Концерты месяца: главные события февраля
В феврале приглашаем в путешествие как во времени, так и в пространстве: от музыки раннесоветского авангарда до современных джаза и соула и передовых экспериментов в электронике, от хорошо знакомых площадок в Москве и Санкт-Петербурге до фестиваля под северным сиянием в норвежском Киркенесе.
Оливье Мессиан. «Двадцать взглядов на младенца Иисуса»
Когда: 1 февраля
Где: ДК «Рассвет» (Москва, Россия)
Билеты: от 1000 ₽
Начать месяц предлагаем в московском доме культуры «Рассвет» с фортепианной музыки из оккупированного Парижа почти восьмидесятилетней давности.
Messiaen: Vingt Regards — I. Regard du Pére — Pierre-Laurent Aimard
«Если бы мне нужно было продемонстрировать марсианину, что такое фортепиано и чего можно достичь с его помощью, я не нашел бы ничего лучше, чем дать ему послушать это сочинение», — писал об этом фортепианном цикле Оливье Мессиана музыковед Майкл Стейнберг.
Французский композитор и теоретик музыки Оливье Мессиан написал цикл из 20 пьес — библейских образов — в 1944 году в оккупированном Париже, а публике впервые представил произведение со своими комментариями 26 марта 1945-го.
«Моя вера — великая драма моей жизни, — утверждал в расшифровке к пьесам Мессиан. — Я верю, поэтому пою слова Бога тем, у кого нет веры. Я дарю песни птиц тем, кто живет в городах и никогда их не слышал, создаю ритмы для тех, кто знает только военные марши или джаз, и рисую краски для тех, кто их не видит».
В «Рассвете» «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» сыграет выпускник Московской консерватории и лауреат более 50 международных конкурсов пианист Евгений Стародубцев.
Солисты оркестра musicAeterna. «Музыка будущего 100 лет назад»
Когда: 9 февраля
Где: конструктивное пространство «Зотов» (Москва, Россия)
Билеты: от 1500 ₽
Продолжаем и перемещаемся на Ходынку, в сравнительно недавно открывшееся конструктивное пространство «Зотов». Здесь в феврале пройдет заключительный концерт цикла «Музыка будущего 100 лет назад» от солистов оркестра musicAeterna.
В этой программе музыканты представляют камерные шедевры самого интересного и наименее редко используемого в концертах периода отечественной музыки XX века — раннесоветского авангарда.
Андрей Росцик (первая скрипка), Яна Щёголева (вторая скрипка), Евгений Щёголев (альт), Евгений Румянцев (виолончель) и Александра Листова (фортепиано) представят струнный квартет Александра Мосолова, что появился за два года до его же прославленного симфонического «Завода» (из так и не поставленного балета «Сталь»). Затем прозвучит фортепианное трио № 3 Николая Рославца — сочинение зрелого мастера, подвергавшего ревизии собственный радикализм предреволюционных лет.
Nikolai Roslavets — Piano Trio No. 3
Между этими двумя камерными сочинениями прозвучит произведение их невольного оппонента — Игоря Стравинского, а именно его сюита из неоклассического балета «Пульчинелла» по мотивам Перголези в транскрипции для скрипки и фортепиано.
Алина Енгибарян. Джаз и соул
Когда: 16 февраля
Где: «Клуб Алексея Козлова» (Москва, Россия)
Билеты: от 1000 ₽
В середине месяца вокалистка и композитор Алина Енгибарян выступит на главной сцене «Клуба Алексея Козлова» и представит программу из авторских композиций в стилях джаз и соул.
Alina Engibaryan — We Are (Atlantic Studio Sessions)
Внучка ветерана российской джазовой сцены барабанщика Николая Гончарова, Алина окончила детскую джазовую школу им. Кима Назаретова в Ростове-на-Дону, а в 18 лет отправилась учиться в нидерландскую Консерваторию Принца Клауса в Гронингене, где получила степень бакалавра по классу джазового вокала, а затем магистра по классу аранжировки джазового биг-бенда.
В 2015 году исполнительница стала лауреатом престижнейшего Shure Montreux Jazz Vocal Competition, в 2016-м переехала в США, а уже в январе 2017-го записала дебютный альбом «Driving Down The Road» и год спустя стала одним из артистов бруклинского лейбла Ground-Up Music. На этом же лейбле Енгибарян выпустила свой второй альбом «We Are» и теперь живет и работает в Нью-Йорке, где у нее есть своя группа.
В «Клубе Алексея Козлова» с Алиной Енгибарян сыграют Лев Трофимов (рояль), Санжар Турсунов (клавишные), Владислав Псарук (тромбон), Антон Чекуров (саксофон) и Александр Ахмаев (барабаны).
Концерт хоровой музыки «12»
Когда: 20 февраля
Где: шведская церковь Святой Екатерины (Санкт-Петербург, Россия)
Билеты: 800 ₽
Консорт Gamajun («Гамаюн») — это проект дирижера Веры Сласной и режиссера Дмитрия Коробкова. Художники придумывают программы и под каждую приглашают профессиональных музыкантов, заинтересованных в исследовании нового репертуара и освоении новых исполнительских техник. В качестве своих главных задач консорт выделяет открытие для публики новых имен и произведений, борьбу с музыкальными стереотипами и рефлексию над тем, как музыка связана с повседневной жизнью.
Программа хоровой музыки «12» — очередной эксперимент Gamajun: «Новый год — праздник обновления календаря, во многом абстрактного способа измерять большие отрезки времени в соответствии с цикличностью движения небесных тел, — сообщают в анонсе создатели проекта. — Точка, в которой большой цикл заходит на новый круг, будто призывает нас замереть между прошедшим и грядущим, прощаясь с первым и мечтая о втором. Но реально ли расстаться с прошлым и его последствиями? И действительно ли будущее обязательно сулит обновление?»
Ответ Gamajun предлагает искать в продолжение вечера в шведской церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге. Программа будет разделена на четыре трехчастных хоровых цикла разных композиторов второй половины XX века, чтобы таким образом имитировать календарь: прозвучат три фантазии на стихи Фридриха Гёльдерлина Дьёрдя Лигети, три песни из эпоса «Калевипоэг» Вельо Тормиса, три хора из музыки к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» Георгия Свиридова и три песни для хора Филипа Гласса.
Barents Spektakel 2023
Когда: 24 февраля — 1 марта
Где: Sør-Varanger Kultursal и др. площадки (Киркенес, Норвегия)
Билеты: 1600 kr (≈ 11 000 ₽) за абонемент на все дни и события фестиваля
Завершить месяц и встретить первый день весны предлагаем за Полярным кругом — на 19-м международном фестивале современного искусства, театра, музыки, кино и перформанса «Баренц Спектакль» в норвежском Киркенесе.
В 1993 году, ровно 30 лет назад, Россия, Норвегия, Финляндия и Швеция подписали Киркенесскую декларацию, призванную поддерживать и развивать сотрудничество и взаимопонимание в регионе. В связи с этим в 2023-м темой фестиваля станет «Доверие» (Trust). Что значит доверие другу, члену семьи, незнакомцу, политику, разным источникам информации? Как мы выражаем доверие? Что происходит, когда доверие подорвано, и как его восстановить? Наконец, какую роль доверие играет сейчас, когда наши общества столкнулись с такими проблемами и противоречиями, как растущие цены на продовольствие и энергию, климатический кризис и нестабильность в геополитике? Участники «Баренц Спектакля — 2023» через произведения искусства, дебаты, концерты, спектакли, а также встречи с художниками постараются найти ответы на эти вопросы.
Музыкальная программа Barents Spektakel 2023 включает концерты Бориса Гребенщикова, Fieh, Tøndra, Niilas, Стиана Вестерхуса, Йона Андре Вилхит-Ханнисдаля и Пера Андеша Стуре, Сайнхо Намчылак, Яакко Лайтинена и Väärä Raha.