Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 21.07.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Все жанры в гости

Как прошел ARTE Concert Festival 2023





























































































































































ARTE Concert Festival 2023
Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flick

Автор: Кристина Сарханянц


В парижском пространстве La Gaîté Lyrique в восьмой раз прошел ARTE Concert Festival: в продолжение трех вечеров на двух сценах культурного центра в сердце 3-го округа французской столицы выступали главные и самые перспективные, по мнению кураторов смотра, музыканты момента. Корреспондент Perspéctum побывала на фестивале и рассказывает, как устроен и проходит ARTE Concert.

Начать разговор об ARTE Concert Festival хочется с описания места, в котором вот уже в восьмой раз прошел фестиваль, так как немаловажную роль в атмосфере события играет именно площадка — недаром во всех коммуникациях парижского смотра подчеркивается, что он может считаться плодом сотрудничества, или, как принято сейчас говорить, коллаборации, в равной степени трех институций: заметного франко-германского канала ARTE, чья деятельность целиком посвящена самым разнообразным культурным явлениям и событиям, чуть менее известного, но важного и влиятельного ютуб-канала La Blogothèque, документирующего музыку всего света, и непосредственно культурного центра La Gaîté Lyrique.

История La Gaîté Lyrique уходит в середину XIX века, когда французский император Наполеон III назначил барона Жоржа Эжена Османа префектом департамента Сена, то есть Парижа, по сути, и тот вошел в историю как человек, определивший современный облик города. Осман перекроил уличную сеть столицы Франции и создал знаменитые бульвары-оси, которые пронизывали город и с которых открывались перспективы на многие достопримечательности.

Именно в ходе османизации Парижа с бульвара Тампль на улицу Папен в здание в итальянском стиле, возведенное архитекторами Жак-Иньясом Хитторфом и Альфонсом Кузеном, переехал основанный еще в середине предыдущего XVIII века театр La Gaîté. В 1870-х предприятием руководил композитор Жак Оффенбах, а Камиль Сен-Санс здесь впервые представил парижанам свою оперу «Серебряный колокольчик» — и так в названии театра появилось романтическое Lyrique.

В 1920-х La Gaîté Lyrique принимал «Русские сезоны» Сергея Дягилева, но впоследствии пришел в упадок и после Второй мировой уже не смог восстановиться: в 80-х годах прошлого века в здании открыли развлекательный центр, который, впрочем, протянул недолго — его закрыли уже в 1991-м.

И вот в начале XXI столетия городские власти решили полностью отреставрировать и переформатировать пространство и вернуть ему историческое культурное значение — открыть в нем культурный центр с упором на современное искусство. Поэтому с 2010 года за фасадом дворца (palais) возвели многофункциональный комплекс, в котором теперь проводят выставки, инсталляции, концерты и фестивали, кинопоказы, спектакли, творческие мастерские и многое другое. А еще тут есть цифровая библиотека и магазин с отличным выбором книг и журналов по искусству.

Внутри здания архитектор Мануэль Готран собрала своеобразный конструктор: пространство легко пересобрать под нужды очередной выставки или фестиваля. Впрочем, удалось сохранить и элементы оформления двухсотлетней давности, которые органично сочетаются с современным дизайном. Наконец, при La Gaîté Lyrique работают небольшое кафе и бар, где можно перекусить перед мероприятием или просто прийти поработать с ноутбуком. В таком культурном центре в начале ноября и прошел музыкальный фестиваль ARTE: три дня, две сцены и 10 артистов, выступающих в самых разных жанрах — от фолка и техно-попа до рока, панка и неоклассики.

Вход во все дни был свободный по бронированию в приложении Dice: кто успел зарегистрироваться в программе в середине октября, тот и получил билеты. Прочим была доступна онлайн-трансляция всех концертов. Посмотреть или пересмотреть все выступления на сайте ARTE можно и сейчас абсолютно бесплатно. Мы же коротко расскажем о каждом участнике фестиваля этого года.

Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

Четверг: девушки поют

В первый день сцены были отданы исполнительницам. Честь открыть фестиваль выпала лондонской поп-певице Джессике Уинтер (Jessica Winter). Жанр, в котором она играет, сама Джессика определяет как crance — от английских to cry («плакать») и to dance («танцевать»). То есть под ее песни хорошо делать и то, и другое, но лучше, разумеется, одновременно. Впрочем, бит здесь не дает взять верх романтическому настроению и приглашает присоединиться скорее к ритмичным движениям, нежели к клубу разбитых сердец.

Джессика Уинтер. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

А вот швейцарская исполнительница и автор песен Прийя Рагу (Priya Ragu) дает совсем другой вайб: родившаяся в семье эмигрантов-тамильцев со Шри-Ланки (среди известных в музыке представителей этого народа прежде всего вспоминается британская рэп-исполнительница M.I.A.), Прийя с раннего детства существовала как бы внутри нескольких культур и в то же время вне культур: в доме ее родителей звучала и тамильская музыка, и поп-хиты с телеканала MTV. В результате сама певица стала сочинять чувственные R&B-песни с отчетливо пробивающимися через современный продакшн этническими элементами.

Прийя Рагу. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

Хедлайнером же первого дня ARTE Concert Festival 2023 стал техно-поп-дуэт из Брюсселя ascendant vierge. Певица Матильда Фернандес (Mathilde Fernandez) и продюсер Поль Сёль (Paul Seul) вдохновились то ли фильмом «Пятый элемент», то ли прочими научно-фантастическими произведениями в жанре «космоопера» и в 2019 году создали группу, в которой сводят танцевальную музыку с таким воздушным поп-вокалом, порой заигрывающим с той самой оперой. Представьте себе группу IC3PEAK, только исполняющую скорее веселую и оптимистичную музыку. Ну вот это ascendant vierge. Дебютный альбом «​​Une Nouvelle Chance» бельгийцы выпустили в этом апреле на собственном лейбле 12 stars.

ascendant vierge. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

Пятница: больше адреналина

Во второй день кураторы ARTE Concert Festival решили сфокусировать внимание публики на более рóковом звучании. Вечер открыл канадско-британский дуэт Shelf Lives, играющий заряженную смесь из постпанка, электропанка и электроклэша с саркастичной, а порой и прямо издевательской лирикой, высмеивающей, к примеру, общество потребления.

Shelf Lives. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

Сардоническое настроение подхватила француженка Дженни Бет (Jehnny Beth), известная по участию в английской постпанк-группе Savages и по работе с такими музыкантами и продюсерами, как as Трентемеллер, Джулиан Касабланкас, Tindersticks, Gorillaz, Ноэл Галлахер, Idles и др. В 2020-м Бет выпустила сольный альбом «To Love Is to Live», а в 2021-м — альбом-дуэт с Бобби Гиллеспи из Primal Scream «Utopian Ashes». Сольник отличался более электронным и даже индастриал-звучанием (особенно по сравнению с работами Savages), таким было и выступление Бет на ARTE Concert: синтезаторы, драм-машина и холод в голосе. Что, впрочем, не помешало певице зажечь публику, с каждым следующим номером требуя у зрителей все «больше адреналина» (так буквально называется одна из ее песен).

Хедлайнеры второго дня — The Kills. Нуждается ли американо-британский дуэт в представлении? Кажется, что вокалистка Элисон Моссхарт и гитарист Джейми Хинс на сцене уже вечность («Википедия» подсказывает, что с 2001 года — ну что ж, в мире вспыхивающих и заходящих за считанные часы трендов это правда смахивает на вечность). Причем у этих ребят, словно у героя романа Оскара Уайльда, наверняка припрятаны портреты на каком-нибудь чердаке (ну я бы не удивилась такому раскладу): выглядят и дают жару на концертах они так, будто им так и осталось 20–25 лет. Вот что настоящий рок-н-ролл с людьми делает.


Суббота: хорошо темперированная

Третий, финальный день фестиваля прошел под знаком фолка и неоклассики. Открыла его в умопомрачительно красивом историческом фойе La Gaîté Lyrique берлинская исполнительница Элис Фиби Лу (Alice Phoebe Lou). Она сыграла бесхитростные, на первый взгляд, песни, но гитара без особых эффектов и голос без обработки поднялись под высокий потолок фойе, отразились от колонн и сводчатых окон зала и безупречно задали тон хрупкости и тонкости всему вечеру.

Элис Фиби Лу. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

В главном зале тем временем началось выступление иллинойской блюз-исполнительницы Кары Джексон (Kara Jackson), которая начала концерт с кавера на тихую героиню американского фолка Карен Долтон (Karen Dalton), а продолжила уже своими песнями из дебютного сольного альбома «Why Does the Earth Give Us People to Love», который вышел в марте этого года. И песни эти отличные: вроде простые, но бесконечно обаятельные, остроумные, полные воздуха и свободы. Это хитро устроенная поэзия, заслуживающая не прослушивания даже, но вслушивания.

Кара Джексон. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

Когда слушаешь альбом «Oceanic Feeling» 2022 года парижского пианиста японского происхождения Коки Накано в записи, то не проходит ощущение, что чего-то здесь не хватает: что-то неуловимое вот-вот ворвется в музыку, и все случится. И когда попадаешь на концерт, наконец понимаешь, чего не хватало — хореографии американской танцовщицы, участницы труппы Нидерландского танцевального театра Тесс Фолькер (Tess Voelker). Кажется, что и сам Накано очень вдохновлен движением партнерши по перформансу, и именно в живом исполнении в синергии с танцем его музыка набирает необходимые силу и красоту.

Коки Накано и Тесс Фолькер. Фото: Cha Gonzalez / ARTE Concert Festival 2023 / Flickr

Закрывал ARTE Concert Festival 2023 эклектичный канадец Чилли Гонзалес (Chilly Gonzales), также живущий в Париже. Его концерты, конечно, в большей степени представляют собой полноценные театральные постановки с тонко выстроенной логикой и драматургией, приглашенными гостями, кабаре-вайбом и так далее. Трагедия и комедия идут рука об руку, в любой момент перевоплощаясь друг в друга так легко, так искусно… То дождь над Нотр-Дамом, то танцы, смех, улыбки. Но не такова ли и жизнь (c’est la vie, n’est-ce pas?). C’est la vie, отвечает рояль Гонзалеса.

Perspéctum благодарит культурный центр La Gaîté Lyrique за предоставленную аккредитацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю