Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 29.04.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Волшебный мир грузинского фольклора

Сказки, эпос, легенды и народные песни


















































































































































Волшебный мир грузинского фольклора: сказки, эпос, легенды и народные песни
Фото: mykaleidoscope.ru

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:


В Грузии культурные традиции выражаются через языковые и музыкальные диалекты. Грузинский фольклор — уникальное и разнообразное наследие, которое отражает культурные и исторические особенности страны. Расскажем о грузинском фольклоре и разберём его основные аспекты.


Грузинские сказки

Грузинские сказки
Фото: wbbasket.ru

Существуют различные мнения о точном времени зарождения грузинского фольклора. Ключ к его пониманию лежит в музыке грузинского народа. Основой всего фольклора является древнее многоголосное песнопение. Мествир — так называли странствующих певцов-сказителей, которые были одновременно поэтами, певцами, музыкальными исполнителями. Они путешествовали по Грузии, развлекали народ на праздниках преданиями и сказами. Грузины трепетно относились к творениям певцов-сказителей. Создание письменной исторической и художественной литературы не повлияло на сохранение наследия устного творчества. В фонде национальной культуры грузинского народа сохранены образцы раннего, дохристианского языческого фольклора.

Грузинская народная сказка — часть культуры и истории страны. В ней отражено древнее мифологическое представление о мире, добре и зле, справедливости и судьбе. В грузинских сказках часто присутствуют герои, обладающие необычными способностями и силой, помогающей побеждать зло. В сказочном эпосе Грузии встречается большое количество сюжетов, которые широко распространены в странах ближнего Востока и Европы (например, схожи богоборческие истории, сказки о похищении огня, победе над змеем, легенды о заточенном короле). Интересный персонаж грузинской волшебной сказки — конь-чародей. Сказки, в отличие от легенд, на которых сильно повлияло христианство, сохранили отдалённую связь с мифологической системой. В них отразились представления о животных как о чудесных помощниках человека, основанные на древних тотемистических верованиях. Волшебный конь из сказок полностью проявляет все детали своего мифического происхождения: он гораздо мудрее и сильнее героя, которому оказывает помощь.

Грузинские сказки
Фото: libmir.com

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

Китайские имена и их значение

Женские и мужские японские фамилии

Белорусский алфавит

Корейские иероглифы

Грузинскиe популярные фамилии

Особенности грузинских сказок:

  • Главные герои — простые труженики, наделённые высокими моральными качествами: трудолюбием, добросовестностью, смелостью и щедростью.
  • Распространены образы фантастических существ, таких как дэвы, демоны, колдуны с чёрной душой, змеи, драконы, которые враждебно относятся к людям и похищают женщин.
  • В сказках описываются приключения героев, связанные с поиском любимой, преодолением препятствий и социальной борьбой за свободу.
  • В некоторых сказках присутствуют элементы философии (размышления о жизни и смерти, нравоучительные притчевые вставки).

Легенды Грузии

Легенды Грузии
Фото: Diego Delso / wikimedia.org

Особое место в фольклорной традиции занимают христианские легенды. Они передавались из уст в уста многими поколениями, а вариации их были записаны писцами. Увидеть переплетение народного вымысла и религии можно на примере самых древних, повлиявших на развитие страны легенд. Например, легенда о строительстве первого деревянного храма Светицховели, место для которого выбрала Нино Каппадокийская (жившая в IV веке нашей эры), рассказывает о череде чудес. При распятии Христа в Иерусалиме находились два еврея из Грузии: Элиоз Мцхетели и Лонгиноз Карснели. Элиоз привёз хитон (рубашку, в которую был одет Иисус Христос во время распятия на кресте) в Мцхету. Первым, кто встретил странника, была его сестра Сидония. Она приняла от него хитон, прижала к груди и тотчас умерла. Ее похоронили вместе с рубашкой. Нино выбрала её место захоронения для строительства храма. Кедр, выросший на могиле Сидонии, был взят за основу храмового столпа. Вытесанное дерево никак не устанавливалось на выбранном месте. Святая Нино целую ночь молилась, просила помощи в строительстве. Наутро с неба спустился юноша, вознёс столп высоко в небо, а затем опустил его на необходимое место. Нино назвала храм «свети-цховели» — «живой столп». Это строение, перестроенное несколько раз, стоит до сих пор и считается главным кафедральным патриаршим храмом Грузинской православной церкви.

Легенды Грузии
Фото: tochka-na-karte.ru

Множество грузинских легенд посвящено историям чудесного возведения городов и значимых архитектурных строений. Одна из самых известных — легенда об основании Тбилиси. Царь Вахтанг Горгасал, отправившись на охоту, обнаружил горячие источники, в которые попали фазан и преследующий его царский сокол. Окрестности источников были настолько прекрасными и чарующими, что царь, вернувшись в свои покои, сразу же снарядил отряд для строения престольного града, будущей столицы Грузии.


Эпические произведения

Эпические произведения Грузии
Фото: wikipedia.org

Самое известное народное сказание Грузии — полулегендарный богатырский исторический эпос об Амиране, прикованном к Кавказскому хребту богоборце. Родственными герою являются персонажи: абхазского фольклора — Абрскил, армянского фольклора — Артавазд и Мегр, древнегреческих мифов — Прометей. «Амираниани» считают самым древним эпическим произведением Грузии. В нём отражено своеобразие образного мышления народа. Герой грузинского эпоса прикован к столбу и заточен в пещере из-за своего богоборческого нрава. Раз в семь лет вход в пещеру приоткрывается и Амирани можно увидеть. Собака лижет цепь, которой он прикован, со временем её звенья станут совсем тонкими. Герой расшатывает столб, чтобы вырваться и отомстить за мучения. Каждый раз, когда столб поднимается, прилетает птичка трясогузка, садится на его верхушку, не позволяя Амирани освободиться окончательно. Так, малыми волшебными силами, сохраняется мир на Земле.

Интересны образцы грузинского средневекового романтического эпоса, которые дошли до нас в разрозненных устных прозаических и поэтических фрагментах X–XII веков. Один из самых полных эпосов — «Этериани», о любви пастушки Этери и царевича Абесалома, желающего жениться на девушке против воли царя. Дворцовый визирь Мурман, завидующий царевичу, с первого взгляда влюбляется в Этери, поэтому для предотвращения свадьбы продаёт душу дьяволу. С помощью полученных злых сил он насылает на девушку страшную болезнь и убеждает Абесалома отдать красавицу, поскольку владеет лекарством. Несчастный царевич умирает от горя, а Этери кончает с собой. Их хоронят рядом, чтобы они воссоединились. Но даже после смерти возлюбленным нет покоя: Мурман решает похоронить себя между ними. На его захоронении вырастает высокая живая изгородь, разделяющая растущие на могилах влюблённых цветы: розы Абесалома и фиалки Этери.

Тема любви в грузинском фольклоре часто перекликается с темой социальной борьбы. Эпический жанр существовал вплоть до XIX века, поэтому во времена крестьянских восстаний было создано множество народных поэм, в которых изображались побеги и протесты крестьян. «Сказание об Арсене», датируемое 40-ми годами XIX века, повествует о реальном крестьянском герое из села Марабды. Сказания о его жизни исполнялись бродячими музыкантами. Арсен — заступник угнетённых, который боролся против князей и дворян. Он — жертва не только социальной несправедливости, но и несчастной любви. Его фольклорный образ послужил прототипом для героев целого ряда произведений грузинского искусства.

Эпические произведения Грузии
Давид Мартиашвили, “Крестьянка”

Грузинский фольклорный эпос стал источником вдохновения для многих авторов. Каждый сюжет находит выражение в письменной литературе:

  • Повествованию о силе Амирани соответствует единственный полноценно сохранившийся до наших дней рыцарский грузинский роман «Амиран-Дареджаниани», предполагаемого авторства Мосе Хонели (XII век).
  • Фольклорные сказания о смелом рыцаре Тариэле нашли выражение в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Народные образцы до нас почти не дошли, но в некоторых письменных источниках зафиксированы упоминания любовно-приключенческого народного эпоса «Тариэлиани».
  • Эпос «Этериани» вдохновил поэта Важа Пшавела на создание поэмы и стал прообразом для монументальной оперы Захария Палиашвили — «Абесалом и Этери».

Народная лирика

Народная лирика Грузии
Фото: Ekaterina Solovey / timeout.ru

Традиционная грузинская музыкальная культура и танцевальные жанры выросли из песенного народного творчества. Народная музыка произошла из духовных песнопений, текста передавались из поколения в поколение, были частью многих сфер жизни людей. Песни сопровождали полевые работы, свадебные обряды, охоту, исторические и героические события, танцы и развлечения.

В исторических летописях VIII–IV веков до нашей эры зафиксированы трудовые, походные и хороводные песни. К древним относят такие виды песен:

  • величальные,
  • поминальные,
  • заклинательные — песни-обращения к солнцу, духам предков.

После принятия христианства (337 год нашей эры) народное песнопение постепенно стало церковным. С V века песенное искусство включалось как предмет в программу церковных грузинских школ. В течение многих веков происходила систематизация гласов, разрабатывалась система музыкального письма и сборники духовных песнопений. С X века развивалась творческая и научная деятельность песнопевцев, гимнографов. Миккел Модрекили в 970-х годах нашей эры составил крупный сборник «Иадгари», в который, кроме собственных хоровых произведений, внёс древние напевы и гимны, записал их знаками музыкального письма, сохранил древние песенные образцы для потомков.


Хоровое пение

Хоровое пение Грузии
Фото: top-fon.com

Музыкальное творчество Грузии является неотъемлемой частью национального фольклора. Особое место занимают многоголосные хоровые песни, которые исполняются на народных праздниках и торжествах. На карте нынешней Грузии выделяют 15 музыкальных диалектов, каждый из которых строится на собственной интонации и полифонии.

О чем древние традиционные хоровые песни:

  • Охотничьи песни о привлечении удачи.
  • Военные песни, сопровождающие построение, обращены к предкам.
  • Земледельческие темповые песни поются для координации полевых работ.
  • Лёгкие песни сопровождают бытовые процессы (дойку коров, изготовление вина, забор воды) для развлечения.
  • Хоровые, плясовые песни, сопровождающие рождение, свадьбу, болезнь, погребение, — для правильного проведения ритуала.

Жанров народных песен в Грузии великое множество: рабочие, застольные, эпические, церковные песни, романсы. Смешение светской и церковной традиций пения положило начало самобытному грузинскому жанру: «народно-священному» песнопению, которое исполняется в канун церковных праздников. С 2001 года грузинское хоровое пение внесено в список «Нематериального культурного наследия» ЮНЕСКО. Почти в каждом грузинском селе найдётся хор высочайшего уровня, исполняющий древние фольклорные песни, легенды, сказания. Самой известной считается застольная хоровая песня «Чакруло», посвящённая приготовлению воинов к битве против тирана, угнетающего народ. Запись этой песни в 1977 году была отправлена на борту зондов «Вояджер» в путешествие по границам Солнечной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю