«Девять дней одного года» – юбилей фильма, история съемок, актеры и интересные факты о знаменитом фильме Михаила Ромма
60 лет исполняется художественному манифесту шестидесятников – фильму Михаила Ромма «Девять дней одного года»
Теги: Россия | Национальная культура | Особенности культуры | Кинематограф | Режиссеры
Олеся Байкова
«Девять дней одного года» стал знаковым фильмом для отечественного кинематографа. «Физики» в шестидесятые – самые популярные люди, они двигают прогресс, приоткрывают тайны материи для того, чтобы людям жилось лучше.
История создания кинокартины
К моменту съемок фильма режиссер Михаил Ромм – уже признанный классик советского кино, лауреат пяти Сталинских премий, народный артист СССР, автор фильмов о Ленине. После прихода к власти Хрущева и развенчания культа личности Сталина режиссер переосмыслил свои взгляды, он был недоволен и даже стыдился своих работ, взял пятилетнюю паузу, во время которой занимался только преподавательской деятельностью во ВГИКе.
Результатом этих долгих размышлений и поисков новых путей в кино стал фильм «Девять дней одного года», который был по-настоящему новаторским не только для самого режиссера, но и для всего советского кинематографа. Изначально фильм должен был называться «Я иду в неизвестное». Для Михаила Ромма он стал триумфальным возвращением в профессию.
Сценарий и съемки фильма «Девять дней одного года»
Сценарий представлял собой девять новелл из жизни трех героев, связанных работой, дружбой и любовью. Его написали Михаил Ромм и сценарист Даниил Храбровицкий, который был и автором идеи. Написание сценария заняло у них два года. Работали по принципу: если утренняя газета интересней того, о чем рассказывает сценарий, – надо все переписывать! Их консультировали настоящие ученые, звезды науки – лауреаты Нобелевской премии Игорь Тамм и Лев Ландау.
Съемки проходили в основном в Москве. В павильоне «Мосфильма» выстроили декорации квартир, почтамта, части лабораторий. Сцену в ресторане, где встречаются три главных героя, снимали в «Арагви». А еще произошло невозможное: группу допустили в Институт атомной энергии Академии наук СССР. Дело в том, что именно в год съемок, 7 февраля 1960 года, умер руководитель института Игорь Курчатов. С Роммом их связывали добрые отношения. Учитывая, что лента отдавала дань памяти физикам-ядерщикам, было принято решение допустить съемочную группу в некоторые лаборатории. В кадре есть установки, которые не смогли бы воспроизвести рукотворно. Но участникам съемок пришлось дать подписку о неразглашении увиденного. После премьеры газеты нахваливали художников-постановщиков – настолько точно им удалось воссоздать пульты и технику атомщиков. Никому не приходило в голову, что на пленке фильма «Девять дней одного года» всё настоящее.
Прототипы главного героя, актеры и другие интересные факты о картине
- В основу сценария положена судьба неизвестного физика, облучившегося при проведении эксперимента, оказавшегося неудачным. Метод этого ученого был неверным. Но, хоть человек и остался неизвестным, – его последователи, отвергнув ошибочный метод, пошли по другому пути и добились результата. Эту историю Даниилу Храбровицкому рассказал академик Игорь Тамм, который был в числе тех, кто довел исследование до успешного финала.
- Вторым прототипом главного героя стал кинорежиссер Владимир Скуйбин, который, страдая от тяжелейшей болезни, бокового амиотрофического склероза (им болел известный физик Стивен Хокинг), продолжал работать до последних дней. Однажды Михаил Ромм пригласил Алексея Баталова, сыгравшего главного героя в фильме, в соседний павильон, где снимали картину «Суд». Прямо в ворота склада декораций въехала легковая машина, из нее вынесли парализованного человека, усадили в кресло, и только с помощью голоса обездвиженный режиссер управлял кинопроцессом в течение девяти часов. Ему было 34 года. Он ни на секунду не дал повода усомниться присутствующим, что всё контролирует. Это как раз и был Владимир Скуйбин. Он снял свой последний фильм до конца.
- Изначально Михаил Ромм хотел взять на главную роль – физика-ядерщика Дмитрия Гусева – Олега Ефремова, а Даниил Храбровицкий настаивал на кандидатуре Алексея Баталова. Режиссеру не нравилось, что Баталов ничего не знал про ядерную физику, а Ромму был нужен увлеченный популярной темой актер. Баталов же очень хотел сыграть ученого новой формации, и вместе со сценаристом они уговорили Ромма хотя бы попробовать. В результате Баталова даже просили не так сильно вживаться в роль, а то получалась трагедия с первого кадра. Позже Ромм говорил: «Роль Гусева в какой-то мере Баталов понял как свою личную судьбу. Поэтому и отнесся к роли необыкновенно глубоко и с огромной честностью. Он принес ощущение гибельности».
- Не обошлось и без проблем. На съемках предыдущего фильма «Дама с собачкой» у Алексея Баталова началась болезнь глаз. Он не мог сниматься в ярко освещенном павильоне, а для сцен «в лаборатории» требовалось много света. Ради актера Михаил Ромм выбил для съемок редкую экспериментальную пленку с повышенной светочувствительностью. Благодаря ей можно было снимать в полутьме, и Баталов мог спокойно работать.
- На роль Ильи Куликова уже был утвержден Юрий Яковлев, но к началу съемок актер попал в больницу. Тогда Михаил Ромм утвердил еще не популярного Иннокентия Смоктуновского. Актер за своего героя очень переживал – он понимал, что зрители его не полюбят. Даже в сценарии Куликов был назван скользким типом, хотя актер видел в нем достаточно положительных качеств.
- На главную женскую роль была приглашена молодая и малоизвестная актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль Лёли стала для нее главной в кинокарьере, в дальнейшем она посвятила себя театру.
- Оператором картины стал дебютант Герман Лавров. Во многих отношениях фильм стал новым словом в советском кинематографе. Специалисты отмечали необычную трактовку музыкальной темы и звукорежиссуры – собственно музыки там почти нет, есть только некое звуковое сопровождение технологического толка.
- Фильм уже был озвучен, когда авторы решили разделить сюжет на девять условных дней. Многим это решение казалось самоубийственным. Но Ромм настоял на своем. Риск и новаторство себя оправдали. Построение картины как о девяти днях одного года стало примером нового «бесфабульного» монтажа. От классической «линейной» сюжетной последовательности режиссер переходит к новому организующему началу. Разрозненные эпизоды картины объединены только общей авторской идеей.
- Съемки фильма заняли 6 месяцев. 5 марта 1962 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера. Перед этим фильм показывали комиссии по атомной промышленности, и она долго решала: можно ли показывать такой фильм, не отпугнет ли он молодых людей от профессии. Чиновник из комиссии придрался к тому, что в фильме много лысых мужчин, и выпытывал у Ромма: не имел ли тот в виду, что все они облучены? За фильм заступились ученые, хотя и у них возникло много вопросов. Было непонятно, чем конкретно занимался Гусев, так как в фильме смешали несколько несочетаемых экспериментов. Фильм подписали в прокат только после того, как вырезали несколько особенно мрачных сцен: где главный герой слепнет в результате экспериментов и сцену похорон учителя и вдохновителя главного героя.
Рекомендуем почитать о дне рождении легендарного фильма Девчата.
Драма «Девять дней одного года» в 60-е годы и в наше время
«Девять дней одного года» произвел огромное впечатление на научную интеллигенцию. В исследовательских институтах даже организовывались обсуждения, куда приглашали режиссера и сценариста. Главной темой споров стал тип современного ученого – это одержимый экспериментатор Гусев или теоретик Куликов? Несмотря на то, что режиссер явно симпатизировал первому типу, однозначного мнения не было ни в одном институте.
Драма «Девять дней одного года» стала лучшим фильмом 1962 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран», а режиссер, сценарист, оператор и исполнитель главной роли Алексей Баталов получили Государственные премии РСФСР. Оценили фильм и за границей: он получил главную премию международного кинофестиваля в Карловых Варах, диплом кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, а также приз польских кинокритиков за лучший зарубежный фильм в польском прокате. Картина наряду с такими работами, как «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Гамлет», попала в международный кинопрокат и стала наглядной иллюстрацией оттепели в СССР для иностранного зрителя. А Михаил Ромм больше не снимал художественное кино. Следующей его работой стал шедевр документалистики «Обыкновенный фашизм».
Советский и российский кинокритик, историк кино Майя Туровская писала про «Девять дней одного года»: «Фильм остался моментальным снимком исторического мгновения, с его радостной верой в могущество познающего разума; с его надеждой, что главное в жизни человечества случится уже завтра; с его готовностью работать на это завтра до самозабвения и самопожертвования и с его иронией к самому себе, к собственным готовностям. А главное, с его счастливым ощущением обновления».
Историю двух физиков, влюбленных в одну девушку, в версии режиссера Сергея Виноградова и драматурга Валерия Печейкина можно увидеть на сцене «Гоголь-центра». В спектакле «Девять» фрагменты киносценария Михаила Ромма переплетаются с монологами о Сколково, межпланетных путешествиях и нанороботах. Но одно остается неизменным: история любви и дружбы трех людей, которые никак не могут понять друг друга.