«Кинематограф вмещает в себя все возможности всех до сих пор созданных искусств»
130 лет со дня рождения Всеволода Пудовкина
Теги: Национальная культура | Национальное достояние | Кинематограф | Режиссеры | Актеры
Режиссер Всеволод Пудовкин снял один из первых советских игровых фильмов, трижды получил Сталинскую премию и стал одним из главных теоретиков и революционеров советского кино.
Всеволод Пудовкин родился в Пензе в семье коммивояжера. Когда ему исполнилось четыре года, семья переехала в Москву. Здесь Всеволод Пудовкин начал учиться в гимназии. У него был целый ряд разнообразных увлечений: живопись, литература, игра на скрипке, астрономия, физика, математика, химия. Родители очень хотели, чтобы сын стал медиком, но Пудовкин после школы поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Закончить обучение не успел: началась Первая мировая война.
Он сразу же ушел на фронт и зимой 1915 года попал в плен. В лагере в Померании работал химиком и одновременно учил немецкий, английский и польский языки. Через три года ему удалось совершить побег, и в конце 1918 года он вернулся в Россию, уже в советскую. Устроился работать на завод «Фосген-1», где участвовал в разработке и производстве химического оружия.
Через пару лет Всеволод Пудовкин поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса, в группу Льва Кулешова. В этом же году он впервые снялся в фильме: в немой ленте «В дни борьбы» Ивана Перестиани. Во время учебы Пудовкин писал сценарии, рисовал эскизы декораций и помогал их строить, играл в кино и даже сам ставил отдельные сцены фильмов и монтировал киноленты. Киноискусство его полностью захватило: «Когда я впервые столкнулся с кинематографом, он поразил меня своеобразием своих задач. Ни одно искусство не могло с ним сравниться. Я чувствовал это, вероятно, интуитивно, ибо новое мое увлечение было внезапным и очень сильным».
На съемочной площадке Всеволод Пудовкин познакомился с актрисой Анной Земцовой, известной под псевдонимом Анна Ли, которая стала его женой: «Ей я обязан не только своими первыми самостоятельными шагами в режиссерской работе, но и многими из тех побед над собой, в которых помощь и поддержка искреннего друга играют иной раз решающую роль».
В 1925 году Пудовкин начал работать на киностудии «Межрабпом-Русь», ставшей впоследствии киностудией имени Горького. Здесь он снимает научно-популярный фильм «Поведение человека» об опытах и теоретических трудах академика-физиолога Ивана Павлова. Самому ученому фильм понравился, а в Британии его использовали для обучения студентов.
Будучи студентом 3-го курса, Всеволод Пудовкин опубликовал свою первую теоретическую статью в журнале «Кино» — «Время в кинематографе». В ней он исследовал восприятие зрителем времени в кино в зависимости от темпа музыки.
Также одним из первых в России Пудовкин заговорил о применении ускоренной съемки, современного «слоу-мо», в те времена прием называли цайт-лупой. Этот метод позволял показать движение в замедленном темпе. Пудовкин считал: это помогает значительно усилить экспрессию на экране. В 1926 году вышли его статья «Принцип сценарной техники» и книга «Киносценарий (Теория сценария)». Они посвящены основам кинематографа: искусству монтажа, планам съемок, сценарному мастерству. Пудовкин упоминал новый прием — нелинейное повествование, или «флешбек», который очень часто используется в современном кино. Теоретические работы Всеволода Пудовкина стали учебными пособиями для студентов-кинематографистов, их используют в институтах по всему миру до сих пор.
В 1926 году Всеволод Пудовкин снял свой первый полнометражный игровой фильм — «Мать» по роману Максима Горького. Вместе с Пудовкиным над фильмом работал сценарист Натан Зархи, с которым режиссер вместе работал еще над несколькими фильмами и которой трагически погиб в автокатастрофе. В это время Всеволод Пудовкин начал работать с актерами по системе Станиславского, считая, что актерская игра должна быть максимально близка к реальному поведению человека. Это произвело эффект на зрителей, народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский писал поле просмотра «Матери»: «Я утверждаю, что почти на все сто процентов картина заснята таким образом, что кажется — будто по какому-то волшебству оператор мог непосредственно фотографировать самую действительность. Актерская игра абсолютно не чувствуется». В 1927 году фильм показали в Париже, а на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958-м «Мать» назвали одной из шести лучших кинокартин всех времен и народов.
Всеволод Пудовкин дружил с режиссером Сергеем Эйзенштейном, даже иногда играл в его фильмах роли второго плана, например, он стал юродивым в фильме «Иван Грозный». Пудовкин единственный, кто выступил в защиту режиссера, когда ему хотели запретить снимать кино после картины «Бежин луг»: «Многие из нас знают толк в работе над фильмом, но только один из нас — гений, и это Эйзенштейн. У него всем нам впору учиться».
В 1939 году Пудовкин начал снимать художественные фильмы об исторических личностях. Он очень переживал, что его стремление к реализму сложно передать в таких игровых картинах. Первым появился черно-белый озвученный фильм «Минин и Пожарский», затем «Суворов», а в 1943 году за эти два фильма Пудовкину присудили Сталинскую премию.
После начала Великой Отечественной войны студия «Мосфильм» уехала в эвакуацию в Алма-Ату. Здесь Всеволод Пудовкин снял несколько художественных фильмов: «Пир в Жирмунке», «Во имя родины» и «Убийцы выходят на дорогу». Последний, по пьесе Бертольта Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи», запретила цензура. Оказалось, что мародерство, доносы и предательство существуют не только в гитлеровской Германии.
После окончания войны Пудовкин снимает фильм об адмирале Павле Нахимове. Поначалу Сталин раскритиковал работу и дал режиссеру полгода, чтобы исправить сценарий и доснять нужные сцены. Окончательный вариант с морскими боями и масштабными сценами главе государства понравился. В СССР режиссера удостоили Сталинской премии, а на Международном кинофестивале в Венеции фильм получил награду в номинации «За лучшие массовые сцены».
В 1950 году на экраны вышел первый цветной фильм Пудовкина — «Жуковский», посвященный российскому конструктору, основоположнику аэродинамики Николаю Жуковскому. Эта лента принесла Пудовкину еще одну Сталинскую премию.
В последние годы жизни Всеволод Пудовкин возглавлял киносекцию Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, много путешествовал по миру, собирал домашнюю библиотеку с книгами по разным отраслям наук. В 1953 году на экраны вышел последний фильм режиссера «Возвращение Василия Бортникова» о послевоенной жизни фронтовика.
30 июня, после тяжелого гриппа, Всеволод Пудовкин умер в Юрмале.
Рекомендуем прочитать статью о режиссере Сергее Эйзенштейне.