Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Лица поколения
  • Юлия Дерягина: «Жить по принципу: кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает»
    Хозяйка проекта «Твой мирок», художник и мастер по дрифтвуду — о поисках себя, мореного дерева и русского Севера
Обновлено: 19.03.2024
Лица поколения
12 минут чтения

Юлия Дерягина: «Жить по принципу: кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает»

Хозяйка проекта «Твой мирок», художник и мастер по дрифтвуду — о поисках себя, мореного дерева и русского Севера



































































































































































































Ольга Антипова

Юля живет в Архангельске и собирает у Белого моря дрифтвуд (дерево, которое долгое время провело в воде). Коряги, корни и ветки, «обработанные» морской солью и песком и выброшенные волнами на берег, становятся для мастера материалом, из которого она творит настоящие чудеса — ключницы и картины. Еще Юля создает миниатюрные модели маяков. Это копии действующих и заброшенных навигационных башен России и мира. Некоторые из них можно использовать в качестве светильников. Все это Юля научилась делать сама, когда поняла, что хочет поменять свою жизнь и уйти с нелюбимой работы.

@tvoy.mirok

Дрифтвуд уже давно в моде. Слово не переводят на русский и называют так и сам материал, и направление в декоре. Почему, как думаешь, он популярен у покупателей?

Люди стали внимательнее к мелочам в интерьере. Многие хотят украсить свой дом чем-то необычным, а потом встречают дрифтвуд на просторах Интернета, и он непременно западает в душу — как и мне когда-то. У многих море ассоциируется с чем-то добрым и безмятежным. Мне кажется, дрифтвуд — это как привезти ракушку или камень красивой формы с моря. А уж если тебе еще и рассказали/показали место, где был собран материал, какой путь прошла условная «коряга» от берега моря до твоего дома, — то все, устоять невозможно. Сейчас дрифтвуд все-таки больше распространен на южных морях, но у нас на Белом море его тоже много, и он какой-то абсолютно волшебный, на мой взгляд. У дерева и текстура, и цвет, и форма особенные — с северным характером.

Для мастера это отдельный кайф — найти в воде невнятную корягу и превратить ее в нечто осмысленное?

Да, это удивительный процесс — создать что-то буквально из ничего, особенно если это что-то несет какую-то функцию. Помню свою первую находку на берегу моря. Я сидела на песке, а под ногами лежала большая витиеватая коряга. В тот день начала думать о создании декора для интерьера. Сейчас я собираю дрифтвуд для своих работ и еще использую его как самостоятельный декор для своего дома. Мне нравится, как в интерьере смотрятся все эти обтесанные морем и просоленные донельзя коряги.

  • 1

    1

  • 2

    2

  • 3

    3

  • 4

    4

  • 5

    5

  • 6

    6

  • 7

    7

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Как и где ты их ищешь? Как часто пополняешь запасы?

Вблизи Архангельска, в дельте Северной Двины находится основная территория для поисков. Дальше уже Белое море. Чем ближе к морю, тем красивее и благороднее материал. Например, на острове Мудьюг. Но на островах поближе к городу тоже можно найти хорошие экземпляры, если знать места и иметь терпение. У нас есть такое явление, как ледоход — по весне глыбы льда несутся в направлении от рек к морю. После него на берегах появляется много материала. Основной сбор приходится на лето, когда коряги уже сухие. Сбор зависит и от погодных условий. Чаще всего поездку на море совмещаю с отдыхом в палатке и поиском коряг. Собираю все, что нравится, и в больших количествах. До следующего лета мне обычно хватает.

Какой путь проходит коряга с момента, когда ты ее подняла на берегу, и до момента, когда ты изделие из нее продала?

Последовательность такая: сбор, сушка, чистка от лишнего песка, распиловка, если требуется, потом разработка эскиза, реализация в работе, продажа, упаковка, отправка.

В твоем инстаграме часто мелькает процесс производства: ты с условным «рубанком» в руках, в респираторе от въедливого запаха красок… и непременно с улыбкой. Ты из тех счастливчиков, кому удалось превратить любимое дело в работу? Есть рекомендации на этот счет?

Да, я занимаюсь любимым делом. По крайней мере на данный момент. И это моя основная работа. Но я не верю, что «одно дело на всю жизнь» — это про меня. Думаю, спустя время текущее занятие перерастет во что-то другое. Уверена, что отталкиваться нужно от того, к чему лежит душа, и выбирать сферу, где все ваши наклонности перекликаются. Сейчас для меня это декор ручной работы. Но может появиться и что-то другое: создание постеров, керамика ручной работы, декоративные ковры, производство тканей с моими иллюстрациями, реставрация мебели… Или, на худой конец, могу стать фотографом. Вариантов много. Здорово, если уже имеются навыки и умения. А если их пока нет, следует помнить, что всему можно научиться. Всему!

К своему нынешнему ремеслу ты пришла путем кардинальной смены деятельности. Расскажи, что в твоем случае «включило» режим перемен?

Я училась в обычной средней школе, без какого-либо «уклона», и до выпуска не знала, в какой профессии хочу развиваться. Понимала, что это должно быть что-то хоть отдаленно творческое. Единственным вариантом такого высшего образования в Архангельске тогда был архитектурный факультет. В ходе учебы потом выяснилось, что творчества там на 20–30%. Мой выбор был достаточно прозаичен: посмотрела газету с описанием всех факультетов, увидела, что только для одного из них среди вступительных экзаменов требуется рисунок. Его и выбрала, не сильно вникая, что это за архитектура такая. Параллельно поступила еще и на переводчика в сфере профессиональной коммуникации. Спустя шесть лет получила два диплома. Только вот толком, «по-взрослому», не поработала нигде ни по одной из своих специальностей. Так случилось, что последним местом моей официальной работы был визовый центр. Именно там дошло до точки кипения.

  • 1

    1

  • 2

    2

  • 3

    3

  • 4

    4

  • 5

    5

  • 6

    6

  • 7

    7

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Накопились вопросы к самой себе?

Да, пока училась, напрочь забыла, кто я и чего хочу. Периодически скатывалась в депрессивные состояния, когда не понимала, что делаю и куда иду. Осознавала, что просто трачу время, и постепенно стала вспоминать, кто я. Начала с простого — с рисования «в стол». Завела страницу в социальной сети и выкладывала туда свои работы, создавала мерч в виде открыток, блокнотов. Со временем мне стали приходить заказы и на картины. Тогда я почувствовала, как фитилек внутри меня снова начал потихоньку разгораться. Дальше меня пригласили преподавать в студию рисунка. Я очень боялась, была не уверена в себе, но решила попробовать. Там я преподавала 2,5 года, а в середине этого пути приняла решение уйти с официальной работы и начать что-то свое. Было страшно, но другого варианта найти себя я не видела. Тогда и создала проект «Твой мирок». Ему скоро исполняется три года.

Банальный вопрос, но все-таки спрошу. Ответ наверняка будет красивый. Почему именно море тебя вдохновляет?

Вдохновляет в целом жизнь — все то, что окружает меня с самого детства. А живу я как раз недалеко от моря. Все мужчины в нескольких поколениях моей семьи были моряками и рыбаками. Соответственно, я с рождения была погружена во «все морское». Так что получается — все логично, я просто «рисую» свою жизнь. 

Ты помнишь свою самую первую работу морской тематики?

Первой была ключница с бело-голубым маяком и голубым домиком. Сейчас она живет, кстати, в Архангельске, у моей знакомой. А вдохновило меня на ее создание творчество британской художницы Кирсти Эльсон (@kirstyelson). Захотела сделать что-то похожее. Тем более к тому моменту я уже изредка собирала на море дрифтвуд, и в голове раз за разом проносились мысли о создании необычного декора.

В интервью ты часто рассказываешь, что в работе мастерской тебе помогает папа. Как у вас роли распределяются? Планируешь расширять команду?

Папа — на все руки мастер. Он много помогал на всех этапах и помогает сейчас: с выбором инструмента, с работой на этом инструменте, с помещением, где ведется вся грязная работа. Сейчас объем работ увеличился, и дополнительные «золотые руки» мне просто необходимы, но пока плохо представляю, кому еще могла бы доверить работу. Вся творческая часть проекта лежит на мне — идеи, чертежи, эскизы, роспись. Все это я точно не хочу никому делегировать. «Грязную» часть работы делаем пока вдвоем. Ведение соцсетей тоже не хочу никому делегировать. Мне нравится вести блог, вкладывать в него свою душу, смыслы и видение творческой работы. Упаковкой и отправкой тоже занимаюсь я.

  • 1

    1

  • 2

    2

  • 3

    3

  • 4

    4

  • 5

    5

  • 6

    6

  • 7

    7

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Кто твои покупатели? Есть какие-нибудь уникальные персонажи?

В основном это активные люди, любители путешествий, природы. Отдельно, конечно, выделю любителей и коллекционеров маяков и заядлых путешественников по маякам. Также много творческих людей и моих коллег, создателей декора для дома. Кто-то ведет блог про рисование, кто-то продает свою авторскую печатную продукцию. Остальные просто наблюдатели и ценители красоты. Территориально работы расходятся по всему миру. Самые частые направления — Москва и Санкт-Петербург, конечно. Приятно, что больше половины покупателей возвращались ко мне за повторными заказами, это много для меня значит. Мне нравится поддерживать хотя бы мало-мальскую связь с заказчиками после покупки. Со многими общаюсь и помню всех, но некоторые особенно выделяются. Например, у меня есть постоянная покупательница из Рима, очень милая женщина. Когда она написала мне, чтобы сделать первый заказ, то первым делом скинула свое фото и представилась. Меня это одновременно удивило и показалось очень правильным. Чаще аккаунты покупателей закрыты. А ведь приятнее вести беседу, когда видишь, кто по ту сторону экрана. Еще она скинула мне фотографии всех уголков своей квартиры, чтобы я представила атмосферу ее дома. Это очень грамотный подход к заказу. У нее живет уже мой ночник, а еще две ключницы, картины, и вот буквально недавно я отправила ей расписанную досочку.

Музеи или какие-то другие организации тебе сотрудничество предлагают?

Достаточно часто ко мне обращаются владельцы сувенирных магазинов с оптовыми заказами. Но такая история мне неинтересна. На мой взгляд, ручная работа — это совсем не про опт. Среди музеев я сотрудничаю только с местным Архангельским морским музеем. Они мне написали сами и предложили у них продаваться. 

Как тебе удается планировать ассортимент и распределять время на изготовление, прием заказов, общение с заказчиками?
Последние полгода у меня всегда есть очередь заказов на пару месяцев вперед. Обычно я делю заказы по неделям и строю план работы исходя из этого. По ассортименту всегда получается по-разному. Один месяц может состоять из заказов только на ключницы. А другой — почти из одних маяков. Третий — только из картин. Еще в каждом месяце закладываю время на то, чтобы создавать работы «для наличия». Потому что работать только на заказ неинтересно. Хочется прийти к тому, чтобы делать больше «свободных» работ и меньше заниматься работой на заказ. Помимо проекта «Твой мирок» я иногда беру заказы на иллюстрацию. Не ищу заказчиков, они как-то сами приходят. Если тема заказа мне близка и интересна, то берусь за него. Сейчас сотрудничаю с Архангельским водорослевым комбинатом, создаю иллюстрации для сувенирной упаковки мармелада. 

  • 1

    1

  • 2

    2

  • 3

    3

  • 4

    4

  • 5

    5

  • 6

    6

  • 7

    7

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Давай про маяки поговорим. Я как коллекционер всего «маячного» могу сказать, что визжала от удовольствия, когда впервые увидела твои работы. Они идеальны. Чудесные копии, с душой. Как все это придумалось и сложилось?

В самом начале работы «Твоего мирка» я приняла участие в местном маркете, где выставляла свои ключницы с безымянными маяками. Там ко мне подошел мужчина с предложением сделать модели настоящих маяков Архангельской области. После того как эта идея реализовалась, я подумала, что можно создавать модели любых существующих маяков. Стала изучать и крайне удивилась, сколько же их в мире! Сейчас у меня уже набралась некая коллекция. Кстати, на архитектурном факультете одним из любимых предметов у меня было именно макетирование. Уверена, оттуда и пошла эта любовь к миниатюрам. Но вообще я не считаю себя «маякоманьяком». Да, маяк как символ присутствует почти во всех моих работах, но я строю свой мир не вокруг маяков, а вокруг жизни у моря.

Но любимчик у тебя наверняка есть?

Мой самый любимый — Канинский маяк. Он очень труднодоступный, находится на полуострове Канин в Архангельской области. Мне нравится, что он деревянный, интересной формы и расцветки. Пока я там не была, но очень хочется. Архангельская область большая, и кажется, что этот маяк стоит просто за тридевять земель от меня. В прошлом году мы сделали копию этого маяка для мужчины, который провел на нем детство. Его родители были там смотрителями. Этот заказ очень запал в душу, потому что жена этого мужчины очень подробно рассказала историю и скинула черно-белые снимки тех лет. А спустя некоторое время написала мне, что мечты сбываются, и ее муж съездил в родные места в составе экспедиции на Канинский маяк, и прислала фото.

Расскажи про другие свои работы. Что еще у тебя можно приобрести или заказать?

Помимо моделей маяков «Твой мирок» предлагает еще и ключницы с домиками; картины с моряками, чайками, рыбами; сумки-шоперы с рыбами; иллюстрации рыб на дрифтвуд-досках. Сейчас мои работы носят более скандинавский характер, но в ближайшее время хочу углубиться в тему родного Севера и создать серию картин про мое родное место, сделать панно с кораблями и русалками. 

  • 1

    1

  • 2

    2

  • 3

    3

  • 4

    4

  • 5

    5

  • 6

    6

  • 7

    7

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Кстати, про твой родной север. Ты очень много путешествуешь, судя по инстаграму. И поездки все не совсем стандартные — походы, природа. Это твое?

В моей семье принято жить по принципу: кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает, поэтому мы стараемся отправляться в поездки почаще. Любим походы и кататься на лодке. Стараемся чаще выбираться на острова в дельте Северной Двины, к морю, разбить лагерь на берегу и пожить так хотя бы пару дней. Это что касается лета, а зимой катаемся на лыжах, ходим в лес в однодневные или двухдневные походы. В Архангельской области просто потрясающая природа, в которую сложно не влюбиться. А если однажды полюбил, сложно разлюбить и забыть. Раньше я мало показывала эту сторону в своем блоге. Сейчас хочется делиться путешествиями. Тем более есть большой отклик со стороны читателей. Многие стремятся приехать, увидеть Север. А я тут живу! И если я могу показать хоть его малую часть, то, как вижу север сама, то я это сделаю.

Какие твои места силы?

В Архангельской области это остров Мудьюг, Соловецкие острова и Кенозерский национальный парк. На Мудьюг советую приехать на пару-тройку дней, разбить лагерь и пожить в палатках. Полюбоваться сказочным лесом с высоченными соснами и белым хрустящим мхом под ногами. Искупаться в холодном Белом море и погулять по бесконечно длинному берегу. Также тут есть два маяка — Белая и Черная башня. Про Соловки многие знают. На этот архипелаг в Белом море едут кто за чем или за всем сразу. И за божественной флорой и фауной, и за духовной силой, и за историей. На Соловках тоже есть маяк, кстати. Очень необычный — храм-маяк. В Кенозерский национальный парк мы приезжаем обычно летом на неделю, чтобы тоже пожить в палатках на берегу озера. Там можно собирать ягоды и кататься на лодке.

  • 1

    1

  • 2

    2

  • 3

    3

  • 4

    4

  • 5

    5

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

И напоследок. Есть теория, что человек уже в детстве хорошо понимает, в какую сторону хотел бы развиваться в будущем. Просто многие потом сбиваются с пути в силу разных причин. У тебя тоже так было?

Хотела начать отвечать на этот вопрос с фразы, что я «родилась в самой обычной семье». Но по факту это не так, ведь у меня очень творческие родители! Хотя со стороны, может, так и не скажешь. Они не занимаются каким-то искусством. Их род деятельности вообще с этим не связан, но дома у нас всегда царила особая атмосфера ручного труда. Например, мой папа — рыбак, и я в детстве любила наблюдать, как он плетет сети, делает поплавки или изготавливает мочалки ручной работы. Я ему так и говорю, что он мастер на все руки. Надо установить дверь — папа установит, поклеить обои — поклеит, придумать какой-то механизм — придумает. А мама — это про уют и порядок в доме. Вкусная еда, цветы, всегда все по местам. Всегда удивляюсь, как это у мамы получается сделать красоту буквально из ничего. Помню, как в моем детстве мы делали подставки для карандашей из консервных банок, обклеивая их клейкой бумагой, а из старых больших открыток делали пазлы, разрезая их на мелкие кусочки. С малых лет меня поместили в атмосферу, где нужно было проявляться творчески. В три года водили на вокал и танцы. Потом — на английский и рисование, лепку, игру на деревянных ложках и что-то еще такое веселое. Помню, как мы ездили с гастролями по области и в другие города. Особенно запомнилась поездка в Одессу. Мне это ужасно нравилось, и, кажется, именно тогда у меня и зародилась вера в то, что можно заниматься любимым делом и путешествовать. Я поняла, что люблю быть в окружении таких же увлеченных детей, создавать что-то руками и просто весело жить. Очень благодарна родителям, что направили меня. Наверное, это самое главное, что могут сделать родители для своих детей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю