Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 14.11.2024
Культура и традиции
8 минут чтения

Сто сезонов счастья с мюзиклом































































































































Ирина НОВИЧКОВА, кандидат искусствоведения

На протяжении довольно длительного времени существовало мнение, что не обязательно быть человеком высокой культуры, чтобы воспринимать и понимать мюзикл, возникший более 100 лет назад. Он считался жанром, не требующим особых интеллектуальных усилий для восприятия.

Такое несколько пренебрежительное отношение сформировалось еще у истоков этого особого жанра в США, где музыкально-театрализованные представления создавались вначале исключительно для развлечения не слишком взыскательной публики. Однако за почти уже целый век существования мюзикл постепенно оторвался от своих легкожанровых предков и заметно эволюционировал. Сегодня же существуют весьма веские предпосылки для того, чтобы окончательно пересмотреть взгляды на мюзикл и начать воспринимать его всерьез. Если хотите убедиться в этом, сходите в Московский театр мюзикла, расположенный в реконструированном здании знаменитого ДК имени Горбунова и отметивший этой зимой свой юбилей проектом «10 сезонов счастья», послушайте и посмотрите «Времена не выбирают» Алексея Кортнева (известного актера и музыканта, лидера рок-группы «Несчастный случай»), «Прайм Тайм» канадского композитора Максима Лепажа, советские рок-оперы или другие постановки.

Истоки мюзикла уходят в бродвейский музыкально-развлекательный театр, в первые годы ХХ столетия переживавший бурный период расцвета и сосуществования различных легких жанров – водевилей и бурлесков, экстраваганцы и варьете, театров менестрелей и мюзик-холлов, фарсов и ревю. Но с утверждением определенных национальных приоритетов театр постепенно выработал отвечающие потребностям общества сценические формы. И формирующийся в то время мюзикл, впитавший в себя элементы каждого из вышеназванных жанров, на редкость удачно подходил на роль оригинального американского сценического продукта. Своеобразным катализатором мюзикла, отделившим его от ниши оперетты и водевиля и обозначившим как оригинальный сценический жанр, стал джаз. Именно джаз обеспечил столь необходимые будущему мюзиклу новые ритмы, гармонию, музыкальный инструментарий и танцевальную лексику.  

Новый жанр неслучайно появился, когда мир переживал времена войн, экономических кризисов, тектонических социальных потрясений. Мюзикл – несомненно, жизнеутверждающий жанр, он воплощал надежду, его энергетика была столь сильной, что действительно способна была поменять настроение зрителей в лучшую сторону.

С момента своего возникновения мюзикл всегда стремился быть в нише массового театрализованного шоу, рассчитанного на публику с широкой палитрой вкусов и предпочтений. И эта борьба за зрителя по сей день определяет правила существования жанра. Играют только актеры-универсалы, каждый из которых умеет петь, танцевать, играть драматические роли. Вокал обязан быть живым, фонограмма недопустима. Для завоевания популярности музыкальные темы должны жить не только в стенах театра. Чем больше интерпретаций, шлягерных инвариантов, тем большую аудиторию получит исходник. Ярким тому примером может служить, например, потрясающая интерпретация в стиле соул Рэем Чарльзом темы What a Wonderful Morning из «Оклахомы» Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна.

Именно со дня премьеры «Оклахомы» в марте 1943 года начинается история мюзикла как нового оригинального музыкально-сценического жанра. И хотя первоначально авторы традиционно назвали свою постановку «музыкальной комедией», критикой и публикой она была воспринята как инновация, совершенно новый жанр, где неразрывно связаны музыкальное, драматическое, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. В нем не было вставных дивертисментных вокальных и танцевальных номеров; сюжет, характеры героев, музыка, пение – все компоненты существовали неразрывно, подчеркивая и развивая разными средствами общую линию сценического произведения.  Успех «Оклахомы» был невероятным. Спектакль продержался на Бродвее пять лет, а затем объездил с гастролями всю Америку. Это стало началом новой эры театра. 

И сейчас мюзикл остается одним из самых сложных музыкально-театральных жанров, в котором в той или иной степени нашли отражение чуть ли не все виды сценического искусства, существовавшие прежде. Под кажущейся легкостью скрываются вечные ценности – истина, добро, красота, любовь, и их антиподы – ложь, зло, предательство… Отсюда такие характерные особенности, как обширность жанрового диапазона – от драмы до комедии, равноправие музыки, танцев и разговорных диалогов, стремление затронуть самые актуальные, насущные проблемы. В основе мюзиклов нередко используются также знаменитые литературные произведения. 

Характерной чертой является и открытость самым различным стилистическим веяниям и музыкальным направлениям. Современный мюзикл не прочь повернуться к джазу, року, диско и даже поп-музыке. Если взглянуть на сегодняшний репертуар мюзиклов на Бродвее, то поразитесь стилевому разнообразию. Здесь «Американец в Париже» Джорджа Гершвина, «Хелло, Долли!» Джерри Хермана, «Скрипач на крыше» Джерри Бока, «Отверженные» Клода-Мишеля Шенберга, «Призрак Оперы» и «Кошки» Эндрю Ллойда Уэббера. Также дают известные детские спектакли «Алладин», «Ведьма», «Матильда», «Король Лев» и даже рэп-мюзикл «Хамильтон».

Однако визитной карточкой бродвейского мюзикла по-прежнему служит его «золотой» вариант, сложившийся под воздействием джаза к концу 1930-х – началу 1950-х годов. Он ассоциируется со звучанием биг-бэнда, свинговым ритмом, джазовыми танцовщиками и массовыми вокально-хореографическими сценами. Примерами могут служить неоднократно поставленные (причем не только на Бродвее, но и в других странах, в том числе в России) популярнейшие мюзиклы конца 1950-х – 1980-х годов – «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна (первая постановка этого мюзикла в России состоялась в 1965 году на сцене Московского театра оперетты), «Кабаре» (российская премьера – осенью 2009-го в Театре киноактера) и «Чикаго» Джона Кандера и другие.

В довоенном СССР новый жанр приняли с радостью. Первые признаки мюзикла можно видеть в кинофильмах «Веселые ребята» с участием Леонида Утесова и джазового ансамбля, «Цирк», «Волга-Волга». Так же как и в США, предпосылкой к его популяризации стал джаз. Исаак Дунаевский и Григорий Александров в своих произведениях 1930-х смогли органично соединить отечественный менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ. К сожалению, политика, а затем война не позволили этому направлению музыкально-сценического искусства развиваться дальше, и на долгие десятилетия советские композиторы вынуждены были забыть о нем.

Только в 1960-х годах из-за границы подули свежие ветры. Упомянутую выше «Вестсайдскую историю» на московской сцене было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, но она имела широкий отклик у зрителей и стала одним из символов «оттепели». Отечественный путь развития жанра отличается от заокеанского. Он возник в театральной среде, имеет свою специфику: так, в 1970-е годы им считали музыкально-драматические спектакли, основанные на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия параллельно шло музыкальное сопровождение. На родине же мюзикла, наоборот, активно используют особую форму театральной практики – антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры, музыканты – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, а у нас материальное второстепенно.

Именно в 1960–1980-е годы многие зрители, композиторы и режиссеры открыли для себя мюзикл. Успехом пользовались «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и, конечно, «Юнона и Авось». Произведение Алексея Рыбникова о любви Николая Резанова и Кончиты интересно еще тем, что сохраняет зрительскую аудиторию десятки лет, хотя создано именно по американской модели.

Кроме Рыбникова, в жанре успешно творили Геннадий Гладков, Александр Журбин, Максим Дунаевский, Александр Колкер, а также Марк Захаров, Леонид Квинихидзе, Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Ведь фильмы на музыку Дунаевского «Мэри Поппинс, до свидания!» и «Д’Артаньян и три мушкетера» можно смело отнести к мюзиклам.

После громких успехов советского периода и всенародной любви в современной России случился форменный провал жанра. Только в конце 1990-х жизнь начала робко теплиться на музыкально-театральной сцене. Первой ласточкой возрождения стал адаптированный вариант польского «Метро» в 1999 году, потом появилось еще несколько постановок. Воодушевленные продюсеры в 2001 году представили благодарной публике масштабную постановку по знаменитому произведению Вениамина Каверина «Два капитана». Романтика любви, чести, стойкости и справедливости на фоне исторических событий и арктических просторов обещала стать очень популярной, но уже в октябре 2002-го случился страшный теракт. С того времени само название «Норд-Ост» приобрело зловещие оттенки, и все попытки перезапуска проекта оказались безуспешными.

Но мюзикл не терпит пустоты, как и природа. Музыкально-театральная жизнь страны наполнилась такими постановками, как «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица», «Иствикские ведьмы», «12 стульев», «Ромео и Джульетта», «Кошки». Самой успешной на 2006 год стала «Мамма Миа!» на основе песен группы ABBA.

Важной вехой был 2008-й – год выхода на широкие экраны фильма «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5–7 постановок. А в мае 2011 года открылся Московский театр мюзикла – единственный в России, целиком посвященный этому жанру, с традиционным и экспериментальным репертуаром. Будем надеяться, что развитие мюзикла пошло по торной прямой дороге вверх, пусть без ажиотажа, но зато и без трагедий. Ведь это такой вид сценического искусства, что вобрал в себя самое честное и искреннее в театре, а чтобы любить его, нужно уметь с оптимизмом смотреть на окружающий мир и ощущать всю полноту и радость бытия.

Статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 2(3), апрель – июнь 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!