Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 13.12.2024
Светлана Дубровина
5 минут чтения

ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА

Начало ХХ столетия — события 1905 года, Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917-го — породили невиданную доселе волну эмиграции с территории всей бывшей Российской империи. Десятки, сотни тысяч людей уезжали через Крым и Константинополь, Дальний Восток, западные границы. Люди всех слоев общества — не только богатые и знатные, как иногда считают, — всех профессий и возрастов устремились за рубеж в попытке выжить и переждать ужасы террора времен Гражданской войны. Многие, так и не получив гражданства принявших их стран и сознательно не стремясь к этому, остались навсегда эмигрантами с нансеновскими паспортами. Другим судьба дала возможность десятилетия спустя вернуться на свою родину и, увы, часто пройти сталинские лагеря и ссылки.

Их жизнь в эмиграции была непростой, материально они очень часто бедствовали, но до конца не принимали нового гражданства. Многие из них были выдающимися людьми, внесшими значительный вклад в науку, культуру и искусство приютивших их стран. «А за то, что нас Родина выгнала, Мы по свету ее разнесли», — писал поэт Алексей Ачаир.

По эту сторону границы о них забыли на долгие годы, но в 1990-е занавес приоткрылся, и мы стали постепенно вспоминать их имена. Они надеялись вернуться в Россию, и если им не удалось это сделать лично, то их наследие может и должно быть осознано как часть нашей общей культуры.

«Мы не в изгнании, мы в послании», — говорили эмигранты. Это послание ныне обращено к нам, и мы не должны его потерять.

Вера Пагава (1907–1988)

Грузинская княжна и французская художница
































































































Вера Пагава

Вера Пагава прошла путь от фигуративного до абстрактного искусства, сохранив свою яркую творческую индивидуальность, изображая вселенское как глубоко интимное переживание, выражая духовное через абстрактные формы.

Вера Пагава родилась 27 февраля 1907 года в Тифлисе в культурной и обеспеченной семье, принадлежащей известному княжескому грузинскому роду. Отец, Георгий Пагава, был адвокатом, мать — Александра, урожденная Нанеишвили — преподавала литературу. Через брата матери, Георгия Нанеишвили, семья была связана с интеллектуальными и художественными кругами Тифлиса, куда входили такие самобытные грузинские художники, как Давид Какабадзе, Елена Ахвледиани и Ладо Гудиашвили.

Вера Пагава 1930-е

1910-е годы в Тифлисе были временем расцвета культуры, этот город облюбовали художники и поэты авангардистского толка: Владимир Маяковский и Давид Бурлюк, Кирилл и Илья Зданевичи (Ильязд), Юрий Деген и Алексей Крученых… Многочисленные литературные кафе-клубы, по интенсивности бурлящей тут творческой жизни ничем не уступавшие петроградской «Бродячей собаке», были расписаны художниками — участниками «тифлисского Парнаса». Так, стены «Фантастического кабачка» были украшены работами Ладо Гудиашвили, Зиги Валишевского, Ильи Зданевича и Юрия Дегена, а кафе «Химериони» расписывал Сергей Судейкин в сотрудничестве с Ладо Гудиашвили и Давидом Какабадзе.

В конце 1910-х гг. революционная волна достигла берегов Арагвы и Куры, политическая обстановка в стране изменилась, и многие представители творческой интеллигенции отправились в вынужденную эмиграцию. В 1919 году в Париж для продолжения художественного образования уехали Ладо Гудиашвили, Давид Какабадзе и Шалва Кикодзе. В этом же году семья Пагава уехала на лечение в Швейцарию, а после установления советской власти в 1920-м решила не возвращаться на родину. С 1920 по 1923 год Пагава жили в Германии, в Берлине и Дрездене, а в 1923-м переехали во Францию, в Монруж, где к тому времени сложилась большая грузинская диаспора.

Вера Пагава получила художественное образование во Франции: сначала в Школе декоративного искусства и рекламы (в 1926–1933 гг.), где она изучала технику гравюры по дереву и линогравюры, в мастерской Андре Лота, а с 1933-го — в Академии Пьера Рансона, где в начале 1920-х учился и Ладо Гудиашвили, в мастерской фресковой живописи Роже Биссьера. Параллельно для заработка художница занималась печатью на ткани по заказу небольшой суконной фабрики в Лионе.

Вера Пагава

Вера Пагава начала свой профессиональный путь художника в 1930-е годы с фигуративного искусства, но уже тогда тяготела к абстрактным формам. В ее ранних работах видно, что художницу меньше интересует сюжет картины, рассказываемая история, чем сочетание и взаимодействие цвета и форм в пространстве полотна.

Во время Второй мировой войны Вера Пагава прошла курсы медсестер и работала в госпитале. В 1943 году произошла судьбоносная для художницы встреча с известной галеристкой Жанной Бюше, владелицей галереи на бульваре Монпарнас, которая годом позже предложила Вере выставить свои работы вместе с французской художницей и фотографом, музой Пикассо Дорой Маар. Сотрудничество Веры Пагавы с Жанной Бюше, открывшее ей дорогу в большое искусство, продолжится в 1940–1950-е гг.

Благодаря этой первой крупной выставке Вера Пагава получает признание, и в 1950-х гг. активно принимает участие в зарубежных выставках в Европе и Америке: в Питтсбурге, Брюсселе, Осло, Берлине, Лозанне и Нью-Йорке. С начала 1950-х гг. она становится постоянной участницей крупных парижских выставок: Салона религиозного искусства, Майского салона (Салон де Май) и салона Новых реальностей. Для павильона Ватикана на Брюссельской выставке 1958 года художница создала монументальную роспись по дереву «Христос, принимающий души в раю».

Битва при Фермопилах 1950
Картина “Битва при Фермопилах”, 1950 г.

Постепенное изменение манеры письма происходит в 1950-е годы. С этого времени Вера Пагава использует смешение разных планов, оптические иллюзии, применяет прием повтора и варьирования мотивов и образов.

Искусствоведы прослеживают в творчестве художницы влияние таких разных художников, как Анри Матисс (знаменитые танцы в работах Матисса 1930-х и картина Веры Пагавы «Падение ангелов» 1953-го), Робер Делоне и Пит Мондриан (в серии работ художницы, посвященных городам, где она использует чередование прямоугольных цветных форм). При этом самобытность стиля Веры Пагавы на всем протяжении ее творческого пути не вызывает сомнений.

Южный город
Картина “Южный город”

Пейзажи, натюрморты, портреты, настенная живопись, витраж и книжная графика — художница с успехом работала в разных жанрах. Ее живописная палитра неяркая, приглушенная, часто довольно темная и даже мрачная. Художница словно намеренно ограничивала себя небольшим набором цветов и приемов в постоянном стремлении достичь выражения сущности, показать внутренний, духовный смысл изображаемого. В отличие от модных тенденций современного ей искусства, зачастую стремящегося с помощью ярких эффектов оживить старые формы, Вера Пагава всегда отстаивала собственное видение, свою живописную вселенную.

Композиция с Анитой 1930
Композиция с Анитой, 1930 г.

В 1960-е годы Вера Пагава окончательно отходит от фигуративного искусства, теперь предметами изображений для нее становятся неправильные геометрические формы, изогнутые линии. Она понимает абстракцию «как необходимость», «как абсолютное стремление к живописному преобразованию света». Художница создает воздушные, словно невещественные акварели, псевдомонохромные полотна, такие как «Присутствие» (1963 г.). Ее все более привлекает изображение гор, неба, звезд — все формы, символизирующие высоту, восхождение. Работы художницы этого периода были представлены на Венецианской биеннале 1966 года во французском павильоне, где для ее акварелей был выделен целый зал.

Серебряный ритм 1966
Картина “Серебряный ритм”, 1966 г.

В 1970-е годы началось сотрудничество Веры Пагавы с галереей «Дарьял», созданной ее соотечественницей и подругой с самых первых лет эмиграции Тамарой Цуладзе. В это же время художница много работает в области книжной графики благодаря знакомству с поэтом и издателем Пьером Лекюиром и его супругой Милой Гагариной, иллюстрируя книжные издания гравюрами на дереве и металле («Книга книг», 1974, «Метафизические поэмы», 1979, «Единая душа», 1981). В начале 1980-х гг. прошли персональные ретроспективные выставки художницы в музеях Дижона, Бове, Реймса, Труа и Монружа.

Последней большой работой мастера стало создание витражей и внутреннего убранства церкви Святого Иосифа в Дижоне, открытой в 1987 году.

«Живопись отражает нас, — писала Вера Пагава еще в 1936 году, — это чудесное зеркало, в котором внешний мир видит наш внутренний мир, а талант — это средство коммуникации между нами и жизнью, людьми, небом и землей».

Первая ретроспектива работ художницы на ее родине в Грузии состоялась в 2012 году в грузинской Национальной картинной галерее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!