Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Культура и традиции
  • Год имени Бакен
    Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) объявила 2023 год Годом киргизской актрисы Бакен Кыдыкеевой
Обновлено: 19.03.2024
Культура и традиции
6 минут чтения

Год имени Бакен

Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) объявила 2023 год Годом киргизской актрисы Бакен Кыдыкеевой


























































































Бакен Кыдыкеева

Автор: Дарья Борисова


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Что такое ТЮРКСОЙ?

Турция — Кыргызстан: дружба продолжается

Чемпионка по количеству сыгранных мам

А папа не хотел отпускать дочку в артистки…


В Анкаре определена героиня следующего культурного года в тюркском мире — Бакен Кыдыкеева, великая киргизская актриса, к слову, сыгравшая роли в нескольких фильмах по произведениям Чингиза Айтматова.

ТЮРКСОЙ — это своего рода ЮНЕСКО тюркского мира. Эта организация ставит себе целью сотрудничество между тюркскими народами в деле сохранения, развития и передачи будущим поколениям общих материальных и культурных памятников тюркских народов.


Что такое ТЮРКСОЙ?

Штаб-квартира ТЮРКСОЙ находится в столице Турции Анкаре. Участниками являются Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция, Туркменистан, Узбекистан, а в статусе наблюдателей состоят Северный Кипр, Гагаузия (входящая в состав Молдовы) и те регионы Российской Федерации, основное население которых составляют представители тюркских народов: Башкортостан, Татарстан, Хакасия. 9 ноября 2022 года в Бурсе состоялось заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙ, в котором приняли участие министры культуры Кыргызстана, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, а также представители Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран. Они поддержали предложение делегации Кыргызстана посвятить следующий год празднованию столетия со дня рождения выдающейся советской актрисы Бакен Кыдыкеевой.


Турция — Кыргызстан: дружба продолжается

В постсоветские годы между Турцией и Кыргызстаном установились крепкие связи в сферах культуры и образования. По-особому ценят турки личность и творчество великого писателя, уроженца Киргизии Чингиза Айтматова. Турецкие кинематографисты не раз экранизировали произведения Айтматова. 11 октября нынешнего года в Анкаре был открыт парк имени Чингиза Айтматова, в центре которого установлен бюст писателя, а на постаменте выгравировано его высказывание: «Самое трудное для человека — каждый день быть человеком». И вот — новое событие, в очередной раз подтверждающее крепкую связь между Турцией и Кыргызстаном.

Чингиз Айтматов и Бакен Кыдыкеева

Чемпионка по количеству сыгранных мам

Как мы отметили в нашей статье об истории киргизского кино, в этой республике в годы зарождения и укрепления национальной киношколы сложилась плеяда мощных киноактеров. Бакен Кыдыкееву безусловно можно считать актрисой № 1 в киргизском кино. По складу своего актерского дарования она была, скорее, трагической актрисой, чей диапазон вполне мог включать роли в античных драмах. Она много играла в театре, но ни одной героини в трагедиях древнегреческих классиков ей не выпало воплотить на сцене. Кыдыкеева сыграла Толгонай в фильме Геннадия Базарова «Материнское поле» по одноименной повести Айтматова — по накалу драматизма эта роль приближалась к античной драме. Толгонай потеряла на войне мужа и всех сыновей, но нашла в себе силы жить и даже руководить колхозной бригадой. По признанию Толгонай, силы ей дала земля, поле, в котором трудилась она всю жизнь на благо семьи, общины, а в годы войны — на благо фронтовиков.

Кадр из фильма "Материнское поле"
Кадр из фильма “Материнское поле”

Думается, то невероятное почтение к Бакен Кыдыкеевой, которое испытывали и испытывают ее земляки, связано с тем, что она переиграла много матерей в фильмах, составивших корпус национальной киноклассики. Например, в картине Мелиса Убукеева «Белые горы» про то, какими страшными событиями сопровождалось установление советской власти в Киргизии в 1917–1918 годах, актриса исполнила роль матери юной девушки Улджан. Героиня Кыдыкеевой ослепла от горя, когда ее мужа растерзали бандиты, но плохого человека от хорошего она безошибочно отличает особым, одной ей присущим внутренним зрением. В таких случаях говорят: сердце подсказало. Действительно — подсказало, что надо благословить дочь на побег из дома накануне назначенной свадьбы со старым жестоким князьком. Спутник девушки принял мученическую смерть, но задержал погоню, дал Улджан шанс вырваться из лап ненавистного жениха.

Героям обожаемой в Казахстане картины «Алпамыс идет в школу», немолодым супругам, судьба подарила долгожданного ребенка, и они растят его в любви и заботе. Мать Алпамыса Галию сыграла Бакен Кыдыкеева — к тому времени уже знаменитая актриса из соседней республики, Киргизии. Вроде бы нет в ее «партии» острых драматических поворотов, но работа актрисы полна тонких психологических нюансов. Алпамыс смышлен не по годам, и это на каждом шагу рождает ревность аульных мамаш и родственниц. Немолодая, тихая Галия сносит уколы завистниц молча. Позднее счастье материнства служит ей опорой.


А папа не хотел отпускать дочку в артистки…

Бакен Кыдыкеева — типичный самородок. Она родилась в селе под Бишкеком в семье сельского учителя. После окончания седьмого класса в 1936 году пришла в стажерскую группу киргизского ТЮЗа. Отец Бакен был против того, чтобы девочка стала актрисой, но, слава богу, поверил специалистам: отклики профессионалов театрального дела на дебют Кыдыкеевой были невероятно обнадеживающими. Тогдашний худрук бишкекского ТЮЗа, опытный режиссер и педагог Арнольд Самарин-Волжский доверил 14-летней Бакен роль Лауренсии в «Овечьем источнике» Лопе де Веги, и юная актриса справилась с ней блестяще. К слову, сейчас этот театр носит имя Бакен Кыдыкеевой. А тогда, в 1930-х, театр только входил в жизнь киргизского народа — ведь этот народ не так давно стал оседлым. Бакен Кыдыкеева была одной из тех, кто открывал киргизскому зрителю мировую драматургию. За свою долгую сценическую жизнь она переиграла важнейшие женские роли: Марью Антоновну в гоголевском «Ревизоре», шекспировских Дездемону в «Отелло» и Гонерилью в «Короле Лире», Ларису Огудалову в «Бесприданнице» и Катерину в «Грозе» А. Н. Островского, Елену Андреевну в «Дяде Ване» А. П. Чехова, Софью в «Горе от ума» А. С. Грибоедова и даже Анну Каренину в инсценировке по роману Л. Н. Толстого! Если попытаться определить место актрисы в истории киргизского театра, то приемлемо было бы сравнить ее с Марией Ермоловой в контексте истории русского театра.

В кино Кыдыкеева пришла уже в расцвете своего таланта, но и тут стала первопроходцем — например, исполнила главную роль в первом полнометражном фильме молодой Фрунзенской киностудии «Салтанат» (1955, реж. Василий Пронин). Он утверждал новый стандарт отношения к освобожденной женщине Востока как к полноправному члену общества. Кыдыкееву снимали ведущие режиссеры так называемого киргизского чуда — национальной киноволны, сформировавшейся в начале 1960-х: Толомуш Океев и Геннадий Базаров, Болот Шамшиев. Актрису очень ценил Чингиз Айтматов, чьи произведения буквально расхватывались советскими режиссерами для экранизаций. Историю кино по большей части определяют режиссеры, драматурги. Но есть актеры, не просто исполнители-виртуозы, но сами по себе масштабные личности — и они являются такими же строителями национального кино, как те, кто ставит им задачи на съемочной площадке. Как раз такой личностью была Бакен Кыдыкеева, и решение посвятить ее памяти, осмыслению ее наследия целый год в культурной сфере тюркского мира более чем оправданно.

Рекомендуем прочитать статью об актрисе советского кино Светлане Суховей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю