Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Анна Хрусталева
  • Инна Демежко: «Документальный фильм получается, когда одному человеку интересен другой человек»
    Программный директор Открытого фестиваля документального кино «Россия» — о рождении звезд, модных сюжетах и секретах «творческого почерка»
Обновлено: 26.04.2024
Анна Хрусталева
7 минут чтения

Инна Демежко: «Документальный фильм получается, когда одному человеку интересен другой человек»

Программный директор Открытого фестиваля документального кино «Россия» — о рождении звезд, модных сюжетах и секретах «творческого почерка»



























































































































Инна Демежко

1 октября в Екатеринбурге начинает работу старейший отечественный фестиваль неигрового кино «Россия». Жюри под руководством таджикского и российского классика Валерия Ахадова предстоит выбрать лучшую картину в конкурсе документальных фильмов. А судейская команда, возглавляемая режиссером Алексеем Погребным, определит самую достойную телевизионную неигровую ленту. Накануне открытия мы поговорили с программным директором смотра Инной Демежко — об истории «России», ее негасимых звездах, а еще о том, кто, зачем и для чего снимает сегодня документальное кино.


Инна Александровна, а вы помните, как все начиналось?

Еще бы не помнить — я на фестивале с того самого дня, когда в 1988 году было объявлено о создании в Свердловске первого Всесоюзного фестиваля неигрового кино. Хотя тут надо уточнить: изначально планировалось, что фестиваль станет «кочевым» и каждый год будет проходить в разных городах.

Инна Демежко

А почему столицей первого смотра выбрали именно Свердловск?

У нас были богатейшие кинематографические традиции. Во-первых, собственная Свердловская киностудия, непревзойденная, известная на всю страну. Плюс к этому — студия «Свердловсктелефильм», местное отделение Союза кинематографистов. А еще несколько крупных киноклубов, специализирующихся на показе неигрового кино — документального и научно-популярного, а значит подготовленная к постижению этого жанра публика.

Решение организовать неигровой смотр именно на Урале оказалось верным: первый фестиваль прошел на гребне политической и зрительской активности, когда люди на показах разве что с люстр не свисали — и это не фигура речи. Помню ярчайшие заседания Профессионального клуба кинематографистов, на которые валом валили свердловчане. А когда зрителей туда не пускали, говоря, что это закрытые, сугубо профессиональные встречи, публика обижалась, порывалась окна бить. Много чего происходило тогда, одним словом.

Инна Демежко и Селецкис Гуревич

Планировалось, что это будет смотр-путешественник, но в итоге он осел в Екатеринбурге. Как так получилось?

В 1989-м фестиваль не состоялся: никто не решился повторить наш рывок. В 1990-м смотр принимал Воронеж. Прекрасный город, у которого, однако, не было ни своей кинематографической истории, ни интереса к жанру документалистики, а потому, к сожалению, фестиваль с треском провалился. И уже в 1991-м его окончательно и бесповоротно отдали Свердловску. Мол, вот вы умеете — вы и делайте. Да, мы умеем и уже 30 с лишним лет делаем, проходя сквозь смену веков, эпох, времен.

Инна Демежко

И даже в пандемию не закрывались?

Нет, не закрывались. Пусть сложно, со всеми санитарными ограничениями, но все равно работали и впервые вышли в онлайн. Интернет-показ запланирован и в этом году: в тот самый момент, когда фильм будет идти в залах Дома кино и Библиотечногоцентра «Екатеринбург», его можно будет смотреть из любой точки мира и на нашем сайте. Кроме того, фестивальные фильмы увидят зрители в Верхней Пышме, Нижнем Тагиле, Невьянске, Ревде, Дегтярске. И что важно: вход на все показы — и реальные, и виртуальные — как всегда, свободный!

Инна Демежко

Несмотря на то, что фестиваль называется «Россия», в его программу попадают и зарубежные картины.

Три года назад смотр вошел в реестр международных фестивалей. Если вы познакомитесь с конкурсной программой нынешнего сезона, то найдете там ленты не только со всей России, от Якутска до Краснодара и Владикавказа, но и из Баку, Бишкека, Еревана. Зарубежные киноленты широко представлены в информационных программах. Едут на Урал фильмы из Ирана, Сирии, Кореи, Италии, Таиланда, стран БРИКС. Всего мы покажем около полутора сотен лент. И среди них — новые работы ярчайших звезд отечественной документалистики: Алексея Федорченко, Натальи Гугуевой, Андрея Осипова, Ивана Твердовского, Павла Фаттахутдинова, Сергея Дебижева, Андрея Железнякова, Валерия Тимощенко, Евгения Григорьева.

Инна Демежко и Федорченко

А многие ли из этих звезд зажглись именно на вашем фестивале?

Я бы сказала, что мы присутствовали при их рождении и после уже никогда не расставались. Виктор Косаковский приехал на «Россию» уже со вторым своим фильмом «Лосев». Сергей Дворцевой дебютировал в Екатеринбурге со снятой в Казахстане документальной лентой «Счастье». Дипломная картина Андрея Осипова «Голоса» взяла у нас Гран-при — беспрецедентный для дебюта случай, должна заметить. С тех пор ни одному студенту пока не удалось подняться на такую высоту и завоевать главный приз в обход уже состоявшихся мастеров. Первый профессиональный фильм Наталии Гугуевой «Форсаж» получил три награды именно на фестивале «Россия». Перечислять славные имена можно долго. Потому, думаю, достаточно будет заметить, что все самые известные советские и постсоветские документалисты показывали свои работы на «России».

Инна Демежко, Акоефф, Цаликов

Инна Александровна, за годы работы на фестивале вы посмотрели многие сотни документальных картин. Насколько и как менялась со временем их тематика?

Документальное кино всегда отзывалось на актуальные проблемы современности — это понятно. Оно, собственно, и сейчас продолжает этим заниматься. Но разница, безусловно, налицо.

Политика в свое время была не в моде, потому что людям хотелось про людей — и снимать, и смотреть. Маргинальные темы, утягивающие зрителя на социальное дно, были очень популярны с конца 80-х и в течение 90-х. Сейчас, слава Богу, подобная «терпкость» отошла на второй план, уступив место рассказам о созидающем: добровольных инициативах, благотворительности. Авторы нынешнего фестиваля поведут рассказ о семьях, которые разбиваются, и семьях, которые навсегда остаются вместе, несмотря на непреодолимые, казалось бы, противоречия и разногласия. Мы увидим людей, которых жизненные обстоятельства вынуждают отрываться от корней. Нам напомнят о давно минувшей войне, солдаты которой до сих пор лежат на полях сражений, и о драматических событиях сегодняшних дней. Будут тут и размышления о поколении тридцатилетних — ровесниках современной России, о детском спорте, советской и постсоветской архитектуре, толерантности и самоидентичности, о волонтерах, которые собственноручно чистят дно озера Иссык-Куль или спасают от пожаров якутские леса, о наших как великих, так и малоизвестных современниках, и о кинотеатре, выжившем после двух землетрясений и ставшем символом очень непростой эпохи.

Инна Демежко

А чем отличается творческий почерк тех, кто снимал документальное кино 30–40 лет назад, от того, что делают их наследники, пришедшие в профессию буквально вчера?

Люди 70–80-х понимали, что есть кинематографическая полка, попасть куда никому не хотелось. И вот этот зазор между заказом и полкой приходилось постоянно преодолевать. Но и в этих условиях, если режиссер был режиссером, он снимал заказное кино так, что оно оставалось в веках. Например, уральский кинематографист Борис Галантер делал свой «Шаговик» как заказной фильм о конном совхозе. Теперь это классика, на этом материале постигают азы документалистики. Так что все зависит от таланта, умения учиться и желания работать честно. Сегодняшние кинематографисты куда свободнее в выборе тем, да и современные технические возможности их предшественникам даже не снились. Однако какие-то фильмы 80-х ты помнишь до сих пор, а многое из того, что смотрел в 2020-х, стирается из памяти, стоит лишь выйти из зрительного зала. Возможно, само понятие творческого почерка постепенно сходит на нет.

Инна Демежко

Только не говорите, что сегодня в документальном кино нет молодых талантливых авторов!

Конечно же, они есть! Прекрасных профессионалов выпускает ВГИК им. С. А. Герасимова, в частности, мастерская Сергея Мирошниченко и Светланы Музыченко. В Санкт-Петербурге Институт кино и телевидения тоже растит изумительных ребят. Интересные студенты есть у Валерия Тимощенко в Краснодаре. Радуют ребята из филиалов ВГИКа в Ростове-на-Дону и Иркутске.

В лучших образцах сегодняшнего документального кино, как мне кажется, присутствует очень важная вещь: оно не разрушительно, оно дает надежду, стимул к жизни, выводит на спасительные ориентиры и образцы; когда зритель видит, что кто-то другой из похожей сложной ситуации вышел достойно и сейчас живет и дышит полной грудью. У документального кино, помимо художественных задач, есть еще и миссия — помогать жить.


Каков, на ваш взгляд, главный секрет успеха документального фильма?

Мне кажется, фильм получается тогда, когда герой беззащитен перед автором, а автор не спекулирует на этой беззащитности. Когда одному человеку — режиссеру — важен и интересен не он сам на фоне эффектного киноматериала, а другой человек — его герой. Вот тогда нам являются фильмы Юрия Шиллера, Алексея Погребного, Виктора Косаковского, Валерия Соломина, Андрея Осипова и многих других авторов, чьи работы и есть, и будут историей нашего фестиваля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю