Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Перспектива+
  • Японский ученик Гоголя и Достоевского
    100-летие со дня рождения Кобо Абэ в клубе Perspectum
Обновлено: 29.04.2024
Перспектива+
4 минуты чтения

Японский ученик Гоголя и Достоевского

100-летие со дня рождения Кобо Абэ в клубе Perspectum







































































Анна Шиманская

Его называют писателем-космополитом, глубоководным исследователем психологии души, певцом человеческого отчуждения, модернистом, авангардистом, экстравагантным, неординарным, разносторонним и парадоксальным. Все это о японском писателе и драматурге Кобо Абэ рассказала в клубе Perspectum культуролог-японист, журналист, кандидат философских наук, доцент МГЛУ Анна Шиманская.

100-летие со дня рождения Кобо Абэ в клубе Perspectum

На лекции «100 лет со дня рождения японского писателя Кобо Абэ» мы узнали, что Абэ Кобо (так правильнее по-японски) был одним из немногих иностранных писателей, кого переводили в СССР. Его романы «Четвертый ледниковый период», «Женщина в песках», «Чужое лицо» и другие читали многие советские книголюбы.

Но феномен этого японского писателя мы начали постигать со знакомства с его биографией. Родился он в Японии, но волею судьбы провел первые годы своей жизни и юношество в оккупированной японцами Маньчжурии, где в медицинском колледже работал его отец. После возвращения на родину Кобо тоже поступил на медицинский факультет, но врачом так и не стал. Свой писательский путь он начал со стихов, потом перешел к написанию более крупных произведений: повестей, романов и пьес.

100-летие со дня рождения Кобо Абэ в клубе Perspectum

«Возможно, именно то, что писатель вырос и сформировался как личность за пределами Японии, сделало его творчество лишенным выраженного национального колорита. То, что происходит на страницах его книг, близко людям совершенно разных национальностей и может случиться в любой точке мира», — рассказала Анна Шиманская.

Писатель очень любил русскую и европейскую литературу: восхищался Ф. М. Достоевским и А. П. Чеховым, а Н. В. Гоголя называл своим кумиром. Поэтому с восторгом воспринимал любое издание своих книг в России.

«Быть напечатанным в России — большая честь для любого писателя. Я давний поклонник русской литературы. Еще в школьные годы я был покорен творчеством двух ее гигантов — Гоголя и Достоевского. Я прочел почти все, написанное ими, и не один раз, поэтому причисляю себя к их ученикам», — говорит Кобо Абэ.

100-летие со дня рождения Кобо Абэ в клубе Perspectum

Будучи кандидатом на Нобелевскую премию и работая над своим последним крупным произведением «Вошедшие в ковчег», Кобо Абэ скончался в 68 лет от остановки сердца. Так и не получив желанную награду.

«Спустя 100 лет со дня рождения автора известные режиссеры продолжают экранизировать его романы, издатели выпускают электронные версии наиболее известных работ, в театрах идут спектакли по одноименным пьесам, а люди по всему миру приходят на показы, лекции и обсуждения творчества великого писателя. Не это ли настоящее признание гения Кобо Абэ», — подытожила свою лекцию Анна Шиманская.

100-летие со дня рождения Кобо Абэ в клубе Perspectum

Это интересно

Первые экранизации книг Кобо Абэ

«Западня» (1962) — фильм сочетает в себе элементы социальной драмы, повествующей о тяжелой жизни шахтеров, с мистическим сюжетом о расследовании убийства. Человек в белом костюме и белой шляпе закалывает ножом одного из шахтеров. Продавщице, которая это видела, он дает деньги и говорит: если убийством будет интересоваться полиция, она должна сказать, что убийцей был другой шахтер, с проплешиной. Человек в белом уезжает на мотоцикле. Дух шахтера поднимается с земли, оставляя тело лежать. Теперь он видит в поселке много людей и вскоре понимает, что все они — также призраки умерших.
Это первый фильм, входящий в тетралогию картин Хироси Тэсигахары по книгам Кобо Абэ.

«Женщина в песках» —философская драма-притча Тэсигахары, вышедшая на экраны в 1964 году. В центре сюжета — энтомолог-любитель Ники Дзюмпэй, который охотится за насекомыми в пустыне и опаздывает на последний автобус. Местные жители приглашают его переночевать в их деревне в доме у молодой женщины. Дом оказывается на самом дне ямы в песке, куда Дзюмпэя спускают по веревочной лестнице. На утро Дзюмпэй обнаруживает, что лестница исчезла, и он теперь должен выгребать песок, наносимый песчаными бурями, из своего нового дома. Поначалу он всячески противится этому, пытается сбежать, но после нескольких бесплодных попыток смиряется с положением.

«Чужое лицо» (1966) — философская драма, в которой повествуется о судьбе изуродованного вследствие неудачного опыта ученого-химика Окуямы. Он пытается найти себя в мире, где люди оценивают друг друга по внешнему виду. Обожженную кожу Окуямы доктор предлагает скрыть под маской, досконально имитирующей человеческое лицо, и господин Окуяма соглашается. Теперь он другой человек — свободный от прошлой жизни, от собственной жены и друзей, наконец, от самого себя. Чужое лицо позволяет ему пойти на серьезный психологический эксперимент…

«Сожженная карта» (1968) — фильм, в центре сюжета которого — частный детектив. Его наняла женщина, желающая найти своего бесследно пропавшего мужа. С самого начала детектив сталкивается с тем, что никто в окружении пропавшего — в семье и на работе — не хочет его найти, а только узнать причину исчезновения. На пути детектива то и дело неожиданно возникает работающий на мафию брат женщины, которого вскоре убивают в бандитских разборках. В результате детектив теряет работу, его избивают, и он теряет память.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю