Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 04.05.2024
Кристина Сарханянц
7 минут чтения

Концерты месяца: главные события мая













































































































Главные концерты мая 2024
Ансамбль современной музыки Reheard. Источник: Reheard / VK

Perspéctum продолжает рассказывать о самых интересных музыкальных событиях ближайшего месяца. В мае — диалог в музыке современного российского и классического немецкого композиторов, встреча романтизма и модернизма в художественной галерее, а также концерты новой японской музыки, фортепианной музыки и джазового поджанра Modern Bop.


Мартынов и Вагнер. Come in!

Когда: 4 мая

Где: ДК «Рассвет»

Билеты: 1200 ₽

Персимфанс, или Первый симфонический ансамбль, — это удивительный, первый в истории академической музыки симфонический оркестр без дирижера, существовавший в Москве с 1922 по 1932 год. Возрожденный в 2008 году, в этом мае Персимфанс исполнит в ДК «Рассвет» классическое произведение российского композитора и философа Владимира Мартынова Come in! для струнного ансамбля, скрипки, глокеншпиля и деревянной коробочки. Сочинение 1985 (!) года впервые было исполнено в 1988-м и сопровождалось эпиграфом из св. Иоанна Лествичника: «Лествица (то есть лестница) в Небесное царство находится внутри тебя… В ответ на наш стук мы услышим голос, говорящий нам: войдите!».

Так Come in! звучит в исполнении солистов Московской государственной филармонии. На скрипке солирует Гидон Кремер

Согласно пресс-релизу вечера на сайте ДК, стук этот — а солирует в концерте деревянная коробочка, — снова и снова прерывает мерное течение нежнейших скрипичных паттернов, и все повторяется заново. Перед Come in! участник Персимфанса Петр Айду также исполнит фортепианный парафраз на темы из оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», переводящий программу вечера в неожиданный регистр.


Warm die Lüfte: концерт Île Thélème Ensemble

Когда: 13 мая

Где: пространство Île Thélème

Билеты: 1500 ₽

Другая неожиданная встреча — романтизма и модернизма — обещана в новой программе Île Thélème Ensemble Warm die Lüfte. Четыре песни op. 2 Альбана Берга на стихи Фридриха Геббеля и Альфреда Момберта и вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса, а также «Две русские песни» на стихи Райнера Марии Рильке Леонида Десятникова тут будто вызывают дух Шумана и запечатлевают сны и видения. Исполнят эту исключительную программу участницы ансамбля Île Thélème — сопрано Татьяна Бикмухаметова и пианистка Наталья Соколовская.

Отрывок из «Двух русских песен» Леонида Десятникова в исполнении Алексея Гориболя (фортепиано) и Владимира Напарина (тенор)

Варвара Мягкова в «Зарядье»

Когда: 17 мая

Где: Малый зал концертного комплекса «Зарядье»

Билеты: от 600

В середине мая в «Зарядье» — сольный фортепианный концерт Варвары Мягковой. Окончившая Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (класс Елены Пляшкевич) и Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс Ксении Кнорре) пианистка — лауреат Всесоюзного конкурса юных пианистов (Москва, 1992) и Международного конкурса пианистов в Андорре (2002; III премия).

В 2002–2015 годах Мягкова работала концертмейстером Большого детского хора ВГТРК, а с 2000-го выступает в качестве солиста и концертмейстера на лучших площадках столицы (Большой и Малый залы Московской консерватории, Московский концертный зал «Зарядье», Московский международный дом музыки, Камерный зал Московской филармонии, Бетховенский зал Большого театра России). В 2019 году Варвара была приглашена Борисом Березовским на фестиваль «Летние вечера в Елабуге», что дало мощный импульс развитию ее карьеры.

В сентябре 2021 года на лейбле FANCYMUSIC вышел диск с «Эскизами XIII–XVI» композитора Сергея Ахунова, созданными специально для Мягковой и записанными ею на трех старинных инструментах (Blüthner 1908, Diederichs Frères 1895, Carl Goetze 1895) в Музее-мастерской фортепиано Алексея Ставицкого в Рыбинске. В июне 2022-го на том же лейбле Варвара выпустила альбом Sacred & Profane («Священное и мирское»), на котором представлены две пьесы из цикла Мессиана «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса», шесть сонат Доменико Скарлатти, пять прелюдий и фуг из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха и еще три его произведения, переложенные Фредериком Кемпфом для сольного фортепиано.


«Рассвет не наступит»: новая японская музыка

Когда: 22 мая

Где: ДК «Рассвет»

Билеты: 1200 ₽

Вечер ансамбля Reheard в ДК «Рассвет» будет построен вокруг редко звучащей в концертных залах современной музыки, преимущественно японской, и вдохновлен театральным искусством ракуго этой восточноазиатской страны. Как артист ракуго создает множество персонажей, переключаясь между голосами и меняя мимику, так и Reheard обещают следовать сюжетам пьес о преодолении страха, меняя составы музыкантов, выводя на авансцену все новых персонажей, живописуя звуками разные места действия.

Перед слушателями развернется своего рода театрализованный рассказ, в котором будет все, что требуется настоящему повествованию о героях: «самураи» Тору Такемицу и Тосиро Маюдзуми, голос Ацухико Гондаи с границы мироздания и долгий тернистый путь к свету Кайи Саариахо.

Ансамбль Reheard — это группа молодых музыкантов, которые изучают и исполняют современную академическую музыку и стремятся к расширению технических и эстетических возможностей традиционных музыкальных форм. Reheard сформировался в 2018 году во время фестиваля Gnesin Contemporary Music Week и впоследствии стал развиваться самостоятельно. В его состав вошли студенты и выпускники Московской консерватории и Академии им. Гнесиных. Среди исполненных ансамблем российских премьер — пьесы Тристана Мюрая, Марка Андре, Энно Поппе, Беата Фуррера, Рамона Лацкано, Ребекки Сондерс, Джоанны Бэйли, Агаты Зубель, Бригитты Мунтендорф и многих других.


Армир Ли. Modern Bop Electric. Chronicles: Pursuit to Easterness

Армир Ли
Армир Ли

Когда: 23 мая

Где: «Клуб Алексея Козлова»

Билеты: от 1000 ₽

Новая концертная программа американского саксофониста Армира Ли, которую он представит в конце мая на главной сцене «Клуба Алексея Козлова», основана на композициях из Chronicles: Pursuit to Easterness — дебютного альбома Ли, выходящего этой весной на лейбле Unipop Music.

Chronicles: Pursuit to Easterness представляет собой музыкальный рассказ об опыте, полученном Армиром в Восточной Европе, о множестве невероятных испытаний его физического здоровья и духа. Все это артист переживал порой в полном одиночестве, а порой в компании тех, кто стали его близкими друзьями и остались ими по сей день.

Музыка альбома, написанная Армиром в изобретенном им джазовом поджанре Modern Bop, также рассказывает об эволюции его жизненных взглядов. Ли стремится к тому, чтобы его исполнение было и филигранно точным, и осмысленным, и подчеркивающим его связь с джазовыми традициями. Армир виртуозно владеет инструментом, любит яркий агрессивный стиль (его часто описывают как ураганный), отдает предпочтение бипопу и постбопу 1940–1960-х годов. При этом, как и всякий серьезный музыкант, Ли регулярно выходит за рамки устоявшихся стилей и смело экспериментирует, добавляя в свою музыку самые последние веяния.

Армир Ли вырос в техасском Хьюстоне, с отличием окончил музыкальный колледж Беркли, получив его самую престижную (президентскую) стипендию, успел блеснуть на множестве джаз-фестивалей и конкурсов, в числе которых проводимая Институтом Телониуса Монка образовательно-концертная программа Peer To Peer и аналогичная инициатива именитого пианиста Джейсона Морана под названием Jazz Summer. К двадцати годам на счету Ли были выступления и записи с такими звездами, как пианисты Кенни Баррон и Аарон Голдберг, трубач Теренс Бланчард, саксофонистка Тиа Фуллер и другие. Более двух лет Ли проживает в России, успел полюбиться московской публике, стал резидентом «Клуба Алексея Козлова», хедлайнером Moscow Jazz Festival, а один из его концертов вошел в номинацию «Концерт года» ежегодной премии «Радио Jazz».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы