Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Аслан Апсов: «В кинематографе нет неважных профессий»
    Как инженер-строитель стал кинорежиссером
Обновлено: 27.04.2024
Лица поколения
5 минут чтения

Аслан Апсов: «В кинематографе нет неважных профессий»

Как инженер-строитель стал кинорежиссером
























































































Аслан Апсов

Автор: Арина Демидова


Аслан Апсов из Карачаево-Черкесии снял первый в истории фильм на абазинском языке «Три брата». Картина стала и его личным дебютом в полнометражном кино.

Аслан Апсов "Три брата"

Почему для вас важно было снять фильм именно на абазинском языке?

У меня и мама, и папа абазины. Это очень древний народ, с не менее древними традициями. Я всегда жил на стыке веков. В городе современная жизнь, а потом тебя отвозят в аул на каникулы, и там даже воды и газа нет. Мы ездили с тележкой за водой на родник. В отсутствие газа дровами, углем топили. Может быть, поэтому я и стал режиссером, который снял первый фильм на абазинском языке. Он основан на национальных мифах, сказках и так далее.

Аслан Апсов

Вы с детства мечтали заниматься кино?

Да, с детства мне интересно было кино. Я даже написал фантастический рассказ для детей, мои одноклассники с удовольствием его читали, ждали каждую новую главу, как сериал. Но пришел в итоге в профессию не сразу. Я родился и вырос в Черкесске, там же после школы поступил в Карачаево-Черкесский технологический институт. Когда оканчивал, уже Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия вуз назывался. Там же остался работать на кафедре технологии машиностроения, преподавал, читал лекции, вел практические занятия. В том числе я вел предмет «интернет-технологии в машиностроении». У меня был свой компьютерный класс, и так получилось, что я начал интересоваться 3D-технологиями, графикой, достиг определенных успехов. Решил пойти работать на телевидение, но там такие специалисты оказались не нужны. Но я познакомился с женщиной, которая попросила сделать анимационный рекламный ролик. И ей так понравилось, что я уже начал регулярно получать заказы. В итоге понял: я хочу заниматься такими вещами. Ушел в фирму, которая занималась дизайном. Там мне предложили еще начать снимать свадьбы, так познакомился с операторским мастерством. Мне неинтересно было просто снимать, как все снимают. Я хотел хорошо это делать, лучше всех, и начал изучать операторское мастерство. Потом перешел на видеосъемку рекламных роликов.

Мой первый рекламный ролик был про оружейный магазин, я использовал свои знания в 3D-графике и в операторском искусстве. Там были даже спецэффекты. Потом начал снимать и музыкальные клипы. Параллельно продолжал рекламу снимать, но уже поменьше, начал документальные фильмы, альманахи. Все это время я всегда готовился к съемкам именно художественного фильма.

Аслан Апсов

«Три брата» — тот самый фильм, насколько я понимаю. Трудно пришлось? Как выбирали локации для съемок, работали с актерами?

Фильм очень сложно мне дался. Это некоммерческий проект, в котором было минимальное количество финансирования, соответственно, очень сильно и физически, и морально пришлось выкладываться. До каких-то локаций было сложно добраться. Выполнял режиссерские задачи. Я считаю, что режиссер должен уметь хорошо работать с актерами, но разбираться и в других аспектах киноиндустрии: как оператор работает, как монтажер будет все это дело склеивать. Когда режиссируешь, ты должен знать, что вот эта сцена должна определенным образом начаться и закончиться.

У меня к каждому актеру свой подход. Я стараюсь сначала понять, кто он как человек, как профессионал, что может из себя выжать, а чего не может. Бывает, нужно мандраж перед камерой убрать. Иногда приходится идти на какие-то уловки: специально сильно рассердить или рассмешить, или, допустим, сказать, что вот давай сейчас без камеры потренируемся, оператору подмигнуть, чтобы он камеру включил, актер думает: камера выключена, и выдает именно то, что надо.

Аслан Апсов

Вы же еще и автор сценария картины, так?

Да. И уже когда писал сценарий, представлял, как будут выглядеть мои актеры. Из всех только один был с опытом работы в художественных фильмах, и то в роли второго плана, а остальные — абсолютные новички.

Аслан Апсов

На ваш взгляд, кто самый важный человек в работе над любым фильмом — режиссер, сценарист, оператор, исполнитель главной роли?

Я высоко ценю любую роль в создании фильма, начиная от сценариста, заканчивая уборщиком на съемочной площадке. Думаю, в кинематографе нет неважных профессий. Любая профессия там важна. Даже тот, кто подает сосиски. Да, если он будет плохо подавать и настроение на съемочной площадке будет плохое, он уже испортит этот съемочный день. Конечно, есть кто-то более важный, например, сценарист, режиссер, оператор, монтажер, актер. Очень высоко, конечно же, я оцениваю роль сценариста, потому что это тот человек, который в самом начале задает тон всему фильму, всему произведению. Если сценарий плохой, то все остальное тоже будет плохое. Поэтому мы берем хороший сценарий и дальше все зависит от режиссера: будет это хороший фильм или плохой.

Аслан Апсов

А кто ваши любимые режиссеры?

Джузеппе Торнаторе интересный режиссер. Гор Вербински — у него очень хорошо получаются такие приключенческие фильмы. Конечно, Стивен Спилберг, это гуру современного кинематографа. Мэл Гибсон как режиссер нравится, Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер. Из наших — Юрий Быков, его фильм «Дурак» мне очень понравился.

А вообще, на мой взгляд, кино сейчас очень сильно коммерциализировано, многие фильмы создаются только ради денег. В Голливуде большую часть фильмов снимают не режиссеры, а бухгалтеры. Европейские фильмы стали намного лучше, чем голливудские. Мне нравятся испанцы, очень классные фильмы стали снимать. Потому что там не так коммерциализировано все. И там еще снимают фильмы режиссеры, а не бухгалтеры.

Аслан Апсов

Пока вы создали один полнометражный фильм. Будете продолжать работать в кино?

Да, конечно же, я хотел бы продолжить карьеру в кино, потому что мне это интересно, мне это нравится, у меня это получается, на мой взгляд и на взгляд тех зрителей, которые дают отзывы на мои работы, в том числе на мой художественный фильм. Сейчас мы поставили «Три брата» в YouTube, и там тоже очень много положительных отзывов, их очень приятно читать. И это очень стимулирует, вдохновляет. Ты понимаешь: то, что ты делаешь, нужно людям. Из-за этого еще больше хочешь этим заниматься.

Аслан Апсов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю