Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Сергей Лютых
  • Noreum Machi: «Мы создаем современную музыку с традиционной ДНК»
    Музыканты из Южной Кореи — о национальных обычаях, инструментах и любимой стране
Обновлено: 29.04.2024
Сергей Лютых
7 минут чтения

Noreum Machi: «Мы создаем современную музыку с традиционной ДНК»

Музыканты из Южной Кореи — о национальных обычаях, инструментах и любимой стране



















































































































Noreum Mach

В этом году* свое тридцатилетие отмечает один из самых интересных музыкальных коллективов мира — Noreum Machi, концерты которого с огромным успехом проходят и в Москве. Виртуозное исполнение, мощная энергия, сочетание национальных традиций с современными тенденциями — вот отличительные черты этого коллектива. Наши сегодняшние герои — музыканты Noreum Machi Ким Чжухон и Ли Ховон.


В этом году ваш ансамбль отмечает свое 30-летие. Много ли музыкантов сменилось в его коллективе? Как развивался Noreum Machi?

Ким Чжухон: Наш самульнори-коллектив («самульнори» в переводе с корейского — «игра на четырех предметах». — Ред.) был основан в 1993 году Ли Кван Су и его учеником и изначально назывался «Gutpae Noreum Machi». Ли Кван Су на тот момент уже имел прекрасную репутацию исполнителя шаманских молитвенных песен бинари, также владеющего игрой на квенгари (латунной тарелке. — Ред.) и чин (латунном гонге. — Ред).

На протяжении 14 лет после основания главным жанром и направлением коллектива был самульнори. На базе самульнори мы продолжали развиваться и экспериментировать с оригинальным и независимым музыкальным направлением. В 2007 году Noreum Machi завершил работу над 80-минутной концертной программой под названием «K-Wind» путем добавления акцентных элементов перкуссии к традиционному звучанию.

Три года назад в нашем ансамбле появились такие инструменты, как каягым (корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. — Ред.) и фортепиано. В настоящее время в составе Noreum Machi активно выступают Ли Ховон, О Хэён, О Ёнбин, Ан Тэрим и я.


Как правильно определить характерный для Noreum Machi стиль? Это новая волна, фьюжн или именно традиционная корейская музыка, в которой важно сохранить все тонкости и нюансы: от деталей одежды до мыслей исполнителей?

Ким Чжухон: Мне достаточно сложно с ходу назвать характерный музыкальный стиль Noreum Machi. Но в нашей музыке действительно содержатся традиционные корейские песни, мелодии и ритмы, а также элементы западной поп-музыки и джаза. Это отражение смены предпочтений музыкальных потребителей можно сравнить с тем, как наши города меняются и адаптируются под современные реалии. По этой причине группу Noreum Machi сопровождает слоган «New Wave Korean Music Group», что дословно переводится как «корейская музыкальная группа новой волны».


В одной из публикаций о Noreum Machi говорится, что ансамбль специализируется на ударной музыке самульнори — сценической адаптации древнего ритуала крестьян «пунгмульнори», в котором сочетаются шаманизм и анимизм. Если это так, то расскажите, пожалуйста, об этом и других древних ритуалах, отражение которых присутствует в вашей музыке.

Ким Чжухон: В репертуаре нашего ансамбля есть песня «Бинари». В словах этой песни содержатся такие мотивы:

— Двитпуль — догорающий огонь после ухода человека, который символизирует прощание с долгой жизнью без болезней;

— Сонгоса — обряд экзорцизма, который отгоняет злых духов и негативную энергию.

В тексте песни есть и описание церемонии поклонения божеству-хранителю, на которой ему подносят чистую воду, еду трех цветов, свечи, нитки и другие предметы для осуществления молитвы за душевный покой и благополучие жизни.

В прошедшем в России концерте мы не исполняли эту песню, но ее можно найти в первом альбоме Noreum Machi.


Ансамбль исполняет собственные или уже существующие композиции? Кто в вашем коллективе выступает композитором, аранжировщиком?

Ким Чжухон: Написание музыки — совместный процесс: каждый музыкант делает вклад в композицию, демонстрируя и развивая свои исполнительские способности. Весь процесс возглавляю я, но работа по созданию музыки является коллективной — мнение каждого члена ансамбля находит отражение в финальном результате.

Ким Чжухон
Ким Чжухон

Как вы лично заинтересовались корейской традиционной музыкой и пришли в Noreum Machi? Много ли в Корее подобных ансамблей? Чем отличается именно ваш?

Ли Ховон: Я заинтересовался корейской традиционной музыкой в кружке по интересам (тонари) еще в старшей школе. Когда задумался о будущей карьере, узнал, что в университете есть факультет корейской традиционной музыки кугак, а когда нуждался в учителе, мне посчастливилось встретить ансамбль Noreum Machi и господина Ким Чжухон. После окончания университета я начал полноценно участвовать в деятельности Noreum Machi.

В качестве особенности нашего коллектива могу назвать то, что мы создаем современную музыку с традиционной ДНК, используя сочетания перкуссионных инструментов с мелодичным звучанием таких инструментов, как каягым (корейский многострунный щипковый музыкальный инструмент. — Ред.), пхири (корейский традиционный духовой инструмент, напоминающий флейту. — Ред.) и фортепиано. Бывает, наша музыка настолько выходит за рамки жанров, что стиль Noreum Machi вполне можно назвать отдельным жанром.

Ли Ховон
Ли Ховон

Расскажите о своей любимой музыке. Как менялись ваши предпочтения со временем? Что и кого вы любили слушать в детстве? Что интересует вас больше всего сейчас? Слушаете ли вы популярную музыку, рок или хип-хоп?

Ким Чжухон: Не могу сказать, что у меня есть любимый жанр музыки. Обычно ищу и слушаю музыку, которая подходит под мое нынешнее психоэмоциональное состояние. Также в памяти осталась музыка, которую я слышал по радио и телевизору, из фильмов, которые я смотрел. Воспоминания из детства о единении со звуками природы до сих пор остаются для меня самым большим источником вдохновения. В начале и середине 1980-х я слушал корейскую музыку 1970–1980-х, песни с глубоким лиризмом таких исполнителей, как Ким Чон Хо, группы Сануллим, Син Чжун Хён. В старшей школе, бывало, слушал корейский хэви-метал и американский рок, но не могу сказать, что был большим поклонником этих направлений. Также всплывают воспоминания из моего детства, связанные с семьей: я получил много любви от отца, матери и братьев.

20 лет назад в моем фокусе были музыка и жизнь, а сейчас — бытие и музыкальная жизнь.


Вы много гастролируете по миру. Расскажите какую-нибудь историю из вашей гастрольной жизни. Случаются ли курьезные ситуации? Какой и где была самая запоминающаяся реакция на выступление вашего ансамбля?

Ли Ховон: Если говорить о ситуациях, то они обычно бывают достаточно напряженными и даже шокирующими в моменте, но после это становится забавным воспоминанием. В 2018 году нас пригласили на фестиваль в Сан-Франциско, но ситуация с графиком была такой, что мы должны были выступать прямо в день приезда. Добрались до Сан-Франциско вовремя, но из-за пробок перемещение уже по самому городу неимоверно затянулось. По плану должны были приехать за 2 часа до выступления, но получилось так, что приехали за 25 минут до начала. Мы мгновенно настроили инструменты и провели саундчек, а затем без минуты отдыха начали выступать.

Еще вспоминается случай из 2010 года в Бразилии. Нас пригласили на фестиваль в местечке под названием Ибратайя, и, кажется, мы были первыми лицами азиатской внешности для местных жителей. Им очень нравилось с нами фотографироваться, поэтому с теплом вспоминаю, как долго мы фотографировались и после выступления.

Noreum Mach

Есть ли страна или город, сцена, где вы любите бывать и выступать больше всего?

Ли Ховон: Монголия. В 2017 году мы жили в пустыне Гоби и работали с монгольскими музыкантами. Это волшебные воспоминания об осуществлении музыкального сотрудничества в условиях природы. И мне очень нравилось чувствовать всем телом общение и обмен с природой. Это страна, которую хотелось бы посетить еще раз.


Насколько для вас важна связь с природой, корейская традиционная философия? 

Ким Чжухон: Я пришел из природы и вернусь в природу. До сих пор мы не можем пойти против законов природы даже с помощью каких-либо технологий. Я есть продукт природы.


Как вы относитесь к идее, что прорывные стили музыки рождаются на стыке разных музыкальных традиций? Творчество The Beatles и других британских рок-групп — на стыке американского блюза, английской народной и индийской музыки. Джаз и блюз — на стыке классической европейской и народной африканской музыки. Есть ли проявления подобного микса, в котором участвовала бы корейская музыкальная традиция, или она еще ждет своего звездного часа?

Ким Чжухон: Темп жизни в Корее очень стремителен. В частности, в Сеуле, кажется, время течет еще быстрее. А составляющие культуры соседних стран быстро внедряются, в результате чего рождаются новые тенденции. Находясь в такой среде, традиционная музыка также меняется и сотрудничает с этими культурами. Эти явления могут быть положительными или отрицательными, но они продолжают происходить. В последнее время коллаборация таких жанров, как традиционные корейские типа пхансори (корейская народная опера) и минё (народные песни), с джазом или поп-музыкой пользуется большим вниманием, людям это нравится. Невозможно предсказать, насколько позитивно этот культурный феномен повлияет на традиционную музыку. Однако нельзя не признавать тот факт, что жизнь меняется, все вокруг меняется, и все эти факторы влияют на традиционную музыку.

Интервью взято при поддержке Культурного центра Посольства Республики Корея.

*Полностью интервью было опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 3/2023.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю