Серафима Злобина: «Творчество — это мой образ жизни»
Художник из Санкт-Петербурга — об искренности, интуиции и самости
Серафима Злобина создает эффектные кокошники из шелка и натурального бархата, придумывает яркие фотоработы в стиле сюрреализм и мечтает поработать с Gucci.
Сима, как вы сами позиционируете себя? Вы художник или дизайнер?
Все зависит от того, что вкладывать в эти понятия. И дизайнер, и художник — это люди, которые что-то создают. Но в профессии художника больше творчества и свободы, на мой взгляд. А деятельность дизайнера связана с промышленностью и серийным производством. Поэтому на данном этапе своей жизни я скорее художник. У меня нет производства, каждое изделие штучное и уникальное.
Вы рисуете с детства? Как поняли, что хотите развиваться в этом направлении?
Все было очень органично, мне всегда нравилось рисовать. Сколько себя помню, постоянно что-то делала руками: рисовала, вырезала, создавала аппликации. В детстве училась в художественной школе. Поэтому не было такого, что в один прекрасный момент проснулась и сказала: «Всё, теперь я художник!» Творчество — это мой образ жизни.
Ваши родители и окружение поддерживали вас?
Не всегда. Конечно, когда я была маленькой, родители поддерживали мои занятия, но со временем это изменилось. Ведь в обществе существует стереотип: творчеством невозможно заработать на жизнь, нужна серьезная профессия. Поэтому когда я начала делать свои кокошники или первые фотосессии в стиле сюрреализм, не все это поняли. Впрочем, меня это не остановило. Считаю, важно заниматься тем, что интересно и нравится, к чему есть способности. Если есть склонность к творчеству, очень важно пробовать себя в этом, делать свое дело искренне и полагаться на свою интуицию. Тогда все получится.
Вы учитесь в академии имени А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге…
Да, на 4-м курсе.
Важно ли художнику иметь классическое образование?
Классическое образование дает базовые знания, например, в истории искусства учат работать с цветом и формой. Все это может пригодиться, когда художник начинает создавать свой продукт или разрабатывать свой стиль. Иногда полезно сосредоточиться на том, что тебе не близко. Например, заняться академическим рисунком, потому что это развивает пространственное мышление. Высшее образование дает знания, которые помогают уверенно двигаться дальше и развиваться в творчестве и профессии. Все равно в какой-то момент художник без образования начинает интересоваться историей искусства, принципами и приемами работы с цветом и формой, академическим рисунком и так далее. Конечно, почти всю информацию сегодня можно найти в Интернете, но это будет хаотичный поиск, и он займет много времени. Университет позволяет получить необходимые знания относительно быстро и в систематизированном виде. Не обязательно брать из вуза все, посещать все занятия, но знания, полученные в университете, точно не будут лишними. Никогда не знаешь, что пригодится в жизни.
С чего все началось? Как вы поняли, что хотите создавать именно кокошники?
Счастливое совпадение. Я давно занимаюсь фотографией. Мне всегда нравилось придумывать и создавать сюрреалистические сюжеты. Чтобы сделать кадр необычным, я постоянно искала яркие детали для своих работ. Создавала реквизит по принципу: просто, броско, объемно. И в какой-то момент поняла, что классно было бы сделать кокошники и съемку с ними. По крайней мере это играет на культурных традициях и их можно интересно преподнести. Однажды прогуляла пару по истории искусств и за это время сделала кокошник. Просто нарисовала его гуашью, приклеила бусины и сделала фотографии. Меня так увлек процесс и так понравился результат, что захотелось делать подобное и дальше. Плюс, я получила очень теплый отклик и интерес в социальных сетях. Стилисты и фотографы стали запрашивать у меня изделия на съемки. В итоге я сделала коллекцию реквизитных кокошников и начала сдавать их в аренду. Потом случилась коллаборация с питерским брендом обуви Sintezia. Для этой съемки я сделала коллекцию кокошников в форме луны и солнца. Так все и закрутилось. При этом долго не считала себя художником по кокошникам, а просто делала то, что мне нравилось. Это был интуитивный и творческий процесс. В какой-то момент я переосмыслила все, что делаю. С одной стороны, углубилась в изучение традиций, а с другой, стала создавать кокошники с ориентиром на современность и модную индустрию. Сейчас создаю изделия из шелка, натурального бархата, кружева, бусин и страз. Работаю с ручной вышивкой и аппликацией. Такие изделия, которые выглядят оригинально и отвечают духу времени, — традиционные мотивы на современный лад.
С кем, помимо обувного бренда Sintezia, вы сотрудничали?
Была совместная история с петербургским магазином Old Baby Vintage, он еще называется «магазин самости». Вот это слово «самость», непривязанность к чему-то, меня и зацепило. Наша совместная съемка попала в главное городское издание «Собака.ru». Еще я участвовала в показе в «Пассаже» (один из старейших и крупнейших торговых домов в Санкт-Петербурге. — Ред.), где представила коллекцию кокошников.
А о каких коллаборациях мечтаете?
Я очень хочу поработать с музыкальными группами IC3PEAK, «Электрофорез», Shortparis. Из дизайнеров мне импонирует Татьяна Парфенова, хотелось бы посотрудничать с ней. Мечтаю сделать выставку своих работ в Эрмитаже. И за границей, конечно, тоже хочется провести выставки и другие проекты. Хотя не знаю, как сейчас это будет воспринято. В любом случае, мое творчество аполитично и выражает идеи свободы. Мечта номер один — поработать с Gucci. Меня очень вдохновляют их показы, необычные сочетания цветов.
Кто еще из творческих людей вам импонирует?
Мне нравится польская художница Агнешка Осипа. Она делает странные и замысловатые головные уборы, в том числе кокошники. Меня очень вдохновляет ее смелость, то, как она работает с формами и материалами, как упаковывает и презентует свой продукт. Нравится чувашская художница Полина Осипова. Она создает украшения из жемчуга, бисера и других материалов, делает инсталляции и перформансы. Люблю работы британского фотографа Тима Уолкера. Мне импонируют его сказочные сюрреалистические сюжеты.
- Галия Бисенгалиева: «Музыка стала моим образом жизни с детства»
- Елизавета Кирина: «Я люблю смотреть на замершее мгновение»
- Юлия Наумова: «Не нужно кричать незнакомому человеку в ухо или хлопать по плечу»
- Ника Манукова: «Бизнес – это мир акул, не каждая команда готова в него вступить»
- Сергей Кофанов: «Всегда остановлю экспедицию, чтобы помочь человеку»
Где вы ищете вдохновение?
Я много читаю, смотрю модные показы и телеграм-каналы, хожу на выставки. Все это формирует насмотренность.
Как приходят идеи?
По-разному. Нет определенного правила. Я могу просто идти и думать, что хотела бы воплотить какой-то мотив определенным образом. Допустим, меня очень вдохновляют восточные костюмы, узбекские принты, экзотика, яркие цвета. Если взять рисунок детской игрушки лошадки-качалки и раскрасить его по узбекским мотивам, получится ярко и оригинально. Эдакий микс культур. Во время подобных экспериментов с формами и цветом рождаются новые идеи. Мне интересно делать изделия, вызывающие эмоции. Рисуя эскиз, думаю, какую реакцию хотела бы получить. Это может быть, например, удивление. Дальше я задумываюсь о размере, форме и цвете. Недавно сделала кокошник в виде бабочки. Для отделки использовала гофрированное платье — складки придали изделию фактуру. Иногда опираюсь на мотивы русских сказок, рисунки в виде матрешек или мухоморов. Последние — один из моих любимых сюжетов. Но даже сказочные мотивы интерпретирую на современный лад. Мне не хотелось бы углубляться в прошлое. Я не зацикливаюсь на нем. Через свои работы предлагаю смотреть в настоящее. В мире все постоянно меняется, и много интересного происходит здесь и сейчас.
Вы же работаете без эскизов…
Я делаю эскизы, только если это очень важный заказ. Например, нужно утвердить идею с клиентом. Тогда делаю несколько эскизов на выбор. При этом в процессе создания что-то может поменяться. Но когда я работаю для себя, например, создаю новую коллекцию, эскизов не делаю, максимум наброски. Эскизы загоняют меня в рамки, в которых мне некомфортно.
Сколько времени в среднем уходит на создание одного кокошника?
Техника, в которой я работаю, — это микс аппликации и вышивки бисером. Один кокошник среднего размера могу сделать дня за два. А если с вышивкой, то потребуется дней пять. Если работа большая и сложная, то, конечно, на нее уйдет больше времени. Если нужно сделать много ручной вышивки, то работа может затянуться. Бывает такое, что я начинаю работу, делаю перерыв, а спустя месяц возвращаюсь к ней с новыми силами.
А вам принципиально, чтобы кокошники были массивными? Вам нравится работать с большими формами?
Очень нравится. Мне важно, чтобы мои работы были яркими и заметными. Но последний месяц для своей новой коллекции я создаю и маленькие варианты. Оказывается, это не менее увлекательно, чем делать большие изделия.
Как часто вы делаете новые коллекции?
Все зависит от пространства, с которым хочу поработать. Я стараюсь не делать больших перерывов в творчестве и каждый месяц выпускаю что-то новое. Это может быть и экспозиция, и коммерческое мероприятие, и съемка, и создание кокошников. То есть творческий процесс в моей жизни не прерывается.
Как видите свое дальнейшее развитие? В каких еще направлениях хотели бы себя попробовать?
Я, безусловно, продолжу делать кокошники и дальше. У меня много идей, которые хотелось бы реализовать. Но зацикливаться только на кокошниках не хочу. Мне было бы интересно создавать и другие аксессуары. Очень нравится роспись по ткани в технике батик, нравится создавать платки. Поэтому в будущем, возможно, разработаю коллекцию аксессуаров, а также одежды. Я бы сделала это в сказочном стиле. Кроме того, люблю рисование, люблю графику, делать черно-белые зарисовки. Плоскостная живопись меня тоже очень увлекает… поэтому есть много мыслей и путей. В ноябре у меня планируется выставка в Санкт-Петербурге.
Рекомендуем прочитать статью о художнике, иллюстраторе и дизайнере из Эстонии Юлии Валтанен.