Лучше ль жить в провинции у моря?
Фильм из Таджикистана отмечен на «Московской премьере» и претендует на премию «Ника»
Теги: Национальная культура | Кинематограф | Режиссеры | Таджикистан | Актеры | Международный кинофестиваль
Автор: Дарья Борисова
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
Требуется актер на роль Ходжи Насреддина
Счастливое музыкальное исключение
На IV Международном фестивале кино стран Содружества «Московская премьера» фильм «Водный мальчик» молодого режиссера из Таджикистана Файзулло Файзова был отмечен призом за лучшую мужскую роль (актеру Мехроджиддину Сафару) и призом жюри Федерации киноклубов России «За тесную связь и преемственность поколений».
Фильм снят по рассказу знаменитого режиссера Бахтиёра Худойназарова.
Евразия. XX век
У Худойназарова был замысел снять «триптих о евразийском пространстве». Первой и второй частями этого триптиха он сам считал свои фильмы «Лунный папа» (1999) и «В ожидании моря» (2013), а третьей должна была стать «Живая рыба» — но этой картины не случилось, так как режиссера не стало в 2015 году. И вот через шесть лет после его ухода, в 2021-м, появляется фильм по его рассказу «Водный мальчик», тематически очень схожий с «Лунным папой» и «В ожидании моря». Похоже, триптих Худойназарова все же сложился.
Да, в истории искусства бывают такие чудеса, когда замысел художника находит-таки воплощение даже после смерти автора. Постановщик «Водного мальчика» Файзулло Файзов родился в 1989 году, режиссуре учился в иранской киношколе — то есть он рос и осваивал профессию в совершенно другом историческом контексте, нежели Худойназаров (тот вырос в СССР, в 1989-м окончил ВГИК). Те, кто пришли в кино на рубеже 80-х и 90-х, болезненно переживали официальный «развод» советских республик, и замысел «триптиха о евразийском пространстве» родился у Худойназарова не случайно. Режиссер рассказывал автору этой статьи в интервью: «Я, по сути, очень советский человек. Я не принял того, что произошло с моей страной — СССР. Мы говорили про это с Эмиром Кустурицей — он так же страдал после распада Югославии. Он стал жить в Париже, иногда в Сербии. Я живу в Берлине и в Москве. Многие говорят, что в Советском Союзе все было плохо, все друг друга ненавидели. Но я как художник этого не видел! Мой родной Душанбе был интернациональным городом».
Люди у моря
В том особом полусказочном мире, который придумал и воспроизвел в своем незавершенном триптихе Худойназаров, очень ощутимы растерянность, зыбкость настоящего момента. Герои его фильмов живут ностальгией по лучшим временам. Именно в таких чувствах признавались люди его поколения после распада СССР. Характерно, что действие этих картин (и нынешнего «Водного мальчика» тоже!) разворачивается у моря, в рыбацких поселках, где люди привыкли жить в зависимости от водной стихии. Даст море рыбу — будет улов, торговля, деньги. Не даст — и не будет сытой жизни… В фильме «В ожидании моря» вода вообще отступила на многие километры от некогда шумного рыбацкого городка, оставив на земле смертоносную соляную пыль и ржавые остовы кораблей. В прологе фильма «Водный мальчик» жители приморского поселка совершают какой-то языческий обряд, чтобы задобрить море — оно давно к ним неблагосклонно и с каждым годом дает все меньше рыбы. Море в таком раскладе — это сама жизнь, и простодушные персонажи худойназаровских историй уповают на него как на божество.
Возвращение Водного мальчика
Так вот, Файзулло Файзов только родился, когда это самое евразийское пространство переживало кардинальное переустройство. И потому удивительно, что его фильм «Водный мальчик» очень созвучен настроению, поэтике Бахтиёра Худойназарова. «Печаль моя светла», — эти пушкинские слова лучше всего определяют интонацию фильмов Худойназарова. «Водный мальчик» тоже не оставляет ощущения безнадеги, хоть и рассказывает, в общем, историю угасания городка, сообщества. Определенно, Файзов на одной волне с Худойназаровым — он очень нежно относится к своим персонажам, какими бы недотепами и неудачниками они ни были. И, конечно, обоим присущ юмор в создании образов колоритных обитателей заштатных городков.
Водным мальчиком прозвали в поселке смышленого подростка, сына рыбака, который по-особому чувствует море — знает, когда лучше выходить на рыбалку, где улов будет лучше. Мать рвется уехать с ним в город, ибо в поселке делать нечего, да и давно пора отдать мальчика в школу. Беда в том, что отец не хочет уезжать. Молодой крепкий мужчина, он просто не желает оставлять родные места, хоть они давно не кормят. Его жена устала от безденежья и — вразрез с патриархальной традицией — принимает ответственность за свою жизнь и жизнь ребенка на себя. Однажды мать с сыном уплывают-таки на утлом кораблике в город. Мальчик идет в школу, обретает друзей-сверстников… но чувствует какой-то мистический призыв вернуться в родной поселок у моря. В конце концов, ведь он Водный мальчик (или Мальчик воды — можно и так перевести название фильма «Бачаи Оби»).
Требуется актер на роль Ходжи Насреддина
Юный исполнитель роли Водного мальчика Мехроджиддин Сафар как раз и получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Московская премьера». Надо отметить, что вообще актерский ансамбль в фильме Файзова сложился хороший, и, главное, режиссеру удалось преодолеть закрепившуюся в последние годы мелодраматическую, «сериальную» манеру игры таджикских актеров. Актерского приза, например, вполне был достоин и Ахмад Кутбиддин, исполнитель роли отца мальчика. В прошлом году он снялся еще в одном фильме, признанном экспертами национальной кинопремии «Точи Сомон» лучшим фильмом года в Таджикистане, — в картине Мухиддина Музаффара «Фортуна». В целом «Фортуна» значительно менее мастеровита, чем «Водный мальчик», и, пожалуй, работа Ахмада Кутбиддина — единственное, что в ней запомнилось автору этой статьи. В «Водном мальчике», кстати, актеру довелось играть еще и «роль в роли»: отчаявшись заработать хоть что-то на продаже рыбы, герой Кутбиддина Сафар отправляется на кастинг к нагрянувшим в поселок киношникам. И проходит пробы на роль Ходжи Насреддина! В течение нескольких дней он, обряженный в полосатый ватный халат и чалму, ездит туда-сюда на осле перед камерой. Нелегко выполнять команды нервных киношников… А денег Сафару так и не перепало — таково уж его горемычное «счастье».
Счастливое музыкальное исключение
В контексте таджикского кино последних десятилетий (а это кино, испытывающее острый голод в сфере профессиональных кадров, обратной связи от сторонних экспертов) фильм Файзова можно считать удачей по многим параметрам. И во многом он получился благодаря музыке знаменитого композитора Далера Назарова. Это еще один мостик, перекинутый напрямую в кинематограф Бахтиёра Худойназарова, — музыка Назарова звучит в его фильмах «Лунный папа», «Шик» (2003), да и вообще Далер Назаров — из того же поколения и среды. В странах Центральной Азии он безусловный музыкальный гуру, да даже больше, чем музыкальный, — наверное, по степени влиятельности его можно сравнить с Борисом Гребенщиковым. Его тоже по жизни окутывает ореол загадочности, а его композиции не застревают в одной эпохе, их продолжают слушать дети и внуки первых поклонников.
Сегодня высокая киномода диктует музыкальный минимализм; обильная, навязчивая и даже просто сколько-нибудь явная музыка в кино считается дурным тоном. Но музыка, подаренная Далером Назаровым фильму «Водный мальчик», — то самое счастливое исключение, которое выше модных правил. Нежная и трепетная, она органично живет в этой грустной сказке про маленьких людей, бедных заложников обидчивого моря. Когда она звучит, особенно ощутимым становится незримое присутствие в этой истории Бахтиёра Худойназарова — такой эффект улыбки Чеширского кота, мерцающей в воздухе.
Редкий случай, когда дебютанту так фартит на старте («Водный мальчик» — первый полнометражный фильм Файзулло Файзова): сценарная основа — от классика, музыка — от классика. Теперь интересно, что он сделает дальше. А в ближайшем будущем еще решится, признают ли академики Российской академии кинематографических искусств «Водного мальчика» достойным премии «Ника» в категории «Лучший фильм СНГ и Грузии».