Чжан Цян: «Через созерцательный опыт человека легче вовлечь в защиту природы»
Фотограф из Китая — о золотых обезьянах, антилопах и снежных барсах
В Третьяковской галерее на Крымском валу проходил Международный фестиваль дикой природы «Золотая черепаха». Это проект с обширной образовательной, научной и экологической программой, но сердцем его является масштабный фотоконкурс, который за 16 лет своего существования объединил более 29 тысяч фотографов из 152 стран мира. Мы побеседовали с одним из победителей этого конкурса — Чжан Цяном из Китая.
Расскажите нам о вашем участии в XVI фотоконкурсе «Золотая черепаха». Чем он вас привлек?
Это один из ведущих международных конкурсов естественной фотографии в мире, привлекающий очень многих фотографов.
Какие работы вы представили на конкурс? Как и где они были сняты? Как вы восприняли новость о том, что стали победителем фотоконкурса?
Фотографии из серии «Золотая обезьяна Циньлин» — один из самых ярких проектов, которые я сделал в заповеднике Циньлин на протяжении многих лет. Мои фотографии попадают в финал уже третий год подряд!
В рамках конкурса реализуется проект «Белая книга»: фотоработы, выполненные по технологии 3D-тактильной печати, доступные незрячим людям. Что вы думаете об этом инклюзивном проекте?
Мне очень любопытен этот проект. Если мы сможем использовать высокие технологии, чтобы слепые могли видеть фотографии, это будет здорово.
Как вы думаете, помогают ли такие фотоконкурсы защитить окружающую среду, природу и диких животных?
Да, помогают. Очень важно позволить как можно большему количеству людей увидеть, запечатлеть, почувствовать ценность окружающей среды и дикой природы через качественные снимки. Через такой созерцательный опыт человека легче вовлечь в дело защиты природы.
В 2020 году вы нашли несколько семей золотых обезьян в горах Циньлин. Расскажите нам об этих животных. Насколько трудно было их сфотографировать?
Золотая обезьяна Циньлин — уникальное редкое дикое животное в Китае. В основном она обитает на северной и южной сторонах гор Циньлин. Это единственная обезьяна в мире, которая может долгое время ходить прямо. Они круглый год проводят в хвойных и широколиственных смешанных лесах в высокогорных районах на высотах 2000–3000 метров. Живут группами и питаются дикими плодами, ветками и листьями. Они очень бдительны и обладают сильной прыгучестью. Из-за этого их очень трудно сфотографировать. Чтобы запечатлеть диких золотых обезьян в естественном состоянии, я много раз приезжал в горный заповедник Циньлин. Под руководством команды охраны лесов терпеливо ждал и наконец нашел несколько семей диких золотых обезьян в глубине леса.
Как вы вообще воспринимаете подобные экспедиции?
Как фотографу дикой природы мне нравится погружаться в романтичную атмосферу приключений, связанных с экспедициями, наслаждаться великолепными пейзажами, красотой дикой природы. В то же время это еще и работа, которая полна трудностей и даже определенных рисков для здоровья. Часто бываешь искусан комарами и исцарапан в густых лесах, на острых скалах. Так, при съемке диких панд в горах Циньлин я случайно порезал роговицу правого глаза острыми листьями бамбука, при съемке тибетской антилопы в Хох Силь упал в глубокую снежную яму, а при съемке снежных барсов в Саньцзянъюане отморозил руки и ноги так, что не мог ими шевелить.
Кем вы мечтали стать в детстве? Как учились фотографировать? Работаете ли еще где-нибудь?
С детства хотел быть фотографом, а еще всегда любил животных. Соответствующим мастерством овладел благодаря книгам и ежедневной практике со своим учителем Чжинонси. Да, у меня есть другая работа. Я отвечаю за административную деятельность в больнице.
- Алексей Кулаков: «Мне хочется быть одновременно всем»
- Гу Цзянхун: «Культурное наследие — один из лучших подарков, которые преподнесла нам история»
- Махачкала. Город вечной юности
- Александр Литягин: «Я за то, чтобы труппа была многонациональной»
- Лазиза Тулаганова: «Мастерство без таланта превращается в ремесло»
Когда вы начали фотографировать дикую природу? Какой была ваша первая камера? Много ли камер в вашей коллекции?
С 2010 года. Первый опыт был получен в Национальном природном заповеднике Китая. Первая моя камера — это Seagull (старейший китайский производитель фотоаппаратов. —Ред.). Да, я храню много фотоаппаратов в качестве сувениров.
Вы много путешествовали по Китаю. Где понравилось больше всего? Может быть, есть место, куда вы возвращаетесь чаще всего?
Да, я был в провинции Юньнань, провинции Цинхай, провинции Тибет, провинции Ганьсу, провинции Шэньси, провинции Сычуань и провинции Синьцзян в Китае. Провинция Шэньси — это место, где я делаю больше всего фотографий. А Циньлин, где обитает множество животных — гигантская панда, такин, хохлатый ибис, золотая обезьяна, — хребет, который тянется с запада на восток от провинции Ганьсу в провинции Шэньси и Хэнань.
Много ли у вас побед в конкурсах и наград? Какими из них вы больше всего гордитесь? Какие достижения являются для вас наиболее ценными?
У меня есть премия LUMIX за лучшую фотографию природы в Азии в 2019 году (NBPA). Затем была победа в номинации «Дети животных» в 2021 году на Национальном фотоконкурсе дикой природы (NWPC). А еще в номинации «Народный выбор» в 2021 году как фотограф года дикой природы (WPY).
Каковы ваши планы на будущее? Есть ли какие-то новые области или проекты, в которых вы хотите попробовать себя?
Я буду продолжать снимать больше диких животных в природном заповеднике Циньлин. Попытаюсь снимать там видео — это мне интересно. Хочу, чтобы больше людей увидели жизнь диких животных через мой объектив, а еще пусть мир увидит усилия, прилагаемые моим родным городом и всем Китаем для защиты окружающей среды.
Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 1-2/2023.