Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 27.04.2024
Культура и традиции
9 минут чтения

Настоящий да Винчи

Юрий ВОРОНКОВ, Сергей КУВШИНОВ, РГГУ











































































































































Леонардо да Винчи

Желание представить себе облик известной исторической личности естественно для каждого человека. Поэтому вполне понятно стремление художников и историков к созданию и фиксации образов с максимальным портретным сходством. В изобразительном искусстве давно существует строго установленная система изображения отдельных персонажей и сцен. Эта система носит название иконография (структура понятия однозначно показывает, откуда оно берет начало). Это понятие используется и в исторических исследованиях.

Материалы для проведения данного исследования взяты из информационного пространства, связанного с жизнью, творчеством и последующим их освещением гения Возрождения Леонардо да Винчи. Важно отметить, что искусствоведческие и исторические оценки входят в нашу задачу опосредованно. Главной целью является анализ педагогического освоения материала: поиск методов защиты от ложной и недостоверной информации, способов использования цифровых технологий. В общем виде все это может быть обозначено как формирование критического мышления. В качестве необходимых условий реализации целевой установки можно назвать: использование широкого информационного контекста (как исторического, так и современного); представление получаемых знаний не столько как результата, сколько процесса; обучение свертыванию и развертыванию информации и выстраиванию версий; комплексный подход с использованием возможностей многих дисциплин и экспертных оценок.

***

Ниже представлены материалы по воссозданию облика Леонардо. Казалось бы, он давно известен. Абсолютное большинство назовет известнейший рисунок пожилого мудрого человека, который считается автопортретом да Винчи. Однако не все так просто. Одна из биографов художника Софи Шово высказалась как-то в том смысле, что Леонардо оставил незавершенной собственную жизнь, сделав ее исключительным талантом. Нелишне напомнить несколько обстоятельств, делающих почти невозможной идентификацию личности гения.

Архив Леонардо, а это более 7 тысяч страниц дневниковых записей, очень долго был недоступен для исследователей, потом переходил из рук в руки, разорялся, продавался.

Леонардо, в отличие от того же Дюрера, не писал автопортретов и не подписывал своих работ (дневниковые записи — глубоко личные, подчас интимные, несистематизированные заметки по случаю). Количество его живописных работ до обидного мало, все они плохо сохранились, авторство некоторых из них постоянно оспаривается.

Есть несколько словесных описаний внешности мастера. Наиболее известное — Джорджо Вазари, записанное со слов Франческо Мельци. Правда, беседы эти проходили много лет спустя после кончины Леонардо.

Имеется два, как считается, прижизненных рисунка облика. Оба хранятся в Британской королевской коллекции. Первый выполнен сангиной в профиль, авторство приписывается Франческо Мельци. Второй незаконченный набросок неизвестного автора был обнаружен в королевской коллекции накануне 500-летия памяти Леонардо и демонстрировался летом 2019 года в королевской галерее Букингемского дворца.

Существуют еще два рисунка, которые многие историки искусства считают автопортретами. Первый выполнен пером предположительно около 1513 года. Он хранится в королевской библиотеке Турина и часто обозначается как Туринский автопортрет. Второй немного похож на первый — портрет величавого старца в берете. Известны графическая и живописная версии. Происхождение второго портрета не совсем ясное. Иногда его называют Лукианским портретом по месту обнаружения в 2008-м и находят похожим на портрет работы Кристофано дель Альтиссимо (хранится в галерее Уффици). Гравюру же относят к XIX веку и приписывают авторство Рафаэлло Санцио Моргену.

Уместен вопрос: существуют ли методы идентификации облика конкретного человека? Наиболее точные — в криминалистике, где развивается судебно-портретная экспертиза под названием габитоскопия. Она более эффективна, чем идентификация по радужке, дактилоскопическим отпечаткам и др. Но дело в том, что для необходимо иметь хоть одно изображение, принадлежность которого объекту не вызывает сомнений. А достоверных изображений Леонардо пока не обнаружено.

Скульптурных изображений немного, но среди них есть весьма примечательные. Первый (по времени) и наиболее известный — мраморный памятник Леонардо (автор Пьетро Маньи), он установлен в Милане в 1872-м. Моделью, по-видимому, послужил портрет, хранящийся в Уффици. Это скорее не памятник, а памятник памяти о Леонардо. Он больше похож на исторические личности XIX века, чем на себя на рубеже XIV.

Аналогичная ситуация с гигантским памятником в римском аэропорту Фьюмичино имени да Винчи. Пожалуй, самый гротескный памятник установлен в саду на берегу Луары во французском Амбуазе, где завершился жизненный путь гения. Обнаженный Леонардо полулежа опирается на театральную маску. Целесообразно отметить: далеко не всегда скульпторы стремятся к воспроизведению портретного сходства изображаемых личностей.

***

В Международном институте новых образовательных технологий РГГУ появились модели (бюсты Леонардо да Винчи скульптора А. И. Севрюкова) для комплексного исследования: пластилиновая и гипсовая, отливка из бронзы, 3D, из пенополистирола, а также модель, собранная методом послойной сборки, сечения которой вырезались на машине лазерной резки.

Леонардо да Винчи

Первые три представляют собой классические формы реализации идеи скульптора: от замысла до выставочного объекта. Их изучение — как бы присутствие при процессе исторической визуальной антропологии. Сегодня молодые исследователи не со слов, а непосредственно через собственный опыт познают такие важнейшие компоненты знания: профессиональный библиографический поиск; условия и факторы, влияющие на формирование образа исторический личности; условия и факторы, обуславливающие трехмерную визуализацию образа.

Другие три модели (цифровые) существенно расширяют возможности восприятия: дают возможность исследовать различные оптические вариации цветом, фактурой материала, поставить и решить новые художественные задачи на этапе компьютерного моделирования. Есть возможность добиваться большей художественной выразительности, не изменяя целостного художественного образа. Ну и, конечно, открываются более широкие возможности освоения и комбинации новых технологий визуализации, индивидуализируя собственное видение исторического и художественного пространства.

Стояла задача восстановить облик художника на основе комплексного анализа написанных им графических и живописных портретов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что Леонардо да Винчи при написании портретов частично переносил на них свои черты, и скульптор Севрюков, работая в течение 40 лет, вычленил их и художественным образом синтезировал на эмоционально-психологическом уровне в скульптурный облик.

Мысль о том, что художник может неосознанно переносить свои черты лица, фигуры на модели творчества Леонардо высказал в «Трактате о живописи»: «Величайший недостаток живописцев — повторять те же самые движения, те же самые лица и фасоны одежд в одной и той же исторической композиции и делать большую часть лиц похожей на мастера; это много раз вызывало мое изумление, так как я знавал живописцев, которые во всех, казалось, портретировали самих себя с натуры, и в этих фигурах видны движения и манеры их творца».

Работа по трехмерной реконструкции облика Леонардо да Винчи велась с участием ведущих российских специалистов по работе с нейронными сетями на базе процедур синтеза в двух основных направлениях. Первое — это непосредственно восстановление облика человека из художественной интерпретации, например, наброска или картины. Второе — это агрегирование изображений с целью получения изображения, обладающего наиболее важными чертами, или некоторого усредненного. Исследовались различные методы агрегирования как самих набросков Леонардо, так и изображений лиц, сгенерированных искусственными нейронными сетями на основании исходных набросков.

Леонардо да Винчи

Результатом является набор изображений, полученных различными методами обработки графической информации: от простейших математических операций до использования глубоких сверхточных нейронных сетей.

В качестве выборки для анализа использовался набор произведений да Винчи, состоящий из 172 изображений. Выборка достаточно разнообразна в содержательном плане. Ее можно разделить на две основные группы по исполнению: наброски и полноценные картины. Присутствуют различные персонажи по характеристикам пола и возраста. Есть различные ракурсы от анфас и профиля до сложных специфичных ракурсов. Кроме портретных изображений людей, где художник стремился к воспроизведению внешних черт, присутствуют также гротескные и анатомические зарисовки. Были исключены изображения женщин, младенцев и изображения с дефектами. Обосновано это тем, что выборка в количестве 172 изображений очень мала по меркам машинного обучения, и даже наличие вариативности по ракурсу сильно усложняет задачу агрегирования, не говоря уже о вариативности по полу и возрасту.

В качестве возможных методов восстановления лиц людей, изображенных на набросках, рассматривались несколько вариантов предварительно обученных нейросетевых моделей.

***

Полученные в результате работы изображения лиц стоит воспринимать как восстановление облика Леонардо да Винчи с большой осторожностью из-за накопленной ошибки. Ее причины следующие: в распоряжении имелось недостаточное количество эскизов, пригодных для восстановления облика анфас. Использованных изображений не вполне достаточно для выявления характерных черт лица художника даже с применением современных методик аугментации графических данных. Получение большего количества исходных эскизов могло бы существенно повысить достоверность восстановления облика Леонардо. Отметим и низкое качество набросков: в стремлении получить четкие контуры изображений из зашумленных и блеклых от времени рисунков, выведенных на визуально неоднородном холсте, пришлось применить методики, которые позволили получить требуемые контуры ценой потери большой доли пространственной информации. Исправить проблему могла бы ручная прорисовка в графическом редакторе контуров поверх исходного изображения, т. е. своего рода калька с исходного эскиза с последующим удалением самого эскиза. Это позволило бы получить четкие черно-белые контуры высокого качества при минимальных визуальных отклонениях от исходных набросков. В то же время применение ручной прорисовки может иметь негативные последствия по причине человеческого фактора.

Еще одним вариантом может быть обучение специализированной нейронной сети для выделения основных линий на набросках лица. При этом для обучения должны использоваться несинтезированные образцы, где штрихи используются не только для обозначения контура, но и тона.

Леонардо да Винчи

Тем не менее комплексное исследование облика Леонардо да Винчи с участием ведущих российских специалистов по работе с нейронными сетями на базе процедур синтеза показало, что характерными чертами, переносимыми мастером из портрета в портрет, являются: ярко выраженный, несколько выступающий вперед чувственный подбородок, крупный нос с выпуклой спинкой с горбинкой, развитое надбровье, нависающие бровные дуги и достаточно высокий, широкий прямой лоб. Данные черты однозначно угадываются и в облике скульптурного воплощения да Винчи А. И. Севрюкова.

Полностью статья была опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 4 (13), октябрь – декабрь 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю