Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Мария Макуш
  • Сергей Зайцев: «Документальное кино рассчитано на тех, кто приучен думать»
    С 7 по 14 ноября в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына пройдет XVI Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»
Обновлено: 27.04.2024
Мария Макуш
6 минут чтения

Сергей Зайцев: «Документальное кино рассчитано на тех, кто приучен думать»

С 7 по 14 ноября в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына пройдет XVI Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»

































































































Сергей Зайцев

Об истории фестиваля и его сегодняшнем дне, о фильмах, которые смогут увидеть гости фестиваля рассказывает директор и художественный руководитель киностудии «Русский путь», президент киноклуба «Русский путь», президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», член-корреспондент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, лауреат премии «Золотой Орёл» кинорежиссер Сергей Зайцев.


Вы согласны с мыслью, что тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего?

Было бы странным не согласиться. Представим себе, что мы с вами не знаем своего прошлого… Совсем не знаем. Можем ли мы жить в современном мире? Можем, конечно. Но о чем мы будем рассказывать детям? Только о времени, равном своей жизни. Так поступали большевики, потому что опираться они могли только на свое коммунистическое прошлое, коммунистическую историю, которая началась в 1917 году. Ну или немногим раньше. Но даже они спустя полтора десятилетия своего правления пришли к тому, что надо рассказывать в школах о Суворове и Кутузове. Потому что поняли: человек без корней не способен ни на какую победу. А значит, и будущего у него нет. Конечно, они много врали — о наших царях, например, многого просто не говорили. Это делало образование в советских школах однобоким, но историю мы учили. И если Гумилева, к сожалению, не знали, то все-таки знали Лермонтова.


Международный кинофестиваль «Русское зарубежье» рассказывает как раз о прошлом: о трагической истории России в ХХ веке и наследии русской эмиграции. Сегодня тема эмиграции актуальна как никогда. Как вы думаете, удалось ли нам выучить уроки истории? И если нет, то почему? И что нужно сделать, чтобы их все-таки выучить?

Конечно, эти уроки нами не выучены. В советское время о русской эмиграции нам, естественно, не рассказывали. А когда пришла перестройка, уже довольно трудно стало отделять зерна от плевел. История как таковая на долгое время вообще перестала интересовать многих наших сограждан, ведь у них были дела поважнее — бизнес, например. Кроме того, в хлынувшем на нас потоке разнообразной информации нужно было разбираться серьезно, а не просто делить белых и красных на плохих и хороших. И вот до сих пор у нас так и не нашлось, по большому счету, ни времени, ни желания, чтобы как следует погрузиться в это. В ту часть русской истории, которая была от нас скрыта в течение семидесяти лет. Есть довольно узкий круг специалистов и огромное количество людей, которые до сих пор считают прославленных русских генералов Корнилова, Деникина и Врангеля белобандитами. Можно лишь развести руками. А то, что сегодня наши граждане бегут из своей страны, сравнивать это с великим Русским Исходом столетней давности никак нельзя. Тогда уезжали патриоты России не принявшие диктата Лениных и Троцких, пришедших к власти в результате государственного переворота, и заявлявших прямо: уезжайте или расстрел! Поэтому повторю, сравнивать сегодняшнюю ситуацию с той невозможно.


Какие темы будут затронуты на кинофоруме в этом году?

На каждом фестивале мы рассказываем о том, как в тяжелейших условиях беженской жизни русские люди не просто сумели сохранить честь и достоинство, но и работали на благо далекой родины. Многие понимали, что вернуться им не суждено, но привили своим детям верность Отечеству. В этом году наш фестиваль посвящен 100-летию окончания Гражданской войны в России. Мы покажем ряд новых фильмов, посвященных октябрьской трагедии 1917 года, братоубийственной войне и Русскому Исходу. Например, «Философский пароход» — высылка из России блестящих русских философов и ученых, со времени отплытия которого также минул век, все та же страница истории Гражданской войны, которую наша страна больше никогда не должна пережить. Кроме того, мы покажем фильмы к юбилеям великих русских изгнанников — Надежды Тэффи, Игоря Стравинского, Андрея Тарковского и других.


На канале «Россия Культура» выходит цикл документальных фильмов «Русские в мировой культуре», созданный на киностудии «Русский путь». Как вы выбираете героев? Ведь среди них есть как более, так и менее известные широкой аудитории люди…

Прежде всего это зависит от масштаба личности героя. Масштаб, как правило, очевиден. Затем мы пытаемся оценить, насколько он известен, а вернее сказать, неизвестен в России. После этого уже думаем о том, можно ли вообще рассказать об этом человеке языком кино. Остались ли после него архивы, кому принадлежат права на его наследие, есть ли специалисты, которые исследовали его творчество или труды, если речь идет об ученом. Иногда отказываемся от героя, если становится очевидно, что столкнемся с обстоятельствами непреодолимой силы. Например, если невозможно получить права на использование наследия. Пока нам по большей части везло. В нашем цикле вышли хорошие картины об Александре Понятове — изобретателе первого в мире видеомагнитофона, Сергее Жарове — основателе всемирно известного хора донских казаков, лауреате премии «Оскар» актере Юле Бриннере… Всего в цикле «Русские в мировой культуре» мы создали около сорока картин.


Вы также являетесь председателем комитета по награждению медалью имени Михаила Чехова. Почему именно он?

Для тысяч русских актеров, режиссеров и драматургов, для Дома русского зарубежья, нашей киностудии и для меня лично Михаил Чехов самый настоящий герой. Великий актер и великий педагог, развивший систему своего учителя Станиславского и создавший прекрасную школу. Он привил ее на Западе. Но если б не революция, на школе Михаила Александровича выросло бы к сегодняшнему дню несколько поколений русских актеров. Можно, конечно, считать, что и Станиславского нам достаточно, но здесь я вернусь к вопросу об образовании: можно знать только Лермонтова и не знать Гумилева и считать себя гармонично развитой личностью. Но это так и не так одновременно. Наша награда вручается за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства и носит имя Михаила Чехова потому, что Чехов великий сын земли Русской.


Какие герои вас занимают сегодня? Над чем вы работаете?

Недавно я закончил фильм о своем учителе, прекрасном актере, педагоге и режиссере Игоре Иосифовиче Классе, которого зрители хорошо помнят по роли Варлама Шаламова в сериале Николая Досталя «Завещание Ленина». Мне давно хотелось поговорить со своим наставником перед камерой, хотелось сохранить для будущих поколений его опыт. Кстати говоря, он тоже создал что-то вроде системы… Системы работы режиссера с актером. Учитель любил рассуждать о так называемом принципе переделывания партнера. На этом, как говорил Класс, вся хорошая драматургия строится.


А массовому зрителю в целом интересно документальное кино? Или оно все-таки рассчитано на узкий круг зрителей? Как изменилось отношение к этому жанру за последние десять-пятнадцать лет?

Конечно, документальное кино рассчитано на тех, кто приучен его смотреть, приучен думать. За последние лет двадцать кино в мире окончательно превратилось в аттракцион, в развлекательное путешествие с попкорном в руках. И мне кажется, что за последние годы отношение к документальному кино не изменилось. Его, как и прежде, смотрит прежде всего элита. Люди с хорошим образованием, желающие расширять кругозор.


Вы много работаете и общаетесь со студентами, в том числе в рамках фестиваля «Золотой Витязь». Кто из молодых режиссеров-документалистов вам наиболее интересен?

Тот, кто экспериментирует, не боится высказывать свою точку зрения, пусть и спорную. Потому что для того чтобы расти, ошибки делать необходимо. И, конечно, тот, кто влюблен в профессию. Это же сразу видно. По первой же картине. Могу даже назвать одного из таких режиссеров, которого непременно ждет большое будущее в кинематографе. Это Юрий Сысоев, с которым мы когда-то познакомились на «Золотом Витязе». Человек находится в постоянном поиске и действительно делает успехи. Он стоит на пороге большого кино.


Как вы думаете, не случись «Философского парохода», какой бы наша страна была сегодня?

Прогнозами такого рода я не занимаюсь. Мне только очень и очень жаль, что Россия потеряла тех, кого она потеряла в годы Гражданской войны. Не просто миллионы своих сограждан, которые уехали, но тысячи блестящих умов, прославлявших Отечество. В том числе и в изгнании.

Мария Макуш

журналист, редактор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю