Баллада о мегалитах
Александр ПАЧКАЛОВ, кандидат исторических наук, археолог
Теги: Кавказ | История | Памятники | Археология | Дольмены
Но Запада нет и Востока нет, нет наций, родов и преград.
Редьярд Киплинг
Фото автора
Западный Кавказ — важный регион с точки зрения археологии. Здесь находятся более 3 тысяч уникальных памятников — мегалитические дольмены. Но прежде чем отправиться в туда, нам необходимо подробнее рассмотреть основы вопроса.
Термин мегалиты широко распространился в археологической литературе с середины XIX века. Им обозначали сооружения из больших каменных глыб, характерных для позднего неолита, энеолита и эпохи бронзы (в основном V–II тысячелетия до н. э. на территории Западной Европы). С древнегреческого слово так и переводится: «большой камень». Мегалиты значительно старше древнеегипетских пирамид, и с их описаний начинаются многие учебные курсы по истории архитектуры.
Запад есть Запад
К одному из основных видов мегалитов относятся дольмены («каменный стол»). В простейшем варианте это камень, поставленный на несколько других. Более сложные состоят из пяти или шести плит. Это закрытые ящики: на четырех вертикальных плитах лежит пятая, а шестая составляет дно. Иногда их число может быть большим.
Дольмены представляли собой как погребальные памятники, так и святилища. Они могли строиться открыто на поверхности земли или же над ними насыпали курганы, которые впоследствии частично оседали. Иногда дольмены имеют более сложную форму: например, с входной галереей из вертикальных плит. Или в виде большой прямоугольной камеры, к одной из продольных сторон которой подходила входная галерея (так что все сооружение получало вид буквы Т). Наконец, дольмен может быть рядом продольных, следующих одна за другой камер, иногда все более расширяющихся и углубляющихся в землю. Плиты часто соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед портала или фасада, образуя портальную нишу, которая перекрыта общей крышей. Материал меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк. Порой дольмены построены из массивных плит, достигающих огромного веса. Встречаются как единичные, так и группы, вплоть до нескольких тысяч построек.
Близки дольменам коридорные гробницы, состоящие из прямоугольной, круглой или крестообразной камеры с плоской или выступающей по краям крышей, к которой ведет длинный прямой проход. Всю конструкцию сверху покрывает земля, образующая подобие кургана, внутрь которого открывается вход из каменных глыб.
В старой археологической литературе термин «дольмен» использовался в основном как собирательное название для различных мегалитических камерных гробниц. Сейчас в англоязычной сфере он является во многом устаревшим и применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Во французском и русском языках термин по-прежнему популярен. В Португалии их обычно называют anta, в Скандинавии des; эти слова входят в состав названий местных дольменов.
Теофиль Мало в XVIII веке определял dolmin как название верхнего камня святилища галлов. В Англии такие сооружения некоторое время называли кромлехами. Часто дольмены входят в один комплекс сооружений с каменными кругами, например, несохранившийся Эйвбери в Англии.
Еще в XIX веке ученые отметили сходство между постройками разных стран и предложили термин «мегалитическая культура». Они обратили внимание на то, что дольмены встречаются в основном в приморских районах, поэтому в том же позапрошлом веке появилась теория, согласно которой мегалиты сооружал некий народ, распространявший идею и технологии благодаря миграциям по морю. Считалось, что дольмены Европы и Северной Африки связаны общим происхождением, их невозможно изучать в отрыве.
В XIX и начале XX века эти идеи были широко распространены в научном мире. Их сторонники назывались миграционистами. Они видели в распространении мегалитов следы перемещений древних народов. Так, классик мировой археологии швед Оскар Монтелиус считал, что центр распространения мегалитов находится где-то на Ближнем Востоке («Ex Oriente Lux»). Но в наступившем XX веке голоса критиков этой теории зазвучали все громче. Наиболее известным противником миграционного подхода был британец барон Колин Ренфрю, выделявший в Европе не один, а пять независимых центров мегалитической традиции. Идеи о независимом появлении каменных сооружений в различных регионах мира оставались широко распространенными в археологической литературе до конца XX века.
Вместе с тем одно из новейших масштабных исследований, посвященное радиоуглеродным датировкам мегалитов (датировок было получено более 2 тысяч), показало, что в Западной Европе традиция имеет один источник происхождения и что погребальные сооружения появились в течение короткого временного интервала от 200 до 300 лет во второй половине V тысячелетия до н. э. на северо-западе Франции, в Средиземном море (Корсика, Сардиния и др.) и на атлантическом побережье Иберии. На территорию Англии и Ирландии идея мегалитов проникла в начале IV тысячелетия до н. э. Еще позже, во второй половине IV тысячелетия до н. э. она появилась в северной Германии и южной Скандинавии. В Средиземном море наблюдается повторная волна распространения, относящаяся уже ко II тысячелетию до н. э. (Балеарские острова, Апулия и Сицилия).
Мегалитические памятники занимают значительную континентальную часть и острова Западной Европы. Огромное количество их известно на Пиренейском полуострове, во французской Бретани, на Британских островах и в Ирландии. Более всего насыщены регионы Атлантики, то есть мегалитизм наиболее характерен для крайнего запада Европы. Прослеживается следующая тенденция: чем дальше вглубь континента, тем меньше сооружений. Наибольшая плотность отмечается на побережье Атлантического океана или вблизи него. Таким образом, мегалитизм в Западной Европе выглядит в основном атлантической культурой, связанной с океаном. Каменные памятники не встречаются в центральной, восточной или юго-восточной Европе, и помимо Палестины неизвестны в восточном Средиземноморье. Дольмены в западном Средиземноморье (южная Италия, Балеары, Мальта и др.) относятся в основном ко второй половине II тысячелетия до н. э., это уже время заката мегалитической традиции.
Восток есть Восток
Теперь, когда мы коснулись в общих чертах этой огромной и интересной археологической темы, посмотрим на Западный Кавказ, расположенный в тысячах километров от основных мегалитических центров. Означает ли местоположение региона его периферийность и вторичность?
По мнению известного исследователя темы В. И. Марковина, ранние кавказские дольмены по своей конструкции наиболее близки мегалитическим сооружениям Португалии и Испании, которые старше кавказских и могли стать их прототипами. Именно оттуда, с Пиренейского полуострова, по мнению Владимира Ивановича, началось движение идеи. Археолог отмечал также сходство материальной культуры Кавказа с другими частями западного Средиземноморья — северо-западной Африки, островов — и сделал вывод: «Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно <…> на почве Кавказа не находит оснований».
Итак, наиболее близкие кавказским дольменам по архитектуре аналоги находятся в западном Средиземноморье и на атлантическом побережье Пиренейского полуострова. Есть параллели в орнаментальной символике, прослеживается хронологическое соответствие. Отражением культурного единства строителей дольменов на востоке и западе Марковин считал известный комплекс Псынако-I возле Туапсе. Аналогов этому сооружению на Кавказе больше нет, но есть целая серия близких по конструкции памятников: Ньюгрейндж в Ирландии, Ердхой в Дании, Альгаларе в Португалии и Лос-Мильярес в Испании, а также во Франции и Швеции. Архитектурные особенности Псынако-I особенно сближают его с ирландским Ньюгрейнджем. Также Марковин отмечал сходство погребального инвентаря в постройках западного Кавказа и северной Африки.
Новыми аргументами, подтверждающими связь мегалитов Кавказа и Запада, являются астрономические наблюдения в культуре строителей. Несколько лет назад при исследовании дольмена на реке Колихо (Туапсинский район Краснодарского края) был найден плоский каменный диск со знаками, вероятно, имеющими астрономическое значение. Это могла быть астролябия, древнейшая из известных к настоящему времени. Также есть основания полагать, что многие дольмены Причерноморья, как и в западной Европе и Средиземноморье, сооружены с учетом астрономически значимых ориентировок.
Некоторые исследователи находили параллели между сооружениями Кавказа и архитектурной традицией Ближнего Востока. Известные отечественные археологи А. А. Спицын, Б. Б. Пиотровский А. А. Формозов видели общее и с древнеегипетскими пирамидами.
По мнению немецкой исследовательницы Э. Баумгартнер, высказанному еще в начале XX века, по своим архитектурным особенностям дольмены тесно связаны с мастабами — погребальными памятниками древних египтян, возникшими еще до появления первых пирамид. Древнейшие ступенчатые пирамиды, по сути, представляют собой поставленные друг на друга усеченные, сужающиеся кверху мастабы. Это гробницы периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усеченной пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями. В. И. Марковин считал: «Сходство (с сооружениями Древнего Египта) может быть прослежено по линии их герметичности, массивности, недоступности содержимого постороннему оку. С таким сопоставлением вполне можно согласиться. Это дает повод приоткрыть завесу над теми идеями, которыми руководствовались египтяне, строя свои пирамиды и мастабы — гробницы, еще более похожие на дольмены».
О сходстве мегалитических памятников Кавказа и Древнего Египта писал также известный египтолог А. О. Большаков. Одна из его статей рассматривает сходства Новосвободненской на Кавказе и Иераконпольской гробниц в Египте, примерно современных друг другу. Исследователь отмечает, что гробницы делятся на две камеры, разделенные стеной; эта разделенность не является абсолютной; связь между камерами намеренно затруднена; в одной из камер находится погребение и инвентарь, а другая пуста; стены пустой покрыты изображениями и др. Андрей Олегович пишет: «Количество совпадений между двумя памятниками велико настолько, что едва ли это может быть случайностью <…> Сходство оказывается даже большим, чем между генетически связанными иераконпольской гробницей и сооружениями Старого царства».
Другая параллель, которую можно отметить между архитектурой Древнего Египта и мегалитическими постройками, заключается в наличии ложного входа. Вообще, ложные двери очень характерны и традиционны для Древнего Египта. Они считались гранью между мирами живых и мертвых, символизировали невозможность перемещаться между ними обычным способом: то есть взять и переступить порог. Перед такими дверями оставляли жертвенные приношения. В египетской традиции они представляли собой, если упрощенно, две вертикальных плиты, перекрытых третьей. Но часто ниже перекрытия была еще одна перемычка и коридор как бы повторял себя вглубь повторяющейся конструкцией. Подобные сооружения с ложным входом известны и среди мегалитов Средиземноморья (например, на Сардинии), и среди дольменов Западного Кавказа.
Датировка возникновения традиции ложной двери для Египта известна и фактически синхронна как средиземноморским параллелям, так и кавказским (конец IV — начало III тысячелетий до н. э.). А. О. Большаков считает, что, к сожалению, «египтология по сей день остается патологически замкнутой на саму себя дисциплиной, очень мало интересующейся всем тем, что происходит за ее пределами». Нельзя не отметить, что именно территория Ближнего Востока была той зоной, из которой, по современным научным представлениям, сельское хозяйство проникло на территорию западного Средиземноморья и атлантического побережья Европы.
Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 2 (15), апрель – июнь 2024