Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Эльдар из рода Шенгелая
    Автору фильмов «Необыкновенная выставка» и «Голубые горы» исполняется 90 лет
Обновлено: 27.04.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Эльдар из рода Шенгелая

Автору фильмов «Необыкновенная выставка» и «Голубые горы» исполняется 90 лет


































































































































Эльдар Шенгелая

Автор: Дарья Борисова


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Кино как судьба

Полку Шенгелая прибыло

Козни Старого Года

Отдам паросский мрамор в хорошие руки

Притча в чистом виде

Режиссер на трибуне


26 января празднует юбилей классик грузинского кино, представитель славной творческой династии Эльдар Шенгелая. Его фильмы «Необыкновенная выставка», «Мачеха Саманишвили», «Голубые горы, или Неправдоподобная история» — из самых ярких, значительных в истории грузинского кинематографа.

А этот кинематограф, как известно, знаменит и чрезвычайно почитаем во всем мире.


Кино как судьба

Николай Шенгелая
Николай Шенгелая

Эльдару Шенгелая буквально на роду было написано стать кинематографистом. Он родился в семье кинорежиссера Николая Шенгелая и актрисы Нато Вачнадзе — пионеров грузинского и даже шире: советского кино. Николай Шенгелая учился и начинал свой режиссерский путь под крылом у таких крупных деятелей советского авангарда, как Котэ Марджанишвили и Лев Кулешов. Он прожил короткую жизнь (в 1943-м Николай Шенгелая умер, не окончив работу над картиной «Он еще вернется»), но его фильмы «Элисо» (1928), «Двадцать шесть комиссаров» (1932) дали живительный толчок развитию кино в Грузии. А поднять до невероятных художественных высот национальное киноискусство предстояло поколению его детей — режиссеров Эльдара и Георгия Шенгелая, их сверстников Отара Иоселиани и Тенгиза Абуладзе.

Фильм «Элисо»
Фото: kinopoisk.ru

Супруга Николая Шенгелая (и мать сегодняшнего юбиляра) Нато Вачнадзе была востребованной актрисой, но вдобавок освоила еще и профессию режиссера документального кино и монтажера, ассистировала знаменитой Эсфири Шуб в работе над фильмом «К.Ш.Э.» («Комсомол — шеф электрификации», 1932). Мужа она пережила всего на десять лет. В 1953 году Нато Вачнадзе погибла, возвращаясь из Москвы в Тбилиси: в самолет попала молния. Ее старший сын Эльдар к тому моменту только стал студентом ВГИКа.

Нато Вачнадзе
Нато Вачнадзе

Полку Шенгелая прибыло

Эльдар и Ариадна Шенгелая
Эльдар и Ариадна Шенгелая

По признанию самого Эльдара Николаевича, в школе он учился плохо, был шалопаем и в 18 лет еще не знал, чем хочет заниматься в жизни. Поступил в тбилисский политех на гидротехнический факультет, но не проучился там и года. Все-таки решил идти в кино. Мать не слишком обрадовалась такому решению, поскольку в послевоенном кинематографе тогда шла печальная пора «малокартинья», на тбилисской киностудии «Грузия-фильм» даже не каждый год выходило по полнометражному фильму. И кому нужны новые режиссеры, если у старых нет работы… Но программу ВГИКа Нато Вачнадзе все-таки достала для сына — и он засел в библиотеке. В итоге написал лучшее сочинение на вступительных экзаменах и стал студентом мастерской знаменитого режиссера и теоретика кино Сергея Юткевича. Помимо прочего, во ВГИКе Эльдар Шенгелая обрел верного друга, соавтора своих первых фильмов Алексея Сахарова и жену — студентку актерского факультета красавицу Ариадну Шпринк. Да-да, это та самая Ариадна Шенгелая — Татьяна Ларина в фильме-опере «Евгений Онегин», директор ДК Леночка в комедии Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!», княгиня Вера в «Гранатовом браслете» Абрама Роома и княгиня Вахвари в фильме Георгия Данелии «Не горюй!», жена Франсиско Гойи в фильме Конрада Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания». Она начала сниматься, еще учась во ВГИКе, и стала звездой оттепельного кино. По окончании института уехала за мужем в Тбилиси и удивительным образом вписалась в тамошнюю колоритную, не похожую ни на какую другую жизнь.


Козни Старого Года

В начале 1950-х Нато Вачнадзе беспокоилась, что у сына может не случиться работы в кино, но как раз в то время, когда он учился во ВГИКе, ситуация кардинально изменилась: началась оттепель, советский кинематограф вступил в самый плодотворный свой период, и ему нужны были кадры на всех фронтах. Режиссерское поколение Эльдара Шенгелая счастливо шагнуло из-за студенческой парты на съемочную площадку. Жаль, что прекрасная актриса не дожила до этой благотворной поры и не увидела фильмов своих сыновей (вслед за старшим братом режиссерский факультет ВГИКа окончил и Георгий Шенгелая).

Две первые картины однокурсники Алексей Сахаров и Эльдар Шенгелая сняли дуэтом, то есть вдвоем, на «Мосфильме». Они работали в жанре «современной сказки», искали способы адаптировать фольклорные или авторские сказочные сюжеты. В «Снежной сказке» Сахарова и Шенгелая впервые появился на киноэкране Евгений Леонов. Именно из-за его персонажа фильму не дали хода (выпустили в прокат мизерным тиражом) — он сыграл коварного ретрограда по имени Старый Год, который чинит препоны Новому Году. Как показалось бывалым редакторам/цензорам, леоновский Старый Год очень смахивал на тогдашнего главу государства Никиту Сергеевича Хрущева. Третью картину Эльдару Шенгелая довелось тоже делать в партнерстве с однокурсником — но уже не с Сахаровым, а с земляком Тамазом Мелиавой, и снимали они свой «Белый караван» на родной студии «Грузия-фильм». Главную женскую роль в этой драме сыграла Ариадна Шенгелая. В основе рассказанной ими истории лежала актуальная в тот период тема: молодые люди старались перебираться с земли в города. Рыбачка Мария хочет жить в доме предков и растить в нем будущих детей, а ее возлюбленный чабан Гела мечтает о комфортной городской жизни — такое вот печальное расхождение в устремлениях героев фильма. «Белый караван» «попал» в зрителя, у фильма была хорошая фестивальная судьба: картину отправили от СССР на Каннский фестиваль 1964-го, а на родине, на I Всесоюзном кинофестивале, отметили премией «За поэтическое киноповествование о человеке и труде».


Отдам паросский мрамор в хорошие руки

Фильм «Необыкновенная выставка»

В самостоятельное режиссерское плавание Эльдар Шенгелая отправился, работая над фильмом «Необыкновенная выставка» (1968). Он был снят по сценарию Резо Габриадзе — поистине человека-оркестра, равно прославившегося в кино и театре. Его историям (а это «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза») присущи своеобразный печальный юмор, знание человеческой природы, нежность к чудакам и «неудачникам». Его сценарий про скульптора Агули, разменявшего свой дар на прибыльную халтуру, попал по адресу: Эльдар Шенгелая снял замечательно тонкий, смешной и грустный фильм. Кто-то смотрел его как анекдот, кто-то «нырял» поглубже и считывал философское послание: к своему таланту надо относиться ответственно. А для советской культурной элиты «Необыкновенная выставка» стала тем зеркалом, что отразило малопривлекательную картину. Многие творцы зажили хорошо на высокооплачиваемых «заказах», утеряв независимость, творческую смелость и, как следствие, талант. Однако Резо Габриадзе и Эльдар Шенгелая не отказали своему герою Агули в благородстве. Когда тот окончательно понял, что уже никогда не создаст заветную в юности задуманную скульптурную композицию, он подарил драгоценный паросский мрамор своему ученику. Ведь у того еще все впереди.


Притча в чистом виде

Кадр из фильма «Голубые горы, или Неправдоподобная история»
Кадр из фильма «Голубые горы, или Неправдоподобная история»

Фильм «Голубые горы, или Неправдоподобная история» Эльдар Шенгелая снял через пятнадцать лет после «Необыкновенной выставки», в 1983 году, но от одной картины к другой словно мостик перекинут: «Голубые горы» тоже много сообщали об атмосфере в обществе и фиксировали интересные процессы в жизни этого общества. Если в «Необыкновенной выставке» критики находили элементы притчи, то «Голубые горы» были уже притчей в чистом виде, а сюрреализм даже особо не прятался за фиговыми листочками «целебной сатиры». Лучше всего коллизию этого фильма описывает циничная поговорка советской поры «Государство делает вид, что нам платит, а мы делаем вид, что работаем». Главный герой фильма Эльдара Шенгелая, молодой писатель Сосо принес свой рассказ в издательство, но ни у кого там нет времени его прочитать, отрецензировать, пустить в работу. Потому что каждый рабочий день сотрудников издательства наполнен множеством дел, к работе не относящихся. Одни редакторы с головой ушли в модное поветрие — изучают французский язык, другие увлеченно играют в шахматы, директор перемещается из-за трибуны президиума на банкет, потом опять на трибуну, и так по кругу… Проходят месяцы, редакция переезжает в новое здание (в старом пошли трещины по стенам, и оно вот-вот рухнет), но рукопись Сосо так и лежит непрочитанная. «Эдуард, если мы что-то не предпримем, на нашу голову тоже свалится потолок, как в этом фильме», — сказал после просмотра «Голубых гор» Михаил Горбачев Эдуарду Шеварнадзе. Недавно выбранный и относительно молодой генсек ЦК КПСС случайно увидел фильм на закрытом показе в грузинском санатории. Увидел и оценил — только его слово и открыло картине дорогу на экраны. В 1985 году авторы «Голубых гор» были удостоены Государственной премии СССР, а в 1986-м картина представляла Советский Союз в конкурсе «Панорама» на Берлинском кинофестивале — все это свидетельствовало о наступлении необратимых перемен под названием «перестройка».


Режиссер на трибуне

Да, на долю поколения, к которому принадлежит Эльдар Шенгелая, выпала перестройка. Дети оттепели всю жизнь приближали перемены, как могли, но многих из них эти самые перемены увели из профессии. Известные люди, харизматичные лидеры кинематографического цеха — они были призваны обществом, каждый в своем образовавшемся после распада СССР государстве, в политику, в сферу построения новой государственности. С конца 1980-х годов Эльдар Шенгелая несколько раз избирался в парламент Грузии, возглавлял там Комиссию по культуре, входил в оргкомитеты разных политических и общественных организаций, партий. Возможно, он мог бы снять еще несколько прекрасных мудрых фильмов, будь он и в эти годы кинорежиссером. Но времена не выбирают. Как знать, от скольких смертельных поворотов уберегли грузинскую политику, грузинский парламентаризм ум, мудрость и режиссерская хватка Эльдара Шенгелая.

Рекомендуем прочитать статью о режиссере Данелии Георгии Николаевиче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю