Одзи Фудзино: «Хочу станцевать все партии мужского репертуара»
Артист балета из Японии – о бабушке, русской каше и игре на музыкальных инструментах
Теги: Национальная культура | Балет
Автор: Оксана Карнович
Одзи Фудзино, продолжатель известной в Японии балетной династии, танцует с двух лет. В 2021 году он завоевал бронзовую медаль на VII Международном конкуре молодых исполнителей классической, народно-сценической и современной хореографии «DANCE MOSCOW».
В каком городе Японии вы родились?
Я родился в городе Фукуи, который был основан еще в 1889 году, но во время Второй мировой войны он пострадал от налетов американской авиации, а потом от землетрясения 1948 года. Этот город на острове Хонсю, расположенный на побережье Японского моря, сравнивают с птицей феникс. Он будто действительно возродился из пепла. Это исторический и очень красивый город. У нас находится один из древних храмов дзен-буддизма, есть Музей динозавров и один из красивейших и древнейших замков XVI века, замок Мароука, который из-за цветения сакуры называют «Касумига-дзё», что в переводе означает «замок в тумане».
Чем занимаются ваши родители, что решили двухлетнего ребенка отдать в балет? Вы выполняли их волю или же в столь раннем возрасте уже мечтали стать артистом балета?
Мой папа работает в строительной отрасли, а мама пошла по стопам моей бабушки, став педагогом в балетной студии и инструктором по пилатесу. Моя бабушка Рицуко Цубота – основательница балетной студии Tsubota Ballet School и мой педагог. Балетное образование она получила в школе в Токио. Мои две сестренки еще маленькие, пока ходят в детский сад, но тоже занимаются балетом. Моя мама всегда брала меня в студию. Конечно, в два года я не умел делать сложные балетные движения, просто бегал и прыгал под музыку, но желание чему-то научиться было страстное. Мне очень хотелось танцевать.
Очень осознанное решение для маленького ребенка! У вас были кумиры в балете? И кто сейчас является вашим кумиром в профессии?
Мой родственник Арата Миягава – артист балета, выпускник школы Дж. Крэнко при Государственном театре Вюртемберга и Государственной балетной академии в Штутгарте (Германия), которую он окончил в 2009 году. В течение двух лет он учился в классе Петра Антоновича Пестова, выдающегося балетного педагога, у которого учился и мой преподаватель в Московской академии хореографии Валерий Викторович Анисимов. Его выпускники, такие как Вячеслав Гордеев, Владимир Малахов, Саша Радецки, Алексей Ратманский, Николай Цискаридзе и многие другие, составили славу мирового балета. Через 10 лет после завоевания 3-й премии на конкурсе Youth America Grand Prix New York Senior Division он получил предложение от Сергея Филина войти в состав труппы Музыкального театра им. К. М. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, которым Филин тогда руководил. Когда Арата занял 2-е место на Международном конкурсе артистов балета в Варне и танцевал в Москве, я был еще маленький и тоже хотел хорошо танцевать, как он, мечтая стать артистом балета. Сейчас он премьер Токийской балетной труппы. Из российских танцовщиков моим кумиром является премьер Мариинского театра Владимир Шкляров. Его техника идеальна, кажется, ему подвластны все партии. Люблю его актерское мастерство. Это артист с большой буквы.
Почему вы решили учиться в России, а потом уехали в Берлин? Как попали в Московскую государственную академию хореографии?
После балетного конкурса получил приглашение на учебу за границей в Берлин, но я люблю русский балет, поэтому решил учиться в Москве. В Японии я учился в классе российско-японской балерины Иосие Нарисавы, и она меня отправила в МГАХ. Иосие и ее муж Ильгиз Галимулин – солисты Московского классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Я участвовал в классе Иосие Нарисавы, и она посоветовала мне поступать в МГАХ.
Что для вас оказалось наиболее сложным в России? Трудно было учиться в МГАХ?
Конечно, трудным был язык, и нет другого ответа. Я сразу привык жить в России, несмотря на то что учиться в Московской академии хореографии было очень трудно. Обучение по общеобразовательным предметам проходило на русском языке. Учитель учит русских, поэтому трудно было понять, о чем он говорит, но мне всегда помогали мои русские друзья.
После изысканной японской еды вы смогли адаптироваться к русской кухне?
Да. Особенно мне нравится каша, приготовленная в школе. И я каждый день с нетерпением ждал ужина.
Кто из педагогов оказал самое большое влияние на ваше формирование как артиста балета?
В Берлине моим педагогом стал Владимир Малахов, которым я всегда восхищался. Обладатель прекрасных данных и виртуозной техники, его комбинации были очень быстрыми и трудными. Очень давно моя бабушка пригласила его танцевать спектакль, и я всегда слышал и знаю, что он замечательный человек и талантливый танцовщик. Поэтому я был счастлив заниматься в его классе. Он сам готовил для нас бутерброды, это было очень вкусно. В Московской академии хореографии моим педагогом по классическому танцу стал Валерий Викторович Анисимов, народный артист РФ, профессор, заведующий кафедрой классического и дуэтного танца МГАХ. Он всегда мне помогал и поддерживал. Даже когда я приехал и не мог понять по-русски ничего, он говорил со мной на английском.
Какой первый балетный спектакль вы увидели?
Первый спектакль, который я увидел в Москве, был балет «Раймонда» в Большом театре. Танцевал Семен Чудин, премьер Большого театра.
У него идеальные данные. Я был впечатлен, как он только вышел на сцену, сразу влюбился в его технику.
- Ольга Жигмитова: «Певец — это постоянное развитие и познание»
- Алина Умирова: «Мне нравится создавать свои истории»
- Алмаз Садриев: «Хорошо, когда все мы работаем в едином культурном пространстве»
- Мария Матох: «Без счастливого случая талант и трудоспособность ничего не значат»
- Гульназ Балпеисова: «Спектакль — это большое сражение»
Когда состоялся ваш первый выход на сцену? Что вы танцевали на выпускном концерте?
В 3 года я впервые вышел на сцену на концерте в балетной студии, танцевал номер «Цветочный гном». В Московской академии хореографии, когда учился в 5-м классе, что соответствует 8-му классу общеобразовательной школы, исполнил вариацию из балета «Коппелия» на музыку Лео Делиба. На выпускном концерте танцевал венгерский танец и современный номер.
Есть ли у вас любимая партия в балете? И что бы вы мечтали станцевать?
Я не могу сказать, что могу выбрать что-то одно, хочу танцевать все партии мужского балетного репертуара. Очень люблю музыку «Лебединого озера» Петра Ильича Чайковского.
Как вы преодолевает волнение перед выходом на сцену?
Я всегда волнуюсь перед спектаклем, но волнение тоже мне необходимо. Его нужно преодолеть, чтобы успокоиться, выйти на сцену к зрителям и танцевать.
Кто вас морально поддерживает?
Это всегда бабушка. Я всегда звоню ей, например, когда у меня проблемы или думаю о будущем.
Есть ли у вас любимый литературный герой?
На государственном экзамене по актерскому мастерству я танцевал монолог Хосе из балета «Кармен» на музыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина. Я так много думал об этом персонаже, о его мыслях, его чувствах! В основу оперы и балета, который хореограф Альбер Алонсо поставил для Майи Михайловны Плисецкой, легла новелла испанского писателя Просперо Мериме «Кармен».
Чем вы увлекаетесь в жизни помимо балета?
Сейчас учусь играть на гитаре и петь. Раньше обучался игре на фортепиано и скрипке. Я вообще люблю играть на музыкальных инструментах.
Полностью интервью опубликовано в журнале «Перспектива. Поколение поиска» № 12/ декабрь 2021 — январь 2022.