Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Елена Кожушко
  • Россия. Китай. Балет
    Лекция Оксаны Карнович «О влиянии русского классического балета на формирование китайского национального балета» в диалог-клубе Perspectum
Обновлено: 04.10.2024
Елена Кожушко
4 минуты чтения

Россия. Китай. Балет

Лекция Оксаны Карнович «О влиянии русского классического балета на формирование китайского национального балета» в диалог-клубе Perspectum






































































Россия. Китай. Балет

Благодаря русским педагогам сформирован китайский национальный балет. Об этом узнали участники диалог-клуба Perspectum, пришедшие на встречу с кандидатом искусствоведения, балетоведом, заведующей отделами «Музей-квартира Г. С. Улановой» и «Музей-квартира М. М. Плисецкой» Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, доцентом кафедры вокального искусства и оперной подготовки МГИМ им. А. Г. Шнитке, старшим преподавателем кафедры хореографии и балетоведения МГАХ Оксаной Карнович.

Россия. Китай. Балет

«Сегодня китайский балет сочетает в себе европейские и национальные черты, он очень популярен во всем мире. А китайские артисты балета крайне востребованы, поскольку они отличаются особым трудолюбием и умеют совмещать классический танец с азиатской формой акробатики. Но еще 70 лет назад балета в Китае, по сути, не существовало», — рассказала Оксана Карнович.

Россия. Китай. Балет

Все началось после Великой Октябрьской социалистической революции. В первые годы Советской власти ставился вопрос о том, насколько нужен балет простому народу России — ведь он всегда считался искусством, предназначенным для высших слоев общества. Многие артисты тогда эмигрировали из страны, в том числе и в Китай. В их в числе оказался Н. М. Сокольский (1886–1971) — солист Мариинского театра, ученик Н. Г. Легата и Э. Чеккетти. С 1927 года Николай Михайлович жил в Харбине, в 1929-м переехал в Шанхай, где основал труппу «Русский балет», а в 1934-м — труппу «Русский балет в Шанхае». Он стал первым преподавателем собственной балетной школы, из стен которой вышли многие прославившиеся впоследствии деятели китайского балета: Ху Жунжун (будущий директор Шанхайской танцевальной школы) и Е Нин (будущий директор исследовательского бюро Пекинской академии танца). В то время еще не было общей системы образования, поэтому Сокольский учил своих танцоров, что называется, «как умел сам».

Россия. Китай. Балет

В 1953 году труппа Сокольского перестала существовать: к тому времени закончилась Вторая мировая война, и обстановка во всем мире начала меняться. По призыву правительства СССР многие русские, остававшиеся за рубежом, начали потихоньку возвращаться на родину, в том числе и артисты балета.

Уже через год, в 1954-м, в Пекине была открыта первая профессиональная хореографическая школа: Пекинское хореографическое училище, у истоков которого стояли педагоги московской и ленинградской балетных школ, приглашенные правительством КНР. Именно этот год считается поворотным для китайского балета, ведь русские преподаватели (в первую очередь балерина и педагог О. А. Ильина) создали на базе русской системы хореографического образования, с ее ценным теоретическим и преподавательским опытом, четкую систему подготовки балетного артиста в Китае, создав серьезную базу для профессионального развития китайского классического балета.

Оксана Карнович

«Но, если честно, русские стояли и у истоков развития английского балета. Например, великая английская балерина Марго Фонтейн училась у русских педагогов — Веры Волковой и Георгия Гончарова», — рассказала Оксана Карнович.

Оксана Карнович

Однако ценность встречи с Карнович была не только в том, что Оксана Андреевна — прекрасный лектор и педагог, а еще и в наглядном материале, который она показала собравшимся. В частности, Оксана Карнович предложила посмотреть отрывки из уникального балета «Красный мак», поставленного в 1927 году (впоследствии переименованного в «Красный цветок»). Это первый русский балет на китайскую тему, где любовная история тесно переплетена с борьбой китайцев за свою свободу. Кстати, именно оттуда знаменитый матросский танец «Яблочко» начал свое триумфальное шествие по всей стране. Балетные артисты были в шоке от такой хореографии, зато простой народ просто рукоплескал стоя и кричал от восторга, когда видел этот номер в спектакле.

Россия. Китай. Балет

После очень яркой и эмоциональной лекции Оксаны Карнович всем захотелось посмотреть на Ютубе китайские балеты «Волшебный фонарь лотоса» и «Подними красный фонарь», а также классические балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» в исполнении китайских танцовщиков. Еще один совет от Оксаны Андреевны: смотреть балетные спектакли в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Оксана Карнович

Встречи в нашем клубе продолжаются, следите за анонсами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Лучшие материалы за неделю