Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 12.12.2024
Точка на карте
7 минут чтения

В чем причина всемирного успеха финских архитекторов













































































































Мария ЛАВРЕНЧЕНКО, старший научный сотрудник музея архитектуры им. Щусева

История архитектуры Финляндии – это многовековой поиск собственного голоса, увенчавшийся невероятным успехом в XX веке, когда его звук обрел окончательную мощь и полноту. В финских городах и местечках можно увидеть и деревянные постройки XVIII–XIX веков, сохранившие черты народной архитектуры, и творения Алвара Аалто, одного из лидеров модернизма и интернационального стиля. Северный модерн здесь поражает выразительностью образов героев Калевалы и диких животных, ансамбли в стиле классицизма порой напоминают Санкт-Петербург, а бывшие шведские замки служат живыми свидетелями многочисленных войн и осад XVI – XVIII веков. Традиционно в нашем обзоре обратимся к архитектуре тех мест, которые не входят в число самых известных туристических центров, таких как Хельсинки, Турку, Тампере и др.

Вблизи от Турку и Тампере на берегу Ботнического залива расположена Раума. Это один из самых древних финских городов, известный еще со времен Средневековья, процветавший долгие века благодаря торговле. До сегодняшнего дня сохранился деревянный центр XIX века – Старая Раума. На ее главной площади расположена двухэтажная ратуша (Rauman kauppatori) 1776 года постройки с башней в неоклассическом стиле, торговые ряды, улицы с одноэтажной застройкой. Справедливо говорят, что лишь в Старой Рауме можно окунуться в атмосферу настоящего деревянного финского города. Действительно, в большинстве крупных городов такие здания были заменены на каменные или погибли в пожарах. В Старой Рауме сохранилось около 600 домов, ансамбль города входит в список ЮНЕСКО. Здесь можно встретить и скромные домики, и богатые усадьбы.

Говоря о деревянной архитектуре Финляндии, невозможно не упомянуть церковь в Петяявеси, возведенную в 1763–1765 годах, также входящую в список ЮНЕСКО. Она расположена между двумя озерами. Церковь была построена артелью под руководством Яакко Клеметинпойки Леппянена, а колокольню сделал его внук Эркки Яяконпойка в 1821 году. Тогда же были расширены окна, изменилась внутренняя планировка. Архитектура церкви и колокольни в Петяявеси гармонично сочетает как исконно финские деревянные формы и орнаменты, так и элементы готики (высокие, стремящиеся вверх крыши церкви), ренессанса (симметричная планировка, крыша колокольни) и барокко. Покрытия крыш церкви и колокольни полностью сделаны из лемеха – деревянной черепицы, популярной и на Русском Севере. Внутреннее убранство, также из резного дерева, датируется XVIII–XIX веками. В 1879 году неподалеку была построена новая церковь, а старая постепенно ветшала. Сейчас церковь отреставрирована и великолепно смотрится в окружении широкой глади озер в любое время года.

Столица Лапландии Рованиеми расположена за Полярным кругом и известна с XV века, хотя появление людей здесь фиксируется уже в VI веке. После заключения мирного договора между Финляндией и СССР в 1944 году город на 90% был разрушен немецкими войсками. Его восстановление заняло продолжительный период, и возглавил процесс Алвар Аалто, один из крупнейших архитекторов модернизма и лидеров интернационального стиля. В 1946 году Аалто разработал план города, который своими очертаниями напоминал голову оленя (Poronsarvikaava), глазом животного стал городской стадион, а рогами – ответвления дорог, выходящих из Рованиеми. По его проекту построено административное здание, которое сейчас называется Центром Аалто. Строительство начали в 1960 году, а после смерти архитектора в 1986 году его завершила вдова Элисса Аалто. Здание состоит из центральной части и нескольких крыльев, а стиль относится к завершающему этапу творчества Алвара Аалто: здесь сочетаются элементы функционализма и органической архитектуры, используется свободная композиция объемов, их формы и цвет напоминают заснеженные горы.

Помимо кабинета мэра и администрации с залом заседаний здесь находится городская библиотека, а также «Лаппиа холл», который включает зал для проведения концертов, конференций и театр. В нем размещается также институт лапландской музыки и радиостанция. Аалвар Аалто проектировал для Рованиеми и жилье – квартал Коркалоринне и отдельные здания в центре. Здесь можно полюбоваться домами в стиле функционализма Фердинанда Салокангаса, а также посетить построенный по проекту датских архитекторов Клауса Бондерупа и Торстейна Торупа (Bonderup&Thorup) «Арктикум» – главный краеведческий музей Лапландии и одновременно научный центр изучения Арктики. Стоит еще прогуляться по главному залу, выполненному в виде длинного стеклянного пальца.

Если обратиться к эпохе национального романтизма конца XIX – начала XX века, то мало найдется направлений столь же ярких и своеобразных, как финское. Самыми известными архитекторами, подхватившими его идеи и творившими в стиле северного модерна, стали Элиэль Сааринен, Герман Гезеллиус и Армас Линдгрен, которые в 1886 году организовали бюро «Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен» (Arkkitehtitoimisto Gesellius, Lindgren, Saarinen). Успех павильона Финляндии на Международной выставке в Париже в 1900 году принес им мировую славу.

Одно из ярчайших творений молодых архитекторов – их собственная вилла Виттреск, построенная вдали от крупных городов (что нетипично для коммерческой организации) на берегу живописного Виттреск-ярви (Белое озеро). Вилла построена как дом-студия для семей. К слову, эта жизнь на вилле была весьма бурной: в какой-то момент Элиэль сблизился с сестрой Гезеллиуса Лоей, а Гезеллиус женился на первой жене Элиэля Матильде. Как ни странно, ситуация больше всех расстроила Линдгрена, и с этого момента группа стала распадаться. Однако некоторые ее постройки были спроектированы именно здесь.

Вилла напоминает средневековый замок, имеет несколько соединенных крыльев, где размещены студия, столовая, библиотека, детская комната, спальни и личные комнаты. В интерьерах национальные мотивы и орнаменты сочетаются с изделиями в стиле модерна, в отделке превалируют естественные материалы: своды украшены росписями, окна – витражами, внешние стены покрыты лемехом, обработанным деревом, гранитом. С невысокой башни, сделанной по проекту Гезеллиуса, открывается вид на озеро и окрестности. На его берегу Гезеллиус, Линдгрен и Сааринен построили похожую виллу для Роберта Эмиля Вестерлунда – Витторп. К главному ее зданию со стороны озера ведет гранитная лестница, ансамбль венчает белая с зеленым башня, а фасады подчеркнуто асимметричны.

Одним из важнейших центров финской культуры считается Ювяскюля. Именно здесь впервые открыла свои двери гимназия, где преподавание велось на финском языке, и первый в стране университет. Сейчас в Ювяскюля сосредоточен ряд важнейших национальных проектов: галереи с постоянными и временными экспозициями, музеи национального костюма, авиации, краеведческий. Музей центральной Финляндии и музей Алвара Аалто построены по проекту самого архитектора, который жил попеременно то в Хельсинки, то в Ювяскюля. Среди построек Аалто и университет Ювяскюля, и личный экспериментальный дом неподалеку. Такое разнообразие проектов известного зодчего позволяют вживую увидеть разницу в его творчестве различных периодов.

Так, здание городской управы (Suojeluskuntatalo) относится к самому концу 1920-х и имеет некоторые черты северного неоклассицизма. Музей центральной Финляндии геометричен и строг – это период позднего функционализма 1960 года. Музей Аалто 1973 года обладает большей внутренней динамикой и открытостью форм, характерными для позднего творческого периода Аалто. Наружные стены покрыты «морозной» керамической плиткой, бетонный цоколь тоже выкрашен в белый цвет. Рельеф стен, с которыми визуально сливаются светильники, создает особую игру света в разное время суток. Во внутренние помещения свет проникает через потолочные окна, расположенные под углом (чтобы их не засыпало снегом зимой), причем линии окон возвышаются на крыше здания террасами.

Экспериментальный дом Аалто расположен в живописном месте в 14 км от города на западном берегу острова Муурацало на озере Пяйянне. Он был спроектирован Алваром Аалто совместно с супругой Элиссой, и здесь их потомки проводили лето вплоть до 1994 года. Говорят, место впечатлило Элиссу и Алвара Аалто во время строительства ратуши Сяйнатсало, которая и сейчас видна с острова. В 1953-м, когда строился дом, здесь не было моста, и добираться приходилось по воде, что располагало к уединению и творческим экспериментам.

Дом состоит из основного корпуса и флигеля, повторяет в плане букву «Г» c длинной горизонталью. Особое значение для супругов имел двор, который служил экспериментальным полем. Облик здания асимметричен, основан на контрастах вертикальной и горизонтальной направляющих, красного кирпича и белой штукатурки. В отделке внутреннего двора представлены прямоугольники разного вида и типа укладки кирпича, керамика, так что стены предстают перед посетителем как воплощенный архитектурный справочник. Большой интерес представляют необычные интерьеры, в т. ч. минималистический камин в виде вертикального белого прямоугольника.

Полностью статья будет опубликована в журнале «Человек и мир. Диалог», № 1 (6), январь – март 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!