Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Точка на карте
  • Питьевые источники в городах Армении
    Пулпулаки и хачкары в «стране камней». История и традиции
Обновлено: 28.04.2024
Точка на карте
5 минут чтения

Питьевые источники в городах Армении

Пулпулаки и хачкары в «стране камней». История и традиции

































































































Питьевые источники в городах Армении
Фото: travel-armenia.ru

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

История и назначение пулпулаков в Армении

Пулпулак «Семь родников»

Пулпулаки как память и дань уважения

Вода из стены хачкара


История и назначение пулпулаков в Армении

Слово «пулпулак» (պուլպուլակ) известно, пожалуй, всем, кто побывал в Армении, которую часто называют страной камней из-за особенностей геологии. Наверняка путешественники обращали внимание на каменные, а иногда и металлические питьевые фонтанчики, расположенные тут и там в большинстве населенных пунктов страны и даже на трассах между ними. Их и называют пулпулаками.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

В одном только Ереване счет таких сооружений идет на сотни (по некоторым источникам, в столице Армении их около полутора тысяч).

Этимология термина «пулпулак» простая и милая — набор звуков в этом слове напоминает журчание водички, которую наливают в емкость, что-то вроде более понятного для русскоязычных бульканья и звуков падения капель: «кап-кап», «буль-буль». Кроме того, слово «ак» (Ակ) на армянском означает «источник». Другое название этих фонтанчиков на армянском — «цайтахпюр» или «цайтахбюр» (ցայտաղբյուր), что буквально можно перевести как «плескать» и «источник».

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Все пулпулаки по высоте примерно одинаковые: около метра. Чтобы напиться из них, взрослому нужно поклониться в дань уважения воде и тому, в чью память этот источник был открыт, а детям — встать на цыпочки, чтобы дотянуться до живительной влаги.

Пулпулаки спасают от жажды не только путешественников и местных жителей, но и животных, а также городских птиц. Для них некоторое время назад стали устанавливать специальные пулпулаки, отдельные — соответствующих размеров.

Изначально, в отсутствие водопроводной системы, любые фонтаны в населенных пунктах предназначались для забора воды — питьевой или для хозяйственных нужд. Фонтаны сооружали на месте подземных родников. Постепенно люди научились создавать удобное оборудование для сбора воды и ее оттока.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

В Ереване водопровод появился к концу XIX века, после чего в некоторых дворах стали устанавливать своеобразные фонтанчики для забора воды, которая подавалась уже по трубе: с краном и резервуарчиком. Позже их заменили как раз более современные пулпулаки. Вода в них тоже питьевая, чистая, поступает из природных горных источников. Говорят, что даже вкусы воды в разных районах отличаются.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Пулпулак «Семь родников»

Разумеется, пулпулаки, давно ставшие неотъемлемой частью городских пейзажей, не могли миновать бурного развития с точки зрения своего дизайна. Сегодня некоторые из них являются самодостаточными архитектурными городскими достопримечательностями.

Среди самых известных пулпулаков Еревана можно отметить «Семь родников» (Յոթ աղբյուր). Это легендарный комплекс питьевых фонтанчиков на Площади Республики в столице Армении. Автор архитектурного проекта, открывшегося в середине прошлого века в сердце Еревана, — Спартак Кнтехцян.

Семь родников
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Питьевые наконечники (после испорченных и утерянных оригинальных) создал армянский художник-дизайнер скульптор Нур (Арман Давтян) уже на перепутье столетий. Любопытно, что «Семь родников» — это не только источник воды, но и солнечные часы. За это тоже нужно благодарить Нура, который к тому же выгравировал в орнаменте фразу: «Пейте на здоровье».

По сюжету старинного эпоса, на горе Арагац как-то встретились крепкие храбрые богатыри, испили из семи источников горной чистой воды и обрели невиданную силу.


Пулпулаки как память и дань уважения

В Армении о воде, ее целебных и магических свойствах издавна слагались легенды. Водные источники почитали, рядом с ними проводили обряды и даже возводили неподалеку каменные статуи вишапакары, изображавшие мифических существ вишапов. Считалось, что внешне те напоминают драконов и змеев, живут в водных глубинах и являются духами воды.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Вера в силу водной стихии и поклонение ей находят свое отражение не только в возведении каменных идолов у природных источников, но и в установке уже относительно современных пулпулаков в честь рожденного ребенка, в качестве мемориала в память о безвременно ушедших близких или, скажем, погибших воинах.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Памятные пулпулаки зачастую возводились самостоятельно жителями армянских городов и сел. Они собирали на их постройку средства, а порой сами конструировали и устанавливали. Сооружения щедро украшали национальными орнаментами, а на пулпулаках памяти погибших людей можно увидеть изображения сломанного цветка гвоздики. Сегодня традиция мемориальных и других «частных» пулпулаков продолжается.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Вода из стены хачкара

Надо сказать, что есть и другая форма у армянских питьевых фонтанчиков, отличная от классического пулпулака. Такие краники с водой, вмонтированные в вертикальную отдельно стоящую каменную стену, называют хачкары. Сегодня они подключены к водопроводу, а в давние времена возводились на месте природных источников.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Среди самых известных назовем, пожалуй, хачкар-пулпулак с резным орнаментом, который возведен за Церковью Всеспасителя, или Сурб Аменапркич, во втором по величине городе Армении Гюмри. Не менее привлекательны хачкары с подведенной водой у армянского монастырского комплекса Нораванк близ села Арени и в стене легендарного Татевского монастыря в Сюникской области.

Вообще, хачкары в армянской культуре могут быть и без воды, ведь так именуют святыни, представляющие собой каменные стелы с изображением креста в орнаменте, оформленные самыми разнообразными способами.

Питьевые источники в городах Армении
Фото: Тим Скоренко / teletype.in

Дословно термин «хачкар» можно перевести как «крест-камень»: от арм. «хач» — «крест», «кар» — «камень». Сегодня в Армении около полусотни тысяч подобных святынь и памятников, которые можно встретить как на территории монастырей, так и в городах, музейных коллекциях и на природе.

Рекомендуем прочитать про заповедники Армении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю