Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Елизавета Кирина: «Я люблю смотреть на замершее мгновение»
    Фотограф из Китая — о любимых жанрах съемки, визуальном шуме и распечатанных фотографиях
Обновлено: 28.04.2024
Лица поколения
8 минут чтения

Елизавета Кирина: «Я люблю смотреть на замершее мгновение»

Фотограф из Китая — о любимых жанрах съемки, визуальном шуме и распечатанных фотографиях


















































































































































Елизавета Кирина

Елизавета Кирина увлеклась фотографией благодаря путешествиям и любви к природе. Со временем хобби стало профессией. В 2022 году Дом русского зарубежья с большим успехом провел выставку фотографий Елизаветы Кириной «Шанхай в фотографиях. Мир глазами соотечественников».


Почему вы решили стать фотографом?

Я увлекаюсь фотографией много лет. Мы много путешествовали, я была настолько потрясена разнообразием нашего мира, что хотелось сохранить и удержать свои эмоции, поделиться ими с другими. Так у меня появился фотоаппарат. Снимать хотелось все лучше и лучше, я читала форумы, публиковала свои фотографии на различных ресурсах, моя техника постоянно совершенствовалась. В итоге все пришло к тому, что после переезда в Китай приняла решение стать профессиональным фотографом, начала работать, сделала свой веб-сайт.

Елизавета Кирина

Для того чтобы профессионально заниматься фотографией, пришлось ли обучаться чему-то специально? Посещать курсы? Или этому можно обучиться самостоятельно?

Можно научиться самому, но для этого надо критически относиться к своим работам, не бояться пробовать, просить критики у людей, которым ты доверяешь, которые для тебя являются образцом. Я брала курсы не фотографии, а Photoshop. Чтобы фотография была законченным продуктом, мало сфотографировать хорошо, нужно еще хорошо отредактировать.


А невозможно не обрабатывать фотографию, оставлять ее в том виде, в котором она получилась?

Возможно, но это зависит от жанра и цели съемки. Для коммерческой съемки или выставочной фотографии обработка почти всегда необходима. Когда фотографируешь, в кадр могут попадать детали, которые нежелательны, которые хочется подправить или убрать. Сложно сделать идеальную картинку, просто нажав на кнопку фотоаппарата. Это очень маловероятно. В портретной съемке нужна ретушь. Хотя в некоторых жанрах обработка не так важна, например в репортажной съемке практически ничего не нужно доделывать, достаточно правильно выставить настройки камеры и поймать момент. Если делать фотосессии на улице, в кадр может попасть что-то лишнее, которое лучше убрать, чтобы не отвлекало внимание. Редакция фото позволяет добавить художественной выразительности, даже если просто применить коррекцию цвета. Когда слишком много цветов на фотографии — это плохо, возникает визуальный мусор, шум. Иногда можно убрать или изменить некоторые цвета, и фотография станет более выразительной. После обработки фотография приобретает законченность, художественную ценность. Важно владеть Photoshop и всеми его возможностями. Это большая и сложная программа, она предлагает огромное количество разных инструментов, поэтому понимая, как все работает и что можно сделать, можно придать фотографии совсем иное звучание.

Елизавета Кирина

Обычно фотографы выбирают одно направление, по которому специализируются: портрет, пейзаж, предметная съемка, спорт, репортажи. Вы же не делаете для себя таких разграничений. Почему?

Действительно, каждый жанр фотографии требует абсолютно разного подхода. Изначально, когда я еще не занималась этим профессионально, увлекалась бирдсвотчингом — мне нравилось наблюдать за птицами и их фотографировать. Специально ездила в разные страны, в леса, в джунгли, саванны — охотиться за птицами разных видов. Для этого требуется длиннофокусный объектив — телевик. Также меня очень интересовала макросъемка насекомых и микромира. Для этого не обязательно ездить в другие страны, можно просто выйти в парк и внимательно посмотреть вокруг. Это совсем другой вид съемки, для которого требуется макрообъектив, штатив и терпение. Мне было интересно осваивать разные техники. Теперь навыки макросъемки помогают мне фотографировать ювелирные изделия для коммерческих заказов. А опыт съемки птиц пригодился в репортажной и спортивной фотографии, поскольку здесь важна скорость реакции, умение снимать на короткой выдержке серией. Мне интересно пробовать различные жанры, получать различные кадры, потому что они очень отличаются друг от друга. Сколько лет я уже играю с фотографией и до сих пор еще не наигралась, до сих пор еще не надоело. Каждый раз можно открыть что-то новое, какие-то горизонты, хотя, казалось бы, про фотографию я уже знаю очень много. Но не все.

Елизавета Кирина

Вы уже упомянули, что разные жанры требуют разной техники. Получается, вам требуется вся линейка оборудования? Или есть что-то универсальное, что позволяет работать во всех жанрах?

Необходимо иметь линейку всех объективов, чтобы делать фотографии в разных жанрах. На телефон или на один объектив нельзя все снять. Но в этом и прелесть. Благодаря разным объективам можно получить совершенно новые, неожиданные ракурсы. Фотография — визуальное искусство, создавая кадр, мы передаем сообщение людям, что-то хотим сказать. Это не просто красивая картинка. И сообщение может быть совершенно разным, если мы используем разные объективы, снимая даже один и тот же объект. В камере на телефоне тоже много возможностей, современные смартфоны заменили любительскую съемку. Теперь не нужно таскать с собой тяжелые камеры, огромное количество объективов, чтобы сделать фото на память. Но возможностей камеры это заменить не может.

Елизавета Кирина
Елизавета Кирина

Вы упомянули, что раньше вам нравились бирдсвотчинг и макросъемка. А что сейчас больше нравится фотографировать?

Природа остается моим любимым жанром, она меня всегда восхищает, я наблюдаю за животными, за птицами, за насекомыми — это всегда мощная перезагрузка, другие, неведомые нам формы жизни. Фотография природы позволяет чуть-чуть приоткрыть дверь в другой, волшебный, загадочный мир! Интересно сделать кадры живой природы, а потом уже в деталях все это разглядеть на экране и удивиться. Надо же! Какие могут быть сочетания цветов, узоры! До сих пор меня это восхищает бесконечно. Кроме этого, теперь я еще очень полюбила жанр стритфото. Мне нравится выходить с камерой на улицы города и охотиться за кадрами жизни людей, ловить эмоции, трогательные моменты. Каждый раз получаются совершенно неожиданные снимки, которые я даже не планировала получить. Это всегда очень интересная история.

Елизавета Кирина

Не сложно ли после таких спонтанных съемок делать постановочные фотографии? Как вы придумываете композиции для таких съемок?

Бывает по-разному: иногда я придумываю, но и люди приходят со своими идеями. Если говорить про портрет, для меня всегда интереснее делать съемку на улице, когда есть красивый фон, хорошее естественное освещение, студийной съемкой я занимаюсь мало. Если говорить про постановочную съемку, есть много фотографов, чьими работами я восхищаюсь, например, Илья Рашап. Это мастер постановочной съемки, он создает целые истории в одном кадре. Но здесь кроме идеи нужна еще целая команда, чтобы найти реквизит, локацию, выставить свет и т. д.

Елизавета Кирина

Ваша выставка «Шанхай в фотографиях. Мир глазами соотечественников» в Доме русского зарубежья завершилась. Расскажите, пожалуйста, об этой выставке. Что чувствует фотограф, когда видит свои работы в галерее или в музее?

К сожалению, я не смогла посетить эту выставку, поэтому даже не знаю, как все прошло. В Китае до сих пор ковидные ограничения*, очень трудно выехать и въехать. Мне было, конечно, очень приятно, что мне предложили сделать эту выставку, я почувствовала и гордость, и радость. Но как это прошло и как это выглядело, к сожалению, не знаю. Мои друзья приходили, присылали мне фотографии, им очень понравилось. Еще у меня была выставка «Все краски Китая» в Шанхае в российском консульстве. На этой выставке я присутствовала. Там были представлены в основном пейзажи, природа из разных уголков Китая. Хотелось бы, чтобы мои выставки проводились чаще, у меня очень большой материал по Китаю, со всех его уголков.

Елизавета Кирина

Трудно ли было адаптироваться к новой стране, языку, традициям, еде?

Интересно, что когда еще жила в Москве, я иногда ездила в командировки в Китай. И мне там очень не нравилось. Ни еда, ни язык, ни культура, я чувствовала себя абсолютно чужой, для меня это было пыткой. А когда мы переехали и стали жить в Шанхае, я влюбилась в Китай. Шанхай — это лучший город для иностранцев в Китае, очень международный, современный, динамичный, с очень хорошей энергетикой. Мне стало интересно все попробовать, выучить китайский, понять эту культуру. Нырнула в это с головой: активно учила язык, ходила по городу, со всеми встречалась, много ездила по стране. И теперь могу сказать, что очень люблю Китай, Шанхай в особенности, китайский народ, китайскую культуру, она действительно необыкновенная: насыщенная, глубокая. Я к этому испытываю очень большое уважение и приязнь. Когда уеду из Китая, буду по нему скучать.

Елизавета Кирина

Какие у вас есть хобби помимо фотографии?

Фотография у меня всеобъемлющее увлечение: и рабочее, и нерабочее. Очень люблю путешествовать. Наш мир такой большой и прекрасный, всей жизни не хватит, чтобы все увидеть. Сейчас нас лишили этой возможности, даже внутри Китая путешествовать очень сложно, из-за политики нулевого ковида можно попасть под локдаун в любой момент в любом месте. Еще я очень люблю танцевать.


Не мешает ли вам, фотографу, такое засилье фотографий в современном мире?

Фотоаппарат теперь есть у каждого в смартфоне, фотографии — во всех социальных сетях. Я считаю, это хорошо, мне нравится смотреть на фотографии, я воспринимаю мир визуально. Люблю замершее мгновение, которое поймали, сохранили, и оно навсегда осталось вместе с нами. Я люблю рассматривать фотографии. И когда люди снимают то, что им кажется интересным, даже еда в кафе или селфи, не вижу в этом ничего плохого. Люди делятся тем, что им нравится, хорошими эмоциями, и это делает мир немного лучше. Но, с другой стороны, профессиональных фото раньше было больше, теперь их заменили фото с телефона. Мне кажется, что фотограф как профессия отмирает. Все идет по направлению к упрощению, все делается быстрее, проще. Это ухудшает качество и уменьшает возможности фотографии.


Как вы относитесь к цифровизации фотографии? Ушли в прошлое распечатывание негативов, семейные альбомы.

Фотография любит бумагу. Фотография, которую напечатали на бумаге, и выглядит по-другому, она приобретает форму. Мне жалко, что альбомы с фотографиями уходят в прошлое. Семейные фотографии, детские фотографии — это средство сохранить момент, остановить время. Фото красивого пейзажа или абстрактное фото будет прекрасно смотреться в раме на стене. Фотографии помогают нам увидеть, как мы меняемся. Когда фотографируешься, тебе кажется, что ты плохо получился, а через 10 лет смотришь, и думаешь: «Надо же, как хорошо я выглядела!»

Кстати говоря, в Шанхае большое русское сообщество, мы дружим, общаемся, проводим всевозможные мероприятия. Сложилась традиция: когда кто-то покидает Китай, делать подарок — фотоальбом на память с совместными фото нашей жизни. Такие подарки всегда вызывают большую радость. К тому же технологии печати тоже выросли, теперь делают замечательные фотокниги, которые приятно брать в руки, приятно листать. Их потом пересматривают, они становятся ценностью. Я считаю, фотографии надо печатать.

*Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» №12/ декабрь 2022 — январь 2023.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю