев известен и в родной стране, и за ее пределами. Портреты, пейзажи, натюрморты, репортажи — ему доступны все жанры.
Вы родились в творческой семье?
Нет. У меня родители совершенно не творческие люди. Если говорить о каком-то творчестве, то я потом уже вспоминал, будучи фотографом, что у меня есть фотографии моих родственников, моих родителей и других братьев-сестер очень хорошего качества. Их делал мой дядя, то есть муж маминой сестры. Глядя на эти фотографии, понимаю, что мне они очень нравятся с точки зрения интересных сюжетов.
Как вы увлеклись творчеством?
Слово «творчество» — довольно субъективная штука. Кто понимает, что это творчество? Я, например, совершенно не присуждаю своим фотографиям слово «творчество», считаю, что далек от творчества. Я занимался тем, что мне нравится, и в конце концов случилось вот так. А мог бы стать программистом, потому что поступал когда-то на программирование, но не поступил, потом поступал на «холодильную промышленность» — нужно было поступить куда-то, чтобы не в армию. Вот и поступал туда, где поменьше конкурс. Естественно, никогда не собирался работать холодильщиком. Фотографией увлекаюсь с десяти лет, но совершенно не планировал этим заниматься профессионально. В принципе, я хотел связать свою жизнь с компьютером и к этому шел.
Я попал в дизайнерскую фирму, которой тоже нужен был фотограф. Перед этим работал в фотолаборатории, занимался обработкой фотографий на компьютере: тогда только появлялись цифровые фотографии и открылись возможности печати на фотобумаге. В компании, где я работал, была первая подобная машина в городе. И тут узнал, что компьютеры — это намного шире, чем просто программирование. Там же увидел фотографа, который как-то снимал не так, как я привык дома: семью, друзей, незнакомых людей и пейзажи. Для меня тогда фото открылось с другой стороны. Я стал изучать фотосайт, окунулся в мир фотографии. Мне предложили поехать учиться в Москву в академии фотографии. И только когда попал уже в эту академию, впервые, в общем-то, понял, что такое фотография.
Когда вы поняли, что фотография станет вашей профессией?
Когда попал в московскую академию фотографии, тогда, наверное, для меня фотография перестала быть хобби и стала профессией. Я увидел, что можно снимать, какой бывает фотография, и вернулся в Кишинев полный сил и желания заниматься фотографией. Но только через два года принялся работать, потому что у компании, которая меня отправила учиться, оказались сложности. В то время они не могли сделать мне студию, сам тем более не мог себе этого позволить. И только через два года компания сделала небольшую студию, я начал работать, но проработал там немного, потому что фотография — дело, которым можно заниматься самостоятельно без какой-либо фирмы и компании.
Почему вы решили открыть свою школу?
Я активно работал, у меня получалось. Меня стали узнавать, звать на телевидение, писали статьи какие-то обо мне, я участвовал в российском фотосайте. Однажды меня позвали в Мурманск провести воркшоп. Собрали группу, и я неделю преподавал фотографию. В тот момент почувствовал: мне это интересно, у меня получается, мне нравится, и, наверное, тогда и появилась мысль открыть школу. Я получал запросы, люди хотели прийти и посидеть на съемке, посмотреть, как это все происходит. Естественно, мне эта идея не нравилась. Никто у меня на съемках посторонний не сидел, но запросы-то были. В то время, наверное, начался рост интереса к фотографии среди молодежи, пошла волна желающих заниматься этим. В 2009 году я запустил школу.
Сколько уже учеников прошло через вашу школу?
Не считаю всех учеников, но думаю, что тысячи полторы точно. Я не во всех группах преподаю, только на более верхних ступенях. Сначала был какой-то подъем, много учеников, то есть желание у людей было еще не погашено, потом мы вышли на некую линию по количеству учеников, вот примерно на этом уровне находимся уже много лет.
Какой самый важный урок вам преподали ученики?
Неожиданный вопрос, я даже не задумывался! Регулярно у них чему-то учусь, от них меняется мой курс. То, что было сначала, и то, что сейчас, — разные вещи, и в основном это благодаря им. На уроках возникают какие-то вопросы, у меня появляется после этого мысль, что неплохо бы тему включить в дальнейший курс. И следующая группа уже это получает от меня с самого начала.
Как быстро окупились вложения в школу?
Я не бизнесмен и школа — не совсем бизнес. Это довольно закрытый клуб, общество по интересам. Мне очень хотелось собрать вокруг себя тех людей, которые будут уважать меня, которых я буду уважать, и это будет интересная компания, с общими интересами.
Школа не работает как бизнес в нашей стране, узконаправленная школа довольно тяжело развивается, во всяком случае, в фотографии. Или, может, я плохо двигаю бизнес, потому что еще раз говорю: я не бизнесмен. Не считал затрат, не считаю прибыли, не веду учет. Школа живет, ученики есть, и прекрасно.
Какой ваш любимый жанр фотографии?
Любимый жанр… есть фотографы, которые закрываются в одном определенном жанре, и остальное их не интересует. Это, с одной стороны, хорошо, потому что они более активно развиваются в этом жанре, достигают каких-то высоких уровней. Я люблю снимать разные. Когда-то активно снимал портреты. Сейчас люблю снимать стрит, хотя также продолжаю снимать портреты и раньше снимал стрит и пейзаж, люблю и натюрморт. Люблю каждый жанр. Они со своим характером, и в каждом есть свои плюсы, минусы, моменты, которых нет в другом жанре. Не могу не снимать пейзаж. Не могу не снимать людей: мне и то, и другое интересно, и я не вижу причин отказывать себе в том, что мне нравится. Поэтому не выделю любимый жанр, мне нравятся все жанры, от каждого получаю определенное удовольствие.
Сколько времени занимает одна фоторабота?
Все фотографии разные: над какой-то нужно работать одну минуту, над какой-то — одну секунду. Например, когда вы увидели кадр, сняли — и все, фотография готов, и больше ничего с ней делать не надо. А бывает фотография, которая может делаться годами: задумывалась очень давно, долго в голове это все варилось, доводилось до какого-то идеального момента, чтобы нравилось мне как автору. После этого подготовка, съемка, обработка. Все бывает по-разному совершенно.
- Основатель Flats for Friends Марфа Некрасова: «Желающим переехать советую купить билет»
- Яна Скопина: «Я ищу новые лица»
- Эльвин Адыгозел: «Если хочешь чего-то добиться, нужно уметь чем-то жертвовать»
- Элене Метревели: «Не прекращала рисовать, даже когда не видела ничего»
- Женисбек Пиязов: «Я думал о работе, а не о званиях»
В 2020 году у вас была съемка Кишинева утром 1 января. Чем вам она запомнилась?
Это была первая моя такая съемка: 1 января в 8 часов утра, когда еще не все даже закончили праздновать, я вышел на съемку. И снял много хороших фотографий, одна из которых «зашла» зрителю. Остальные два года это были почти безрезультатные прогулки. Но все равно интересно: пустой город, редкие прохожие, пьяный Дед Мороз. Можно поискать какой-то символизм в городе в это утро — начало чего-то нового или просто остатки старого. Я даже в прошлом году, по-моему, попал на телевидение, потому что ходили по улице с кого-то канала оператор с корреспондентом и спрашивали людей, как у них прошел Новый год, а тут увидели фотографа, вот и интервью.
Есть ли у вас самая любимая работа?
Много фотографий, которые мне нравятся. Сейчас я подумаю.
Есть, например, одна фотография, где огромная толпа велосипедистов. У нас проходило мероприятие, которое называлось «Тысяча велосипедистов». Ехали по дороге, и женщина с двумя сумками переходила дорогу. Она увидела, что дорога пустая, и, не глядя, что едут велосипедисты, пошла, потом увидела эту толпу, полиция забибикала, и она просто остановилась очень близко к краю. У меня в кадре полное ощущение, что она стоит прямо на дороге, и на нее едет огромная толпа велосипедистов. Есть сюжет, он необычен. Я оказался в тот момент, в ту секунду, когда нужно было оказаться, и выбрал правильный ракурс, создал это впечатление. У меня много любимых пейзажей, состояние природы в определенный момент, путешествую регулярно, оттуда много фотографий.
Как часто вы участвуете в конкурсах?
Конкурс — вещь нужная. Я всегда всем ученикам говорю: участвуйте. К сожалению, сам делаю это редко. Помню, как-то на конкурсе выиграл телевизор. Не так много участвовал, но в основном, если участвовал, были победы, что, конечно, очень приятно.
Что приносит вам наибольшее удовольствие в работе?
Удовольствие в работе приносит сама работа, сама съемка, а вообще бывает по-разному. Фотография — в первую очередь, конечно же, процесс. Съемки — это всегда интересно, хотя иногда бывает сложно. Мне даже не надо обрабатывать фотографию. Я ее уже видел, когда снимал, и как бы зачем ее обрабатывать, что-то еще с ней делать? Но бывают кадры, когда потом и обработка также приносит удовольствие, потому что от обработки очень много зависит.
Что, на ваш взгляд, необходимо для удачной фотографии?
Для удачной фотографии важно все. В первую очередь образование. То есть если я образованный фотограф, умею делать свое дело, у меня больше шансов. Больше работать, больше снимать, 150 раз идти в одно и то же место, чтобы наконец-то поймать тот кадр, заранее продумывать план съемки, ловить в портрете самый важный момент взгляда, когда что-то там блеснуло в глазах. Много важного, в каждом жанре свои какие-то важные вещи. Главное — быть вовлеченным, получать максимальное удовольствие от своей работы. Когда вы получаете удовольствие, вы делаете это со всей душой, и тогда будет результат.
Как изменилась фотосъемка за последние десять лет?
С приходом цифровой фотографии фотография вообще стала очень сильно меняться, и за последние десять лет — прямо небо и земля. Когда смотрю в архиве свои старые фотографии, замечаю это. Во-первых, даже и не помню, что это снимал. Во-вторых, мне немножко некомфортно, потому что за такие вещи иногда сейчас ругаю учеников, но в то время, десять лет назад, это была крутая фотка. Благодаря цифре мы можем отточить кадр до идеала, у нас есть возможность прямо во время съемки видеть, что получается, и доделывать, пока не будет идеально, а можем потом обработать и довести до идеала. Но это не значит, что фотография делается сама собой, не будет делаться сама собой. Все равно надо смотреть фотографу и видеть то, что он хочет сделать.
На ваш взгляд, что изменится еще через десять лет?
Сложно сказать, но думаю, изменения будут в ближайшие годы, потому что искусственный интеллект очень активно входит в нашу жизнь и появляются крутые картинки, сделанные искусственным интеллектом. Если бы я сделал такую фотографию, был бы очень доволен.
Потеряют ли фотографы работу?
Я считаю, что нет, никуда мы не денемся. Но искусственный интеллект точно что-то сильно изменит в подходе, в технике, в построении задачи. Посмотрим, что это будет.
Рекомендуем прочитать интервью с фотографом из Финляндии Нико Лаурила.