Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 08.10.2024
Олеся Байкова
6 минут чтения

Мастер

150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда





































































































Всеволод Мейерхольд

Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров. Он без колебаний принял революцию, получил при жизни театр собственного имени и был расстрелян по подозрению в шпионаже. Исполняется 150 лет со дня рождения изобретателя актерской «биомеханики».

Всеволод Мейерхольд, настоящее имя Карл Казимир Теодор Майергольд, родился в 1874 году в лютеранской немецкой семье в Пензе. Дома часто устраивали домашние спектакли и музыкальные вечера, в которых участвовали дети. Мейерхольд окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. Он принял православие, изменил фамилию и имя, которое взял в честь любимого писателя Всеволода Гаршина, сменил прусское гражданство на русский паспорт и женился на Ольге Мунт.

Но юридический факультет Всеволод Мейерхольд вскоре бросил и поступил сразу на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества, попал в класс Владимира Немировича-Данченко. Уже со студенческой скамьи он мечтал попробовать себя в режиссуре. В 1898 году создавался будущий Московский художественный театр, и Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. Уже за первые четыре сезона Мейерхольд сыграл 18 ролей, в том числе Треплева в «Чайке», Тузенбаха в «Трех сестрах», Иоанна в «Смерти Иоанна Грозного», Василия Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче».

В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр, объяснив это желанием создать свою собственную творческую программу, и переехал в Херсон. Он возглавил труппу «Товарищества новой драмы» и за три года поставил около 200 спектаклей.

Александр Головин. Портрет В. Э. Мейерхольда
Александр Головин. Портрет В. Э. Мейерхольда

Через несколько лет Константин Станиславский задумал открыть в Москве театр-студию, и Всеволод Мейерхольд попросился туда режиссером. Но ни одна постановка так и не вышла, студия была вскоре закрыта, и Мейерхольд вернулся в Херсон. Через год Вера Комиссаржевская пригласила Мейерхольда главным режиссером в свой драматический театр в Петербурге, чтобы создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Одним из них был «Балаганчик» по произведению Александра Блока. Это был первый спектакль российского «театра условностей», который стал настоящей сенсацией: суфлер по задумке режиссера влезал в свою будку уже во время действия; актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены на веревке; декорации были предельно простыми, в конце постановки они взмывали под потолок, а их место занимал традиционный колонный зал. После премьеры в зале бушевали настоящие страсти: и свист, и овации одновременно. Несмотря на критические статьи в прессе, в театре был постоянный аншлаг.

Затем Всеволод Мейерхольд стал главным режиссером Императорских Александринского и Мариинского театров. В этот раз работа над спектаклем Александринского театра «Маскарад» по Лермонтову заняла у Мейерхольда целых шесть лет: «Я объездил все музеи, библиотеки и частные хранилища. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы». Постановка обошлась в 300 тысяч золотом. В спектакле соединились драма, опера и танец. Была разработана специальная система занавесов, с помощью которых Мейерхольд монтировал сцены. Одна массовка насчитывала 250 человек. Когда спектакль вышел, на улицах уже разворачивалась революция.

После Октябрьской революции Всеволод Мейерхольд вступил в партию большевиков и стал сотрудничать с новой властью. С 1918 года он заведовал Курсами мастерства сценических постановок. В это же время создал систему упражнений под названием «биомеханика» — эта методика актерского мастерства стала противовесом системе Станиславского. Мейерхольд считал, что переживания актера на сцене рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию. Биомеханика учила в первую очередь законам движения на сцене, в которых рождаются правильные интонации, мимика и эмоции. Для этого актеры часами стояли у станка, фехтовали, занимались гимнастикой. Кроме того, Мейерхольд приучил зрителя к театральной условности в театре, свел декорации, костюмы и грим к минимуму и стер жесткую границу между зрительным залом и сценой.

К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Владимиру Маяковскому. Оформлением спектакля занимался художник-авангардист Казимир Малевич. Но артисты Александринского театра отказались играть в постановке, не поняв ее, и пришлось набирать труппу буквально по объявлениям.

В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал с театром в Крыму и на Кавказе, где его арестовала белая контрразведка. Режиссер чудом избежал расстрела и сумел вернуться в Москву. Вскоре Мейерхольд открыл собственный «Театр РСФСР-1», переименованный впоследствии в «ГосТиМе». Здесь вышла вторая редакция «Мистерии-буфф», героическая драма Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей. В 1924 году в театре дебютировала бывшая жена Сергея Есенина, молодая актриса Зинаида Райх. Всеволод Мейерхольд влюбился в нее, ушел из семьи и усыновил детей Райх от первого брака. По одной из версий, прототипами главных героев романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова были Мейерхольд и Райх: режиссера ученики и поклонники называли Мастером.

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх
Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

В 1930 году театр гастролировал за рубежом, а в 1934-м Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Спектакль не понравился Иосифу Сталину, советские критики обрушились на режиссера с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх отправила Сталину письмо, в котором написала, что он не разбирается в искусстве. Театр стали обвинять в том, что он оторван от советской действительности, не придерживается курса социалистического реализма, ставит пьесы писателей, которые оказались врагами народа. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закрыли. Некоторое время режиссер работал в Оперном театре Константина Станиславского, а в 1939-м его арестовали. Премьера последнего спектакля мастера состоялась за полгода до его расстрела и без него. 18 июля 1939 года на Красной площади проходил физкультурный парад: студенты демонстрировали красочное действо, придуманное Всеволодом Мейерхольдом, но работу над постановкой заканчивал уже ассистент. Среди зрителей были Лаврентий Берия и подписавший ордер на арест режиссера Всеволод Меркулов.

Спустя несколько дней после ареста Мейерхольда в своей квартире была убита Зинаида Райх. Несколько месяцев Мейерхольд провел в Лубянской тюрьме, где его допрашивали и пытали: «Меня здесь били. Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам», — писал Всеволод Мейерхольд в январе 1940 года Вячеславу Молотову. После допросов режиссер оклеветал себя, признав, что сотрудничал с троцкистами и был шпионом. Через месяц Всеволода Мейерхольда расстреляли по обвинению в контрреволюционной деятельности. Позже детям выдали свидетельство о его смерти, где в качестве причины указывался упадок сердечной деятельности.

В 1955 году приемная дочь и внучка Всеволода Мейерхольда добились его посмертной реабилитации. На могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище стоит общий памятник супругам, но в 1980-е годы стало известно, что прах Всеволода Мейерхольда захоронен в «Общей могиле № 1» на кладбище московского крематория.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!