Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 19.03.2024
Культура и традиции
7 минут чтения

Белорусская? Российская? Любимая!

Актриса Светлана Суховей отмечает юбилей






















































































































Светлана Суховей

Автор: Дарья Борисова


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Я в кино!

Кино как судьба

В Минск привела любовь

Госпожа посол


Светлану Суховей помнят на всем пространстве бывшего СССР — ведь она была одной из самых востребованных актрис многонационального советского кино. Снималась на «Мосфильме», «Ленфильме», на киностудии им. А. Довженко и, конечно, на «Беларусьфильме» — в Минске, куда уехала вслед за возлюбленным после окончания ВГИКа.

В последние десятилетия Светлана Ивановна стала еще и своеобразным послом белорусского кино. Будучи бессменным председателем Гильдии актеров кино Беларуси, она много делает для того, чтобы белорусские кинематографисты показывали свои картины на международных смотрах, общались с зарубежными зрителями и коллегами.


Я в кино!

Света Суховей попала в кино в пятилетнем возрасте. Случай классический: в город нагрянули киношники, потребовалась массовка, в том числе детишки. Дело было в Мозыре (где родилась и провела детство будущая актриса), а съемочная группа приехала из Минска — снимали фильм «Девочка ищет отца» (реж. Лев Голуб) про дочку белорусского партизана, которую разыскивают фашисты-оккупанты. «Мам попросили одеть нас во все старенькое, — вспоминала позже Светлана Суховей. — Но “кино” же — магическое слово, и многие родители, конечно, привели девочек в нарядных платьицах. А на мне был зеленый свитерок с пуговичками, с большой дыркой на видном месте. Меня взяли. Помню, как над нами завис съемочный кран, когда мы в кадре бежали к своим мамам. Длилось бесконечно долго, все устали, но в память врезалось — я в кино!»

Кадр из фильма "Бабье царство"
Кадр из фильма “Бабье царство”

Видимо, это яркое впечатление из раннего детства не прошло даром. В школе Света Суховей пошла в драмкружок — это было уже в Серпухове, где служил ее отец-военный. И снова, как в сказке, заявились киношники в поисках массовки. И снова фильм о Великой Отечественной — «Бабье царство» режиссера Алексея Салтыкова по сценарию Юрия Нагибина. Симпатичную, ясноглазую, с длинной косой семиклассницу Суховей отобрали на массовый эпизод, в котором фашисты гонят в плен деревенских женщин. А через несколько дней, посмотрев проявленный материал, режиссер решил снимать Свету Суховей в одной из основных ролей — Дуняши Носковой. Однако против такой перспективы восстал отец Светы. Ведь завязка сюжета в том, что на Дуняшу позарился немецкий офицер и девушке чудом удалось от него ускользнуть. Папа-военный сказал, что разрешения на съемки дочери не даст. Уломать его было сложно, и удалось это даже не режиссеру, а актрисе Светлане Жгун (именно она сыграла в фильме спасительницу Дуняши). «Разрешаю, но не одобряю», — написал отец несовершеннолетней артистки Суховей на бланке заявления.

Кадр из фильма "Бабье царство"
Кадр из фильма “Бабье царство”

Фильм «Бабье царство» вышел в 1967 году и имел большой успех. В фильме снялись опытные, знаменитые актрисы: Римма Маркова, Нина Сазонова. Но и 14-летняя исполнительница роли Дуняши Света Суховей запомнилась и зрителям, и кинематографистам. Ее позвали на роль партизанки Лины в фильм Виктора Турова «Сыновья уходят в бой» по мотивам романа Алеся Адамовича «Партизаны».

Кадр из фильма "Сыновья уходят в бой"
Кадр из фильма “Сыновья уходят в бой”

Кино как судьба

«Девочка и война — моя тема, — вспоминала начало своей жизни в кино Светлана Суховей. — И потом я долгие годы играла женщин, созданных для счастливой судьбы, но вынужденных тащить на себе тяготы войны». В фильме Турова Суховей снималась опять же будучи школьницей. Только по прошествии многих лет она поняла, в какой потрясающий круг она угодила. Режиссер Виктор Туров, ныне почитаемый как классик белорусского кино, тогда был восходящей звездой. В работе над картиной принимал участие Владимир Высоцкий — именно для фильма Турова были написаны его песни «Он не вернулся из боя», «Песня о земле» и «Сыновья уходят в бой», давшая название картине (в предыдущем фильме Турова «Война под крышами» звучали песни Высоцкого «Аисты» и «Песня о новом времени»). В картине снимались Нина Ургант, Константин Григорьев, звезды литовского кино и театра Бронюс Бабкаускас и Она Кнапките-Юкнявичене. «Я попала в среду очень талантливых людей, где от меня требовалось одно — соответствовать их уровню», — считает актриса. И она с задачей справилась. Фильмы «Бабье царство» и «Сыновья уходят в бой» в случае Суховей дали понять, что судьба недаром буквально толкала девочку в кадр. Не только внешность у нее была подходящая для кино. Еще даже не помышлявшая об актерском образовании Суховей продемонстрировала способность быть естественной перед «глазом» камеры, под взглядами десятков людей на съемочной площадке. А это решающее качество для актера, и для киноактера в особенности. И еще стало понятно, что у начинающей актрисы есть индивидуальность. Она словно излучала свет, ее героини были и похожи на обычных девчонок, и таили загадку. Если с позиций уже сегодняшнего дня смотреть на сыгранное Светланой Суховей, то мы увидим, что она играла по большей части положительных героинь — а их гораздо труднее сделать полнокровными, не ходульными персонажами, чем колоритных отрицательных! От природы женственная, обаятельная актриса в своих ролях тонко нюансировала лучшие грани женской натуры. Ее интонация — искренность, даже задушевность. Первые героини Суховей, девчонки военных лет, потом «аукнутся» в ролях мам в детских фильмах «Приключения Травки» (1976, реж. Аркадий Кордон), «С кошки все и началось…» (1982, реж. Юрий Оксанченко).

Кадр из фильма "Приключения Травки"
Кадр из фильма “Приключения Травки”

В Минск привела любовь

Но, конечно, не только «голубые героини» были в репертуаре Светланы Суховей. Мудрый режиссер Игорь Таланкин, у которого она училась во ВГИКе, понимал, что актеру нельзя застревать в однообразном материале. «Таланкин всегда брал для меня во время учебы роли на сопротивление, — рассказывала актриса. — Говорил: иначе тебе всю жизнь будут предлагать роли лирических героинь!» Имея за плечами уже несколько существенных киноработ, Светлана Суховей поступила во ВГИК сразу на второй курс, в актерско-режиссерскую мастерскую Игоря Таланкина. Вместе с ней учились, например, Карен Шахназаров, Павел Чухрай, Родион Нахапетов. Сниматься студентке ВГИКа разрешали и во время учебы. В 1971-м Суховей снялась в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт…» (поэтической экранной композиции по произведениям Сергея Есенина) и в картине «Черные сухари» Герберта Раппапорта (СССР — ГДР). В 1972-м — в военной драме «Командир счастливой “Щуки”» Бориса Волчека. В начале 1970-х Суховей уже была известна всему Союзу, снималась на столичных студиях, однако после получения диплома ВГИКа уехала в Минск, где жил ее возлюбленный, тоже актер. Из-за частых отъездов в экспедиции отношения быстро разладились, союз распался. Но Светлана Суховей прижилась в Минске. Позже вышла замуж за белорусского актера Анатолия Терпицкого, у них родилась дочь. Оба они, помимо кино, играли и играют в Белорусском театре киноактера — он был создан по образцу московского, чтобы предоставить актерам и режиссерам киноплощадку для «тренажа» и работы в перерывах (иногда многолетних!) между съемками. В текущий период Светлана Суховей занята в трех спектаклях минского Театра киноактера: «Щелкунчик» по мотивам сказки Гофмана, «Пигмалион» по знаменитой пьесе Бернарда Шоу, «Волки и овцы» А. Н. Островского.


Госпожа посол

В конце 1980-х, когда система общественных кинематографических институтов реформировалась, в Минске, как и в Москве, возникали профессиональные гильдии. Белорусскую гильдию актеров кино возглавила Светлана Суховей, и она продолжает быть председателем профессионального объединения по сей день. За эти годы выяснилось, что Светлане Ивановне не занимать способностей и на общественном, административном поприще. Не зря мы назвали ее послом белорусского кино — она неустанно печется о том, чтобы ее коллеги и земляки были на виду не только дома, но и за рубежом. Из года в год Светлана Суховей не просто гостья, но патронесса белорусской делегации на Открытом российском фестивале кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок» в Анапе. В 2017-м актриса активно участвовала в подготовке и проведении Недели белорусского кино в рамках Московского международного кинофестиваля. Много сил вложила Суховей в поддержание крепких, неформальных связей белорусской и российской гильдий актеров кино. Уникальность ее положения в том, что ее равно считают своей зрители России и Беларуси, да она так себя и чувствует: «Обе страны для меня родные, — говорила она в интервью газете союзного государства «Союзное вече» в 2017 году. — Как и раньше, я их воспринимаю как одно мое большое Отечество». Тут нужно добавить, что сниматься в России Светлана Суховей никогда не прекращала, потому у российского зрителя и нет ощущения, что она иностранная актриса. Например, Светлана Ивановна сыграла прокурора в нашумевшем киносериале Евгения Матвеева «Любить по-русски». Снималась она и в телесериале «Каменская», и в других российских кино- и телепроектах. Ее актерская судьба наглядно дает понять: киноиндустрии России и Беларуси действительно очень крепко связаны друг с другом.

Рекомендуем прочитать статью об актрисе золотого века Голливуда Джуди Гарленд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю