Прогноз на послезавтра: будут драмы и комедии
На XX «Кинопробе» в Екатеринбурге снова дали дорогу молодым
Теги: Национальная культура | Кинематограф | Режиссеры | Актеры | Кинопроба | Фестиваль
Автор: Дарья Борисова
Фестиваль разменял третий десяток и, к счастью, ничуть не угомонился. Поделимся с вами инсайдерской информацией. Когда обсуждались варианты слогана для нынешнего смотра, фигурировал и такой: «Нам двадцать. И чё?» По этому характерному междометию в любой части света распознаешь витального уральца. Действительно, ну двадцать, и чё? Едем дальше.
«Кинопроба» — фестиваль демократичный по духу, красных дорожек и гламурных вечеринок здесь отродясь не бывало. Авторитет этот смотр заработал, выводя на орбиту профессионального внимания талантливых дебютантов. Зафиксированы случаи, когда вчерашние конкурсанты возвращались на «Кинопробу» в качестве членов жюри. А это значит, что когда-то прозорливые отборщики выловили в потоке фильмы будущих звезд.
Есть такая работа, сынок, — фильмы смотреть
От других фестивалей учебных и дебютных картин «Кинопроба» отличается тем, что на ней соревнуются не только фильмы, но и программы разных киношкол разных стран. А еще это фестиваль, который сам как экспресс-киношкола, столько на нем мастер-классов и других форматов живого общения со «взрослыми», зарекомендовавшими себя мастерами. Причем в зал набиваются не только студенты екатеринбургских вузов, но и кинематографисты — участники фестиваля, потому что где и когда еще ухватишь востребованного оператора/режиссера/актерского агента? Сетка мероприятий трещит от напора: конкурсные показы, внеконкурсные показы, творческие встречи, ретроспективы, лаборатории, питчинги, открытия выставок… Успеть всюду физически невозможно. И все-таки главное — конкурс. Для членов жюри это трудоемкая работа (каждый день по два полуторачасовых блока фильмов и обсуждения увиденного), для других — возможность держать руку на пульсе. О чем и как снимают двадцатилетние? Чьи имена стоит запомнить? У выборгского фестиваля «Окно в Европу» такой слоган: «Российское кино. Прогноз на завтра». А екатеринбургскую программу можно назвать прогнозом на послезавтра: сегодняшние школяры встанут на крыло года через три-четыре, и некоторых мы вспомним благодаря «Кинопробе».
Жанры всякие важны, жанры всякие нужны
В конкурсах «Кинопробы» соседствуют фильмы не просто из разных стран, а с разных континентов. В этот раз, например, лучшей учебной анимационной работой признана рисованная лента «Дом потерь» студента Токийского университета искусств Джинкю Чона. Это мультфильм определенно для взрослых. Действие происходит в доме престарелых, где постояльцам бреют головы и тем самым делают их практически не отличимыми друг от друга. Мы смотрим на этот скорбный мир глазами главного героя, сотрудника приюта, который открывает в себе способность преодолеть чары тотальной унификации и видеть в каждом из одинаковых стариков уникальную личность.
Лучший дебют в конкурсе неигрового кино XX «Кинопробы» — киргизский «Аламан» Сооронбека Тургунмаматова. «Аламан» — это название древней игры кочевников, которую мы знаем как козлодрание. Игра довольно опасная и жестокая: обезглавленную тушу животного (чаще козла) бросают в толпу всадников, и те яростно теснят друг друга, пытаясь подцепить тушу с земли и удержать в руках. Участвуют в игре несколько десятков человек, а еще больше наблюдают с импровизированных трибун. Бой за тушу длится долго и чаще всего сопровождается тяжелыми травмами как джигитов, так и для лошадей. Видно, как по ходу схватки глаза у игроков наливаются кровью, каждый в этой многолюдной игре сам за себя… В киргизском кино — и игровом, и документальном — много эпизодов козлодрания, ведь эта игра считается национальной традицией. Сооронбек Тургунмаматов взял ее как метафору состояния своего народа в XXI веке. «Аламан» — из той редкой «породы» фильмов, которые состоялись, благодаря… последнему кадру. На поле полсотни мужчин на конях смертным боем дерутся за грязную тушу козла. Жестоко отпихивают друг друга, подсекают несчастных лошадей. Еще сотня болельщиков вокруг улюлюкает и нагнетает саспенс. Камера отъезжает до максимально общего плана, впуская в кадр авиалайнер, который величаво пролетает над полем схватки и невозмутимо скрывается за горными грядами. Всадники, увлеченные архаичным действом, даже не замечают самолета… «Мир вокруг нас меняется, и мы нуждаемся в обновлении наших ценностей», — написали создатели «Аламана» в аннотации к своей картине.
Когда приверженность традициям предков преобладает над стремлением к естественному прогрессу, неизбежны проблемы что в семье, что в обществе. Об этом — фильм китайского режиссера Кая Ю «В воздухе». Молодая пара готовится к свадьбе, но мать невесты сводит на нет всю радость. Она настаивает, чтобы свадьба проходила только в их селении и только по тому изнурительному, порой неприятному для невесты сценарию, который в ходу у местных жителей вот уже много-много веков. Дочь решает всё делать по-своему, но цена такому решению — полный разрыв дальнейших отношений с родительницей.
Кинофакультет Сеульского университета был представлен в конкурсе игровых учебных работ неожиданным короткометражным триллером «Чон-дон» режиссера Чой У Джина про «нехороший» дом, в котором трех студентов ждут паранормальные встречи с оборотнями.
Крепкие дебюты в формате откровенно жанрового кино, кстати, нечасты в молодежных программах, и оттого они по-особенному запоминаются. Так, из потока учебных игровых фильмов нынешней «Кинопробы» запомнилась вроде непритязательная по сюжету история про юную наивную провинциалку — «Бабушке привет!» Ульяны Желтухиной (Московская школа нового кино). Девушка приехала в Москву, чтобы стать артисткой, не поступила в институт и подрабатывает кассиршей в магазине. Случайная встреча с известным актером дает шанс проникнуть в заветный мир кинопроизводства, но на деле этот мир, оказывается, совсем ей не подходит. Так и вернулась бы в свой тихий городок к бабушке, но в последний момент судьба ей послала поощрительный приз в лице жениха хорошего, богатого. В пересказе отдает нравоучительной советской мелодрамой или сериалом, но на деле это хорошо сбитый, точно драматургически выверенный продукт. Что тоже нужно, ведь кто-то должен делать качественные мелодрамы и сериалы. Добавим: и комедии! Вкус к этому жанру явно имеется у Любавы Яровой (Московская школа кино), автора картины «Бабки». Им так аплодировали, этим «Бабкам», в зале екатеринбургского Дома кино, что стало ясно: это прямое попадание в народную повестку! Еще бы, ведь героини фильма — боевитые пенсионерки — отомстили за многих своих товарок по несчастью, наказав телефонного мошенника. Отметим, что режиссер-дебютантка отлично управилась с ансамблем актрис втрое старше себя и смонтировала свою черную комедию без губительного дебютантского трепета к собственным «выстраданным минутам» — семь минут на одном дыхании, и баста!
Ноев ковчег — образ на все времена
А гран-при XX «Кинопробы» (его определяют все члены жюри всех трех конкурсов — игрового, неигрового и анимационного кино!) достался игровой картине выпускницы ВГИКа Асмик Мовсисян «250 км». Она основана на реальной истории. На мирный город обрушилась бомбардировка, жители в панике собирают самое необходимое и бегут, кто как может. В большинстве домов одни женщины, старики и дети, так как мужчины на передовой. 14-летний подросток выводит из гаража отцовскую машину и вывозит из города мать, младших брата и сестру, соседку с младенцем. По дороге подсаживают еще женщину с детьми, мальчишку-сироту из монастыря. Обычная легковушка становится ноевым ковчегом, плывущим в темных водах очередной разрушительной стихии… И в этом образе нет пафоса. «250 км» снят без надрыва, а рождает истинную скорбь перед лицом трагедии. И, конечно, огромное уважение к герою и его прототипу — маленькому мужчине, принявшему в критический момент ответственность за женщин и детей.
Казахское кино прирастает школами, таджикское — юными звездами
У «Кинопробы» давние крепкие связи с киношколами и вообще с киносообществами постсоветского пространства. В специальной «презентационной» программе «Современники» обязательно представляют подборки и «доклады» о молодом кино стран-соседей. В этот раз два вечера на фестивале были посвящены кинематографу Центральной Азии. О том, как обстоит дело с молодыми талантами в Казахстане, рассказали оператор, преподаватель Казахского национального университета искусств Талгат Тайшанов и режиссер, директор Высшей школы Turan Film Academy Аян Найзабеков. «Туран» — частная и относительно молодая киношкола, ей всего десять лет. Учат в ней по четырем специальностям: режиссер, оператор, продюсер, актер. Срок обучения классический, четыре года. В настоящий момент в «Туране» числятся 320 студентов. В отличие от государственных киношкол, в «Туране» больше времени и внимания уделяют отработке практических навыков кинопроизводства. Но это совсем не означает, что там манкируют «художественной» стороной дела, и это доказали показанные в рамках презентации фильмы студентов. Например, замечательный короткий этюд «Доверие» Панаилы Оспановой сделан в качестве упражнения на умение организовать съемку в павильоне, но представляет собой законченный, тонкий и лирический рассказ об отношениях в семье.
Также прошел вечер «Молодое таджикское кино», программу которого собрала киновед Шарофат Арабова. Если «подстегнуть» к рассказу о фильмах этой программы еще и конкурсный игровой фильм из Таджикистана «Фуруг» Одины Махмад, то можно сказать, что в кино этой страны основной герой — ребенок. Для таджикской культуры сентиментальность не порок, а естественная, родовая черта, и в произведениях о детях она находит самое органичное воплощение. И, кстати, дети-актеры в таджикских фильмах отличные, там даже наметилась юная звезда — Мехроджиддин Сафар, которого свет узнал после выхода на фестивальные экраны фильма «Водный мальчик» Файзулло Файзова. А в таджикской подборке на «Кинопробе» показали две короткометражки, в которых мальчишка снялся еще до того. Понятно, почему киношники буквально передают его из рук в руки — Мехроджиддин, кажется, вообще не способен фальшивить, «плюсовать» перед камерой. Он в кадре не играет, а живет, говорит неохотно, как будто оставляя какой-то секрет внутри себя. А ведь докопаться до секрета — это самое интересное. Вот и следишь за юным актером неотрывно.