Славянская мифология
Основные теории, проблемы изучения, демонология и образы божеств
Теги: Национальная культура | Традиции | Обычаи | Особенности культуры
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Какие боги были в славянской мифологии
Славянская мифология: мифические существа
Мифология славян — удивительный мир древних верований и обычаев. Не имея научных опор, люди по-своему пытались толковать перемены окружающего мира и коллизии собственной жизни. Языческие представления имеют интересную историю. Они создаются не вдруг, а постепенно, вторя поступательному движению народной жизни.
Источники изучения
В отличие от античной и скандинавской мифологии, тексты славянских мифов до нашего времени не дошли. Учёные реконструировали некоторые легенды и лоскуты мифологического полотна по отрывкам из древних свидетельств и произведений устного народного творчества. Почти все письменные источники, в которых встречаются упоминания славянских существ и божеств, описания культов и обрядов, не имеют никакого отношения к мифологии:
- Поучения, написанные церковными авторами, были направлены против язычества. В них приводились списки славянских божеств, поклонение которым запрещается.
- Летописные сведения записывались церковными авторами, поэтому в них упоминались только некоторые языческие культы и обряды.
- Заметки иностранных путешественников содержат аналогии славянской мифологии с античными и скандинавскими культами.
РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:
- Интересные сюжеты скандинавской мифологии
- Китайская философия – известные мудрецы и главные тексты
- Японские легенды – мифология и древние предания
- Русские сказки и их мораль
- Народные предания и их ценность для культуры
Как формировалась мифология
Отделив себя от природы, человек увидел свою слабость и ничтожность, ощутил трепет перед непреодолимой силой, которая способна поощрять и карать. Природа для древних людей — всесильная властительница, требующая подчинения и поклонения. Славяне поклонялись камням и скалам, источникам и озёрам, кустам и деревьям, лесам, четвероногим зверям и птицам. Среди стихий выделяется огонь, а в народных поверьях прослеживается поклонение небесным светилам — звёздам, месяцу и Солнцу. Все природные явления обожествлялись: славяне вкладывали в них представления о живых существах — духах, их почитали, просили о помощи, благодарили и страшились.
Особенности славянской мифологии
- Славянский мир демонов разнообразен и богат. Демоны обитают повсюду: в жилище человека, на небе и на земле. Они, как правило, зловредные и мстительные, отравляющие жизнь. Участвуют во всех процессах человеческой жизни. Про нечистую силу слагали легенды, сказки и предания.
- Свет и тьма. Подобно другим древним народам, славяне обожествляли небо, полагая, что именно там располагается вечное царство. Отец-Небо — верховный владыка Сварог. Он порождал других богов, но спустя время предался покою, передал бразды правления своим детям (кто они — доподлинно неизвестно). Тёмное царство представлялось на западе — там, где заходит солнце, а мрак покрывает всё непроницаемой пеленой. Во тьме живут чёрные духи — таители и хищники, которые разгуливают по ночам и испытывают людей. Между светом и тьмой, теплом и холодом длится вечная борьба за власть.
ЭТОТ ИНТЕРЕСНО! День и Ночь — бессмертные существа, представляющие противоположные силы.
- Огонь. Стихия, которая активно воздействовала на человека. Славяне представляли её в образе сына Сварога, молились и поклонялись ему. Разжигали на алтаре «священный огонь», приносили жертвы.
- Представления о загробной жизни. В некоторых древних текстах зафиксированы представления о Нави. Навь — это одновременно и покойник, и место, в которое должны отбыть умершие. Некоторые учёные склоняются к тому, что ещё в языческие времена, до принятия христианства, у древних славян существовало представление о Рае, как о благоприятном месте обитания душ умерших.
Что такое славянская мифология: простыми словами
Долгое время славяне находились на ступени демонологии: они верили в богатейший мир низших духов, в магию и гадание — единственные формы общения человека с нечистью. Только к концу языческого периода славянские верования оформились в подобие религии под влиянием германских и скандинавских культов. Славянская мифология — система мифологических представлений о мире, которая сложилась в период единства древних славян и впоследствии легла в основу многих жанров и видов славянской народной культуры.
Какие боги были в славянской мифологии
Сведения о верованиях некоторых славянских народов настолько скудны и искажены, что если опираться только на них, картина «славянского Олимпа» выглядит очень узкой. Достоверной информации о славянских богах сохранилось мало. Ни одному учёному до сих пор не удалось выяснить родословные и установить родственные связи между божествами. Некоторые исследователи выдвигают предположения, что славянские боги — это собирательные образы нескольких мифологических существ и тотемных животных.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Языческая религия славян беднее греческой, иранской, римской, кельтской и германской. Она построена на демонологии, а не на чёткой структуре пантеона богов или божественных триад.
Достоверным кругом славянских божеств считаются балтийский и русский ряды. Славяне, жившие на побережье Балтийского моря, создали храмы, касту жрецов и культуру поклонения идолам. О русском ряде доподлинно известно из Киевской летописи о князе Владимире, который в 980 году предпринял попытку обновления язычества и выставил около княжеского двора идолов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.
Боги славянской мифологии
- Сварог — бог Всеотец, который олицетворял солнечный свет, тепло и имел широкое значение. Упоминается в летописях восточных и западных славян. В переводной хронике Иоанна Малалы сравнивается с образом древнегреческого Гефеста. У Сварога есть другие воплощения (согласно некоторым источникам — сыновья) — Дажьбог (Солнце) и Сварожич (огонь). Все персоналии бога связаны с жизненной силой, сиянием, дарующим началом.
- Велес — бог-покровитель скота. Его культ был широко распространён на Руси. Он покровительствовал пастухам и охранял стада. По некоторым сведениям, Велес — это обожествлённый низший дух.
- Мокошь — единственная доподлинно известная восточнославянская богиня. Связана с женскими рукоделиями. Можно сделать предположение, что для славян она была той, кто прядёт нити судьбы. В жертву ей около источников и колодцев приносились полотенца, одежда и полотна.
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Культ Мокоши был связан с праздничными пятницами, поэтому на смену языческой богине в эпоху двоеверия пришла Параскева Пятница.
- Морена — богиня нижнего мира, олицетворяющая смерть. Владычица зимы, которая запирает жизненные силы. Культ Морены — это исток Масленицы. Именно из религиозного поклонения происходит традиция сжигания женского соломенного чучела в качестве символического обряда высвобождения силы.
- Стрибог — персонификация сильного ветра. Божество с неустановленными функциями, почитаемое у восточных славян. В настоящее время многие учёные противопоставляют Стрибога светлому Дажьбогу.
Кто главный бог у славян
Перун — общий и главный бог для всех ветвей славян (восточных, западных и южных). Он ассоциируется с грозовым небом и молнией. Из летописей известно, что в 945 году его статуя стояла на одном из киевских холмов, туда приходили проводить ритуалы жертвоприношения. Изображался в виде бородатого крупного мужчины с серебряной головой и золотыми усами. Многие учёные проводят аналогии между Перуном и скандинавским богом Тором.
Славянская мифология: мифические существа
В текстах XI–XII веков засвидетельствованы представления о некоторых мифических существах, демонах-духах:
- Хороможители — духи предков, обитающие в жилищах или зерновых хранилищах. Дома для них разводился огонь, ставилось угощение, а в бане предоставлялось место на полатях, чтобы они могли обогреться. Если о них не заботиться, то могут навредить всем обитателям дома.
- Переплуты — доподлинно неизвестно, кто они.
- Рожаницы — духи предков, обитающие под кроватью. Они помогают во время родов, оказывают влияние на судьбу человека. Им приносились в жертву первые остриженные волосы ребёнка.
- Берегини — низшие духи природы. В некоторых поверьях их сравнивают с добрыми русалками, спасающими тонущих.
- Вурдалаки и упыри — живые мертвецы, восставшие из могил. Подобно вампирам нападают на людей и выпивают кровь, опустошают деревни. Считалось, что в первую очередь они нападают на своих потомков и знакомых.
- Домовой — домашний дух и хранитель очага, которого представляли в виде маленького лохматого старика. Считалось важным всячески задабривать его, чтобы он помогал караулить скот и хозяйство, предупреждал об опасности. Разозлённый домовой очень опасен и способен замучить людей до смерти. Обитает за печкой или в хлеву.
- Мора — злой дух в виде уродливой старухи в лохмотьях. Она может жить дома и доставлять неприятности хозяевам: шуметь, бить посуду, щипаться по ночам. Мору, обитающую на болоте, называли Кикиморой, считалось, что она пугает заплутавших.
- Полудница — низший дух в образе девушки в прозрачной белой одежде. Живёт в поле, иногда помогает крестьянам. Обладает магией, способной свести человека с ума. Наказывает пахарей, которые работают в полдень.
- Русалки — хитрая нечисть, обитающая на берегах и в водах. В них превращаются умершие молодые девушки. Считалось, что русалки затаскивают людей под воду, топят и умерщвляют своим громким и ужасающим смехом.
Животные в славянской мифологии
- Волк — светлый помощник, благой персонаж. Образ тесно связан с символикой света. Народные поверья, основанные на служении волка на благо леса, были распространены у многих славянских народов. Существовало племя лютичей, для которых волк был прародителем и тотемным животным.
- Заяц — антипод волка, негативный персонаж. Косой с красными глазами напоминал чёрта. В народной традиции жива вера в негативные последствия после встречи с зайцем: если он перебежал дорогу — жди беды.
- Медведь — хранитель и царь русского леса. Долгое время образ животного был связан с легендами о лешем. Во времена формирования божественных образов медведь стал одним из символов Велеса.
- Конь-солнце — защитник людей от нечистой силы. Изображения двух конских голов использовались на крышах домов и вешались на ограждения. Для личной защиты на шею повязывали коньки-подвески, а края рубашек расшивали красными орнаментами с головами коней.
- Лебедь — печальный женский образ чистоты и умирающей юности. Лебедью называли рано умерших девушек и невест, покидающих родительский дом. Увидеть лебедя — печальный знак.
- Козёл — символ плодородия и защиты от нечисти. В овечьем стаде держали козу, чтобы уберечь животных от похищений. Изображения козлиной головы — оберег от колдовства и чар.
Славянская мифология: книги
Источники, в которых можно найти вставки о мифологических представлениях славян: средневековые хроники и анналы, написанные европейскими и славянскими авторами, древние летописи, записи археологов и путешественников. Разобраться в древних текстах без комментариев учёных непросто. Делимся списком книг, авторы которых потратили годы на исследования верований древних славян:
- Елена Левкиевская «Русские праздники»;
- «Славянские древности»: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах;
- Дмитрий Антонов, Михаил Майзульс «Демоны и грешники в древнерусской иконографии»;
- Александра Баркова «Славянские мифы: От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы»;
- Владимир Пропп «Исторические корни волшебной сказки».