Советские фильмы
Хронология, список самых интересных картин. Часть 1 — с 20-х по 60-е годы XX века
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Режиссеры | Актеры
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Советское кино с 20-х до 50-х годов — становление
Советские фильмы 50–60-х годов — расцвет
Какой фильм был самым популярным в СССР
Какой советский фильм посмотреть для поднятия настроения
Советский кинематограф оставил огромное наследие в истории мирового кино: множество легендарных фильмов, ставших классикой и образцами для подражания. В статье мы рассмотрим лучшие фильмы времён развития и расцвета советского кинематографа, которые не только завоевали сердца отечественных зрителей, но и получили признание во всем мире. Список лучших фильмов обусловлен их значимостью, популярностью, художественными достоинствами и влиянием на развитие истории кинематографа.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:
Подборка фильмов про моду и стиль
10 самых впечатляющих кинокартин Китая
Советское кино с 20-х до 50-х годов — становление
- История советского кино началась 27 августа 1919 года, когда кинематограф стал одним из инструментов просвещения народа.
- В 1920-е годы советское пролетарское киноискусство, основанное на патриотических историях, вызывало интерес в других странах. В каждой советской республике была своя национальная киностудия, которая, наравне с художественными фильмами, снимала документальные картины.
- В 1930-е годы режиссёры создавали кинематографический язык, который объединил реалистические традиции сценического искусства (система К. Станиславского) с техническими приёмами. Появилось массовое кино: комедия положений, фильмы о любви и патриотические кинокартины.
- В период Великой Отечественной войны кинематограф занимался пропагандой и производством документальных короткометражек, развитием военной документалистики.
- Современные критики называют период 40–50-х годов «малокартиньем». В историко-бытовых фильмах того времени создавался положительный образ героя нового общества.
Броненосец «Потёмкин» (1925)
В историческом шедевре режиссёра Сергея Эйзенштейна рассказывается о бунте матросов на броненосце и последствиях этого восстания. Настоящий фундамент всего мирового кинематографа, установивший каноны и рамки того, что сегодня называется «художественным кинематографическим произведением». Неоднократно «Броненосец “Потёмкин”» признавался лучшим фильмом всех времён.
Частная жизнь Петра Виноградова (1935)
Молодёжная лирическая комедия, снятая режиссёром Александром Мачеретом. Фильм рассказывает о молодом учёном, Петре Виноградове, который не только успевает работать на автозаводе, но и учится на вечернем отделении. Запутавшись в любовных интригах (герой ухаживает сразу за двумя девушками), Пётр попадает в нелепые ситуации, из которых не так просто выбраться.
Весёлые ребята (1935)
Первая музыкальная комедия, которая положила начало развитию музыкального кино в СССР. Режиссёр Григорий Александров совместно с композитором Исааком Дунаевским создал фильм о похождениях жизнерадостного пастуха-музыканта, которого приняли за модного заграничного исполнителя. Его джаз-оркестр готовится к выступлению на сцене главного театра страны, но репетирует свои композиции только на похоронах.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Одним из сценаристов фильма был популярный советский драматург Николай Эрдман, а главные роли исполнили выдающиеся актёры — Леонид Утёсов и Любовь Орлова.
Александр Невский (1938)
Ещё один признанный шедевр Сергея Эйзенштейна, который входит в рейтинг лучших фильмов всех времён. Кинокартина удивит и современного зрителя: впечатляют сражение на Чудском озере, реальная история, реалистичные батальные битвы без спецэффектов, облики героев, будто сошедшие с полотен иконописцев, и общий одухотворяющий посыл.
Подкидыш (1939)
Картина, снятая Татьяной Лукашевич по сценарию писательницы Агнии Барто и актрисы Рины Зеленой, — это добрая история о советском обществе 30-х годов. Наташа, девочка пяти лет, уходит из дома, пока старший брат увлекается беседами с друзьями-пионерами. В своём путешествии она знакомится со множеством людей: одиноким геологом, бездетной парой, которую великолепно сыграли Петр Репин и Фаина Раневская. Семья начинает искать пропавшую девочку.
Весна (1947)
Еще одна музыкальная комедия Григория Александрова с Любовью Орловой в главной роли. Мелодраматическая история о судьбах двух похожих друг на друга девушек: артистки оперетты Веры Шатровой и исследователе Ирине Никитиной. По воле случая им приходится заменять друг друга: Вера оказывается на слёте профессоров Института Солнца, а Ирина — на съёмочной площадке.
Кубанские казаки (1950)
Музыкальная комедия Ивана Пырьева о восстановлении советской деревни после Великой Отечественной войны. В центре сюжета — противостояние двух колхозов, стремящихся выиграть социалистическое соревнование. В фильме много музыки, танцев и доброго юмора.
Советские фильмы 50–60-х годов — расцвет
Пятидесятые и шестидесятые годы были переломными для советского кинопроизводства: резкий взлёт посещаемости кинотеатров, яркие актёрские дарования, необычные режиссёрские задумки и интересные сценарии. В этот период было создано множество картин, ставших классикой мирового кинематографа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Период советского кинематографа рубежа 60-70-х годов называется или «оттепелью», или «новой волной».
В кинематографе того времени возникла необычная ситуация — равносильно развивались три важные функции кино: идеологический инструмент, средство развлечения, самоценное искусство. Ранее режиссёрам позволялось изображать достоверную жизнь со всеми её неприятностями только в военных и исторических фильмах. В 60-е годы, несмотря на жесткий цензурный отбор, правдивость и честность появились и в гражданских темах. Операторы всё чаще использовали крупный план, который усиливал психологизм и позволял экспериментировать с композицией кадра. Благодаря этим изменениям фильмы стали более искренними, привлекающими аудиторию.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Реакция зрителя — важный показатель того времени. Исследования аудитории в СССР начали проводиться с 1960-х годов. Отчёты посещаемости показали, что на рубеже 60–70-х среднестатистические советские граждане ходили в кино от 15 до 19 раз в год.
Карнавальная ночь (1956)
Советская музыкальная комедия Эльдара Рязанова рассказывает историю работницы Дома культуры, которая пытается предотвратить бюрократическую ошибку при организации новогоднего карнавала. В фильме присутствуют песни, танцы, комедийные ситуации и запоминающаяся романтическая линия. «Карнавальная ночь» — один из самых популярных комедийных фильмов СССР, считается классикой советского кинематографа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Фильм был лидером проката и стал отправной точкой для молодых артистов — Юрия Белова и Людмилы Гурченко.
Весна на Заречной улице (1956)
Виртуозная мелодрама Марлена Хуциева о том, как сталевар добивается внимания учительницы вечерней школы. Один из лучших лирических фильмов, снятых в СССР, в котором идеально выстроены образы персонажей, передана палитра любовных чувств и эмоций. Картина показывает контраст между городской культурой и сельской жизнью и трудности отношений между людьми разных социальных классов.
Летят журавли (1957)
Этот фильм, снятый Михаилом Калатозовым по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», стал одним из самых известных драматических произведений советского кинематографа. История жизни двух влюблённых во время Великой Отечественной войны: Алексей уходит на фронт, а Вероника остается в Москве, когда город подвергается бомбардировке. Кинолента славится своими впечатляющими воздушными боями и эмоциональными сценами, она получила множество советских наград и главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года.
Баллада о солдате (1959)
Военный драматический фильм режиссера Григория Чухрая. В центре сюжета — молодой солдат Алёша Скворцов, который получает отпуск на неделю, чтобы навестить мать. По пути домой юноша помогает различным людям, попавшим в беду, поэтому проводит у матери всего пару дней. Фильм отличается простым, но трогательным сюжетом, а также выдающимися актерскими работами Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Картина «Баллада о солдате» получила признание советских зрителей, а также ряд международных наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля 1960 года.
Девчата (1961)
Фильм, отражающий теплоту и дух минувшей эпохи, снят режиссером Юрием Чулюкиным по одноимённой повести Бориса Бедного. Любовная история юной неунывающей поварихи Тоси, которая приезжает на работу в лесной поселок и знакомится с бригадой лесорубов, трогает и современного зрителя.
Девять дней одного года (1961)
Драматическая лента Михаила Ромма. В центре сюжета: физик-ядерщик, участвующий в опасном эксперименте по созданию термоядерного реактора, который может спасти мир от угрозы ядерной войны. Главную роль исполнил Алексей Баталов. Фильм был удостоен Ленинской премии и стал одним из знаковых произведений советского кинематографа, поднимающем вопросы морали и этики в контексте научных открытий и прогресса.
Я шагаю по Москве (1964)
Лирический комедийный фильм, режиссерский дебют Георгия Данелии. В фильме глазами юноши показана Москва начала 1960-х. Главные роли исполнили: Никита Михалков, Алексей Локтев, Галина Польских и Владимир Басов. Картина превратилась в «гимн молодости», а песня «А я иду, шагаю по Москве», исполненная Никитой Михалковым, стала популярным хитом.
Тени забытых предков (1964)
Выдающаяся историческая драма, снятая Сергеем Параджановым. Сюжетная линия разворачивается вокруг юноши и девушки, влюблённых друг в друга. Светлая любовь омрачена: Маричка и Иван из враждующих гуцульских семей. Фильм показывает красоту Карпатских гор, обряды и традиции гуцулов, переплетает темы запретной любви и смерти.
Застава Ильича (1965)
Киноповесть Марлена Хуциева о молодом послевоенном поколении. Юные герои пытаются найти место в жизни, понять своё время и страну. Фильм стал символом эпохи «оттепели», получил признание за реалистическое изображение советской жизни и новаторскую кинематографическую технику.
Берегись автомобиля (1966)
Детективная комедия Эльдара Рязанова рассказывает о скромном страховом агенте Юрии Деточкине, который в свободное от работы время не только играет в театре, но и вершит правосудие. Ему противостоит следователь Подберёзовиков, решивший во что бы то ни стало поймать «мошенника». В главной роли: Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов.
Война и мир (1967)
Экранизация одноименного романа Льва Толстого стала одним из крупнейших проектов советского кино. Фильм состоит из четырёх серий, на создание которых ушло более шести лет. Сергей Бондарчук выступил не только режиссёром и сценаристом, но и сыграл роль Пьера Безухова. Масштабная высокобюджетная картина с батальными панорамными сценами получила мировое признание, премии «Оскар» и «Золотой глобус».
Андрей Рублёв (1966)
Фильм Андрея Тарковского, основанный на биографии знаменитого русского иконописца, натуралистично показывает жизнь и творчество художника в период с 1400 по 1410 годы. Советские зрители критиковали картину за излишнюю мрачность и недостаточную патриотичность, но сегодня «Андрей Рублёв» считается основополагающим произведением в списке мирового кинематографа.
Советские детские фильмы
Киноленты для детей — это особенное направление в киноискусстве СССР, которое отличалось своей искренностью, добротой и воспитательным потенциалом. Советские детские фильмы можно разделить на несколько поджанров:
- Кинокартины о Великой Отечественной войне, которые воспитывают, рассказывают о подвигах советских солдат, мужестве и стойкости — «Летят журавли» Михаила Калатозова (1957), «Судьба человека» Сергея Бондарчука (1959) и другие фильмы.
- Детские картины о дружбе и любви. Среди них можно выделить такие фильмы как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова (1964), «Внимание, говорит Москва!» Александра Столпера (1965) и «Неуловимые мстители» (1967) Эдмонда Кеосаяна.
- Экранизации классической литературы. В период расцвета советского кинематографа было экранизировано множество произведений великих русских писателей — А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Над адаптациями работали такие режиссёры как Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм, Александр Довженко, Сергей Бондарчук и другие. Экранизации стали классикой советского кино и до сих пор любимы зрителями.
- Костюмированные фильмы-сказки — наиболее яркие и запоминающиеся произведения, созданные для детского просмотра. «Морозко» (1964), «Огонь, вода и медные трубы» (1968), снятые режиссёром Александром Роу, «Сказка о рыбаке и рыбке» (1937) режиссера Александра Птушко.
Какой фильм был самым популярным в СССР
Однозначно на этот вопрос сложно ответить, так как в СССР было создано множество фильмов, имеющих успех в прокате. Однако, если говорить о самых популярных кинокартинах расцвета советского кинематографа, то это «Война и мир», «Андрей Рублёв», «Летят журавли» и «Я шагаю по Москве».
Какой советский фильм посмотреть для поднятия настроения
Если вы хотите посмотреть советский фильм для поднятия настроения, то рекомендуем выбирать среди популярных комедий Леонида Гайдая:
- Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965),
- Бриллиантовая рука (1969),
- Иван Васильевич меняет профессию (1972),
- Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1973).