Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 27.04.2024
Кристина Сарханянц
8 минут чтения

Концерты месяца: главные события января






































































































































Главные концерты января 2024
Источник фото: пресс-служба фестиваля «Биомеханика»

Perspéctum продолжает знакомить читателей с самыми интересными музыкальными событиями ближайшего месяца. Первый месяц нового, 2024 года предлагаем провести на фортепианных, джазовых концертах, а также на мультимедийном фестивале современной музыки.


Настасья Хрущева

Когда: 9 января

Где: малый зал концертного комплекса «Зарядье»

Билеты: от 200 ₽

Сразу после новогодних каникул приглашаем на концерт пианистки и композитора, музыковеда и драматурга, победительницы композиторского конкурса «Пифийские игры» и лауреатки множества престижных премий Настасьи Хрущевой в малом зале концертного комплекса «Зарядье».

Хрущева — один из наиболее ярких представителей молодого поколения современных отечественных композиторов. На ее счету музыка к 25 драматическим постановкам, среди которых спектакли Валерия Фокина, Андрея Могучего, Виктора Рыжакова, Семена Александровского. Помимо этого, в академической среде Хрущева известна как музыковед, преподавательница, доцент кафедры истории зарубежной музыки СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова и кандидат искусствоведения.

На концерте в «Зарядье» Настасья Хрущева представит свой фортепианный цикл «Русские тупики». О нем она рассказывает так: «Многие считают, что “Русские тупики” — это о какой-то русской безысходности, но это не так, разве что в каком-то экзистенциальном смысле [это] рефлексия этой безысходности. Но здесь нет никакого негативного наклонения, только люди с ироническим постмодернистским типом мышления могут считать, что это именно о тупиках как таковых. Это цикл о красоте, это рефлексия на тему музыки XIX века, признание в любви Чайковскому, это купание в бесконечных гармонических оборотах. В тупиках выражается бесконечность, как форма — повторение паттернов — рождает эту тупиковость, в общем, “тупики” здесь в самом лучшем смысле слова употребляются. Это не тупики, а как бы лабиринты красоты».


LRK Trio

Когда: 11 января

Где: «Клуб Алексея Козлова»

Билеты: от 2000 ₽

Из мира новой академической музыки предлагаем переместиться в атмосферу главного московского джазового места силы — в «Клуб Алексея Козлова». Здесь 11 января выступят яркие представители нового поколения отечественной импровизационной музыки — LRK Trio.

Пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов (первые буквы их фамилий и складываются в аббревиатуру LRK) органично сочетают в своей музыке элементы множества жанров: и академического стиля, и современные веяния. А щедрое мелодическое богатство пьес LRK Trio не дает слушателю забыть, что перед ним группа, звучание которой основывается на богатейшем наследии русской музыкальной культуры. При этом в музыке трио нет музейности, она всегда звучит как музыка именно XXI столетия, но стоящая на мощном фундаменте известной всему миру российской музыкальной культуры.

В 2017–2020 годах трио вошло в обойму самых экспортируемых российских джазовых ансамблей: его гастрольные маршруты пролегли по Бельгии, Нидерландам, Польше, Эстонии, Швейцарии, США, Японии, Корее, Португалии, Германии, Великобритании и Норвегии, плюс были выступления на множестве российских фестивалей и концертных площадок. Записи LRK Trio выпускаются в России на Butman Music Records, а на мировом рынке их музыку представляет норвежский лейбл Losen Records. В 2017 году альбом If You Have a Dream был назван Российским союзом музыкальных критиков «Джазовым альбомом года», представлен в списке рекомендованных записей содружества европейских джазовых журналов — Europe Jazz Media Chart, а затем принес ансамблю спецприз жюри в джазовом конкурсе Made in New York. В начале ноября 2022 года у трио вышел новый альбом «Prayer». Композиции из него и станут частью программы, которая 11 января прозвучит с главной сцены «Клуба Алексея Козлова».


Федор Амиров. Marriage of Structure and Freedom

Когда: 18 января

Где: культурный центр «Дом»

Билеты: от 1200 ₽

Во второй половине января пианист и композитор Федор Амиров, увлекающийся музыкой самой разной направленности — от классической фортепианной до свободной импровизации, рока и мультимедийных перформансов, — представит на сцене культурного центра «Дом» программу из произведений двух композиторов-авангардистов: американца Фредерика Ржевского и австрийца Фридриха Гульды.

Выпускник Московской консерватории и лауреат XIII Международного конкурса им. П. И. Чайковского (2007), а также ряда других конкурсов, проходивших в странах Европы, Азии и Америки, участник многих международных фестивалей и различных экспериментальных музыкальных и сценических проектов, Амиров — активный участник фри-джазовой и импровизационной сцены, поэтому выбор такого материала для концерта не случаен. За свою карьеру пианист выступал с такими музыкантами, как Андрей Сучилин, Сергей Летов, Александр Костарев, Петр Айду, Саша Пушкин, Святослав Пономарев (Purba), Роман Столяр, а также с группами «Бром» и Disen Gage.

На концерте в «Доме» в январе прозвучат Winter Nights (российская премьера) и North American Ballads Фредерика Ржевского, а также «Сонатина», «Прелюдия и фуга», «Вариации» и «Вариации на “Light my fire”» Фридриха Гульды.


III мультимедийный фестиваль современной музыки «Биомеханика»

Главные концерты января 2024
Источник фото: пресс-служба фестиваля «Биомеханика»

Когда: 22 января — 9 февраля

Где: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Центр электроакустической музыки (ЦЭАМ) и «ДК Рассвет»

Билеты: от 500 ₽

В конце января и начале февраля в Москве пройдет III мультимедийный фестиваль современной музыки «Биомеханика». Основной площадкой фестиваля станет Московская консерватория. Традиционно в рамках «Биомеханики» прозвучат мировые премьеры сочинений российских композиторов, написанных специально для фестиваля (в этом году это произведения Николая Попова, Александра Хубеева, Алексея Сысоева, Михаила Пучкова, Николая Хруста, Станислава Маковского и др.), а также российские премьеры современных композиторов из Великобритании, Австрии, Франции, Германии, Португалии, Хорватии и премьеры пьес таких известных композиторов, как Панайотис Кокорас, Михаэль Байль и Марко Цицилиани, которые лично представят свои произведения.

Основные участники фестиваля — музыканты CEAM Artists. Помимо этого, с концертами на «Биомеханике» выступят МАСМ (Московский ансамбль современной музыки), солисты Сергей Полтавский (альт), Алина Ежакова (клавишные) и Алена Верин-Галицкая (вокал), вокальный ансамбль N’Caged.

В ДК «Рассвет» в рамках фестиваля состоится презентация нового альбома Александра Хубеева «Тактильные иллюзии», выпущенного на лейбле Fancy Music. Художественные руководители фестиваля — лауреат Московской арт-премии Николай Попов и победитель Gaudeamus Prize Александр Хубеев.

Фестиваль откроется 22 января выставкой в арт-пространстве консерватории «Артемьев», на которой будут представлены инсталляции композиторов и медиахудожников. Куратором выступил инженер ЦЭАМ, композитор и медиахудожник Олег Макаров. На открытии выставки состоится мировая премьера сочинения Антона Светличного для дисклавира и электроники, а также будет исполнена пьеса Андреаса Франка для перформеров, видео и электроники.

Здесь же, в пространстве «Артемьев», будут проходить концерты-презентации — новый формат фестиваля в рамках специальной программы «Биомеханика.extra», где премьерные исполнения сочинений будут дополнены интервью с ведущими зарубежными композиторами в области электроакустики и мультимедиа Панайотисом Кокорасом, Михаэлем Байлем и Марко Цицилиани, а героями еще трех выступлений станут солисты, специализирующиеся на работе с электроникой и новыми медиа. Эти пьесы исполнит CEAM Artists.


«Плач. Basso lamento от Монтеверди до Radiohead»

Когда: 30 января

Где: ДК «Рассвет»

Билеты: от 1500 ₽

Basso lamento — это повторяющаяся музыкальная фигура из четырех нисходящих нот и ее вариации — одна из самых популярных, долгоживущих и узнаваемых конструкций в истории музыки. Мотив известен как минимум последнюю тысячу лет — от мадригалов до арт-рока, от Моцарта и фламенко до блюза и трип-хопа. Вы наверняка часто слышали эту нисходящую конструкцию, часто в виде басового рифа, в десятках музыкальных произведений, уверены устроители концерта «Плач. Basso lamento от Монтеверди до Radiohead» в ДК «Рассвет», которым мы предлагаем завершить январскую программу.

Lamento — это плач, и, очевидно, бесконечная популярность этой формулы связана с тем, что она буквально повторяет мелодический контур рыданий. Не случайно практически идентичную конструкцию можно найти в плачах и жалобных песнях самых разных регионов, от России до Папуа — Новой Гвинеи.

Следы basso lamento легко расслышать в литургических средневековых драмах, но широчайшее распространение прием получил на рубеже XVI и XVII веков. «Если предмет печален, ноты должны идти медленно и тяжело, — писал английский композитор Томас Морли в своем трактате «Простое и легкое введение в практику музыки» (1597). — Если ваша песенка говорит о чем-то низком, о падении, глубинах ада и всяком прочем в том же духе, музыка также должна опускаться». Ну а три с половиной века спустя музыковед Роберт Мюллер-Хартман посвятит basso lamento статью с красноречивым названием «Музыкальный символ смерти».

Специально для ДК «Рассвет» специализирующийся на барочной музыке ансамбль Novoselie составил программу, в которой сочетается музыка разных эпох, основанная на basso lamento. Здесь соседствуют Монтеверди и Бьорк, Перселл и Radiohead, Бах и Coil, французский барочный композитор Анри Десмаре и группа Tuxedomoon.

«Это вечер печали и меланхолии и одновременно большой слет далеких музыкальных родственников, не подозревающих о существовании друг о друга», — подытоживают организаторы в пресс-релизе концерта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю