Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 15.04.2024
Культура и традиции
11 минут чтения

Китайская философия

Великие школы, известные мудрецы и главные тексты




























































































































































































Китайская философия: великие школы, известные мудрецы и главные тексты
Фото: cccbrussels.be

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Какая философия в Китае

На чем основана китайская философия

Что было характерно для китайской философии

Цитаты китайских философов

Китайская философия жизни


Китайская философия имеет богатую историю развития. Древние школы китайских мыслителей оказали значительное влияние на философские концепты всего азиатского региона. По сей день базовые направления китайской философии не теряют своего авторитета, а влияние древних текстов на воспитание общества велико.


Какая философия в Китае

Какая философия в Китае
Фото: wikimedia.org

Согласно исследованиям философия Поднебесной включает в себя четыре основных направления (конфуцианство, даосизм, легизм и моизм) и несколько ответвлений от них. Все они развивались на протяжении веков под влиянием традиционной культуры и различных политических ситуаций в стране. Начиная с XVIII века известные китайские школы философии объединили под своим крылом несколько схожих философских течений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Китайская философия имеет практическую направленность. Её отголоски заметны в восточной культуре, литературе, политике, науке и даже в повседневной жизни китайцев.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

Провинции Китая

Китайский иероглиф “Удача”

Китайская мудрость

Великая Китайская стена – основные факты

Рейтинг лучших китайских фильмов 2023


История становления философской системы

Наиболее известными китайскими системами философии считают даосизм и конфуцианство. Оба течения выделились в процессе длительной борьбы и эволюции идей. Так, например, в V–III веках до нашей эры существовало множество школ, соперничающих друг с другом, при этом не все они принадлежали к разным философским течениям.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Процесс яростного соперничества школ мыслителей за право быть ведущей и признанной на государственном уровне называется периодом «ста школ».

Выделяют несколько временных отрезков:

  • Дофилософский (до VI века до нашей эры). Формирование цивилизации, мифологической системы и религиозных представлений. Господство культа Неба и предков. Возникновение базовых философских понятий, развитие которых произойдёт в последующие периоды: инь, ян, хэ.
  • Древняя китайская философия (VI–II века до нашей эры). Золотой век развития мысли пришёлся на сложный, но великий исторический период — эпоху Воюющих царств (Чжаньго). Междоусобные войны и желание правителей укрепить единоличную власть повлияли на развитие философских учений. Философы разрабатывали систему, которая могла бы привести государство к гармонии и процветанию.
  • Средневековая философия (II век до н. э. — X век н. э.). Борьба за выделение единственно верной философской системы для управления государством. Формирование мистико-религиозной ветки даосизма. Проникновение в Китай буддизма и влияние новой религии на все сферы жизни.
  • Китайская философия Нового времени (X–XVIII века). Укрепление конфуцианства, создание идеологической системы. Влияние христианства на формирование догм восточной философии. Упадок мистических учений и развитие натурфилософских течений, которые описывают и объясняют строение Вселенной.
  • Современный период (XIX–XXI века). Кризис традиционной китайской философии, спор с западной системой ценностей. Поиски новых философских обоснований и переосмысление древних учений.

На чем основана китайская философия

На чем основана китайская философия
Фото: arsomsiam.com

В основу философской системы заложены несколько ключевых концепций, получивших развитие в учениях разных школ. Традиционно выделяют шесть основополагающих школ китайской философии.


Школа даосизма «Дао-дэ-цзя»

Даосская школа, название которой переводится как «О пути и высшей силе». Была основана на учении Лао-цзы, жившем в начале VI века до нашей эры. Базовый принцип — идея Дао, пути, который ведёт к гармоничному развитию и процветанию. Дао — универсалия, заложенная в основу всех вещей и явлений, Дао — все истины и знания. Даосисты считали, что все вещи во вселенной подчиняются управляющему началу, поэтому человеку так важно сливаться с гармоничной природой, пребывать в покое, медитировать и развиваться. Дэ — благая сила, которую человек может взять из Дао и содержать внутри себя. Достигнуть гармонии и внутреннего истока силы можно, соблюдая принцип «недеяния».

Представители учения:

  • Лао-цзы считается основателем учения о Дао и Дэ. Он написал книгу «Дао Дэ Цзин», которая стала одним из самых известных произведений китайской философии. В ней излагается учение о пути достижения гармонии и счастья.
  • Чжуан-цзы — другой важный представитель учения даосизма. В своём трактате «Чжуан-цзы» он описал идеи о жизни, смерти и бессмертии. Известен идеей о том, что человек может достичь бессмертия через самосовершенствование и духовное развитие.

Важные тексты:

Помимо вышеупомянутых двух книг стоит выделить произведение «Ле-цзы», написанное одним из представителей школы, Ле Юйкоу. В нём содержатся истории о мудрецах, их приключениях и философские размышления. Автор оставляет своим ученикам послание: истинная мудрость жизни приходит только через духовную практику.


Конфуцианская школа «Жу-дзя»

Важнейшее направление китайской философии, связанное с именем древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н. э.), который разработал учение о правильном поведении. Школа считала своим долгом передавать следующим поколениям мысли мудрейших представителей нации. Основное внимание обращено к природе человека, проблемам врождённых и приобретённых качеств характера. Конфуцианцы исследовали положение человека в мироздании и должное поведение в обществе, основанное на пяти постоянствах: гуманности, справедливости, благопристойности, мудрости и верности. Конфуцианская философия подчеркивает важность образования, морали и этики, уважения к старшим и почитания предков. Государство рассматривается как семейно-родственная категория, в которой священный правитель является отцом народа.

Представители учения:

Среди наиболее известных представителей, помимо основателя школы Конфуция, можно назвать Мэн-цзи и Сюнь-цзы. Они следовали идеям мудреца, развивали их и создавали собственные школы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Конфуцианство нашло множество последователей не только в стране, но и за её пределами. Можно сказать, что учение Конфуция не теряет своей популярности и сегодня.

Важные тексты:

  • «Лунь Юй» — сборник изречений Конфуция, записанных его учениками.
  • «Да Сюэ» — текст классического китайского конфуцианства, в котором излагается учение о морали и человеческом совершенстве.
  • «Ли-цзы» — книга, посвящённая ритуалам и церемониям.

Школа моистов «Мо-цзя»

Учение моистов, появившееся в период Воюющих царств, отличается строгой дисциплиной и организованностью. В схватке за государственное лидерство мыслители противопоставили традиционным ценностям идею о «всеобщей любви и взаимовыгоде», построенной на гуманном отношении к ближнему. В центр философской системы легло древнее этическое понятие о гуманности (термин «жэнь»). Моисты считали, что люди, подобно самому миру, обязаны стремиться к гармонии и справедливости. В основе общества должны быть заложены единые критерии нравственности и равенства, не зависящие от социального положения и степени родства. В качестве высоконравственных примеров философы приводили деяния легендарных правителей древности.

Представители учения:

  • Мо-цзы — основоположник учения. Считал, что все люди равны перед Небесами, а справедливость — основа любых отношений. Критиковал фундаментальную конфуцианскую систему образования за то, что она была далека от практических вопросов и не готовила учеников к реальной жизни.
  • Мэн Шэн — ученик Мо-цзы, который расширил и дополнил философские взгляды своего учителя, написав комментарий к его книге.

Важные тексты:

  • «Мо-цзы» — труд, авторства Мо-цзы, в котором изложены основные идеи моистской философии.
  • «Шан цзюнь шу» — книга, написанная Цинь Хуали, учеником Мо-цзы, в которой излагаются политические взгляды моистов.
  • «Мэн-цзы» — комментарии к трудам Мо-цзы и Цинь Хуали, записанные Мэн Шэнем.

Школа легистов «Фа-цзя»

Философская школа была основана Шан Яном (390–338 гг. до н. э.). Легисты считали, что законы и правила Поднебесной — строги и обязательны для всех. Являясь государственными деятелями, они уделяли особое внимание построению системы поощрений и наказаний, чтобы обеспечить порядок и стабильность в обществе. Все моральные принципы, о которых заявляют представители других учений, необходимо отбросить для создания стройной модели государства. Красноречие и ум — пособники смуты, музыка и изящные искусства — признак распущенности общества, гуманность и милосердие — нарушение порядка.

Представители учения:

  • Одним из наиболее известных представителей школы законников был Хань Фэй, который считал, что законы должны быть основаны на справедливости, а их соблюдение является обязанностью каждого гражданина.
  • Ли Куй выступал за строгое исполнение законов и считал, что наказание должно быть неотвратимым и жестоким.

Важные тексты:

  • «Хань Фэй-цзы» — работа, написанная Хань Фэем, описывает его политические взгляды.
  • «Лунь хэн» — трактат Ван Чуна, которого некоторые учёные причисляют к легистам. Автор критикует другие школы мысли и предлагает свою собственную точку зрения на строгость законов и управление государством.

Школа «Мин-цзя»

Направление китайской философии, оформившееся, как и учение моистов, в эпоху Чжаньго. Занимается изучением природы имён и понятий. Представители этой школы считали, что слова — это точное отражение реальности мира, и плохо, если они вводят человека в заблуждение. Философская система «Школы имён» отличается парадоксальными заявлениями. Мыслители вступали в спор с представителями других школ, отрицая то, что те утверждали, и утверждая то, что те отрицали. Основная проблематика исследований: невыразимость истины, поиск закономерностей мышления, вопросы истинности знаний и способов их получения. Философы настаивали на том, что к понятиям и именам, существующим в нашем мире, необходимо относится с осторожностью и вниманием, не путать их с самими физическими вещами. Школа оказала существенное влияние на развитие науки.

Представители учения:

  • Один из ведущих мыслителей Хуэй Ши написал множество работ, посвящённых критике других школ.
  • Гуньсунь Лун написал несколько трактатов, в которых критиковал конфуцианские взгляды на мораль и политику.

Важные тексты:

Важным текстом «Школы имён» является книга «Гуань-цзы» (管子), написанная в период Чжаньго. В ней содержатся аргументы, которые используются философами для поддержки авторитетности учения, приводятся примеры происхождения имён и названий.


Натурфилософская школа «Инь-ян-цзя»

Зарождение натурализма произошло более 5 тысяч лет назад. Течение долго оформлялось в качестве самостоятельного учения. Представители этой школы считали, что всё мироздание построено вокруг двух древних первопринципов: инь и ян. Основополагающая концепция выражает идею естественности и двойственности мира: мужское и женское, тёмное и светлое, горячее и холодное и другие противоположности. Все природные явления — это созидающее или разрушающее взаимодействие двух начал. Инь и ян не способны существовать вне друг друга, они то сливаются в единое целое, то отдаляются. Кроме этого важной категорией для понимания мира является смена фаз. У син — пять основополагающих элементов, которые вступают во взаимодействие и отражают все характеристики мира. Элементы (вода, земля, огонь, металл и дерево) находятся в цикличном состоянии и движении.

Представители учения:

К представителям школы «Инь-ян-цзя» можно отнести философов Лао-цзы, Чжуан-цзы и Ле-цзы. Они разработали основные концепции и теории взаимодействия противоположностей и цикличности мира, использовали их для объяснения не только природных, но и социальных процессов.

Важные тексты:

И Цзин (易经), «Книга Перемен» — самое известное произведение, отражающее принципы натурфилософского мировоззрения. В космогоническом поэтическом тексте описываются принципы взаимодействия инь и ян, их применение в повседневной жизни. Трактат содержит предсказания, советы, основанные на принципах философского учения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Автором «Книги Перемен» считают легендарное божество Фу-си, который является главным культурными героем китайской мифологии. Он жил на земле до возникновения людей, поэтому изображается в виде змеи с человеческой головой и руками. Вместе с женой Фу-си вылепил людской род из ила реки Хуанхэ. Согласно преданиям именно он изобрёл письменность и нумерологию, научил людей охотиться, рыбачить и гадать.


Что было характерно для китайской философии

Что было характерно для китайской философии
Фото: unsplash.com

Древнекитайская философия имеет ряд особенностей, выделяющих ее среди других философских систем.

  • Преобладает мифологическое начало. Древнее учение Китая, как и древнегреческая философия, тесно связано с религией и мифологией. Многие философские идеи были основаны и объяснены на примерах из народных легенд и религиозных представлений о мире и человеке.
  • Практическая направленность. Философы стремились не только объяснить мировое устройство, но и предложить практические рекомендации для улучшения жизни общества и каждого человека в отдельности.
  • Этика и мораль. Мыслители разрабатывали учение о правильном поведении, которое приводит к жизненной гармонии и счастью. 
  • Природа. Древнекитайская философия отличается вниманием к природе и ее законам. Мудрецы считали, что человек обязан жить в согласии с миром, чтобы достичь абсолютного благополучия. 

Другие важные тексты китайской философии

  • «Синь шу» — текст, составленный по приказу императора У Ди (140-87 гг. до н. э.), содержит записи о ритуалах, классической музыке, астрономии и календарных праздниках.
  • «Хуайнань-цзы» — даосское философское произведение, созданное во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.).

Цитаты китайских философов

Цитаты китайских философов
Фото: unsplash.com
  • «Лучше быть повыше и голову иметь поскромнее, чем наоборот» (Чжуан-цзы).
  • «Тот, кто знает, не говорит; тот, кто говорит, не знает» (Лао-цзы).
  • «Тот, кто не уважает прошлое, недостоин будущего» (Конфуций)
  • «Совершенный человек все делает по-своему, а другие люди ему подражают» (Конфуций)
  • «Жизнь — есть гармония» (Мо-цзы)

Китайская философия жизни

Китайская философия жизни
Фото: unsplash.com
  • В основе — идея о том, что жизнь должна быть гармоничной и сбалансированной. Это означает, что человек должен стремиться к равновесию между работой и отдыхом, физическим и духовным развитием, личными и общественными интересами.
  • Важно уважение к старшим и предкам. Китайцы считают, что предки являются источником мудрости и силы, поэтому необходимо сохранять связь с ними и уважать традиции.
  • Кроме того, китайская философия жизни подчеркивает важность саморазвития и самосовершенствования. Человек стремится к тому, чтобы стать лучше и мудрее, учится у других и использует свои знания и опыт для достижения личных и общественных целей. Например, в даосизме разработана целая система физического воспитания и развития человека, включающая черты классических боевых искусств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю