Все самое интересное о жизни стран-соседей России
  • PERSPECTUM
  • Авторы
  • Глеб Ситковский
  • Вопреки всему чудовищному и жалкому
    С 24 мая по 8 октября 2023 года будет проходить XVI Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова
Обновлено: 26.04.2024
Глеб Ситковский
6 минут чтения

Вопреки всему чудовищному и жалкому

С 24 мая по 8 октября 2023 года будет проходить XVI Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова


























































































Многие ли помнят, как 30 лет назад, в октябре 1992 года родился Чеховский театральный фестиваль? А ведь родился он не от хорошей жизни. Просто в 1991 году развалился Советский Союз, и на самом последнем съезде СТД СССР была предпринята растерянная попытка хоть как-то сохранить общее театральное пространство.

Так на месте советского СТД появилась Международная конфедерация театральных союзов (МКТС), во главе которой встали Кирилл Лавров и Олег Ефремов. Новоиспеченной конфедерации надо было придумать какое-то большое и интересное дело. И придумали: надо создавать фестиваль, куда будут приезжать театры из разбежавшихся республик и со всего мира, раз уж как раз в этот исторический момент пал железный занавес. Директором стал энергичный Валерий Шадрин — многоопытный номенклатурный работник, который в советские времена возглавлял главк культуры в Москве.

Скептики предрекали Чеховскому фестивалю грандиозное фиаско, а получился грандиозный триумф. В октябре 1992 года в Москву приехали не только театры из бывших союзных республик (Украины, Армении, Туркменистана, Таджикистана), но и Петер Штайн из Берлина, и Теодорос Терзопулос из Афин, и Андрей Щербан из Бухареста, и Отомар Крейча из Праги.

Выдающийся шекспировед и историк театра Алексей Бартошевич сразу после того исторического фестиваля написал в «Независимой газете»: «Фестиваль состоялся вопреки всему чудовищному и жалкому, что творится вокруг и, казалось бы, должно было вытеснить событие Чеховского фестиваля на самый последний план. Это “вопреки” кажется мне важным. Сколько протестов встречала идея организовать театральный праздник среди политического хаоса и всех тягостей социального быта. Твердили о том, что безнравственно устраивать “пир во время чумы”, не понимая того, что как раз в самые трудные времена люди в празднестве искусства нуждаются более всего, и театр должен по мере сил противостоять неблагоприятным обстоятельствам».

Вам эти слова ничего не напоминают? Ведь кажется, что Бартошевич мог бы написать их и сегодня. Прошло 30 лет, и на фоне своего юбилея Чеховский фестиваль «вопреки всему чудовищному и жалкому, что творится вокруг» объявил программу на 2023 год. И вновь, как 30 лет назад, в программе — спектакли из соседних республик.

В 2021 году, приспосабливаясь к пандемии и превозмогая всякие связанные с ней сложности, Чеховский стал длиться в два раза дольше: полфестиваля — летом, полфестиваля — осенью. В 2023 году будет то же самое: фестиваль пройдет с 24 мая по 8 октября.

Кто из соседей приедет? Во-первых, белорусы. Республиканский театр белорусской драматургии вместе с МКТС и Региональным общественным фондом поддержки Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова (Россия — Беларусь) представит пьесу белорусского драматурга Константина Стешика «Камень глупости» в постановке молодого екатеринбургского режиссера Дмитрия Зимина. Сам Зимин считает, что его спектакль — «про иллюзорность смысла жизни и про человеческое одиночество внутри этой иллюзии». Неприкаянного Романа из «Камня глупости» окружающие называют тютей, а он пытается понять: то ли с ним что-то не так, то ли с миром.

Меланхоличные и бытийственные пьесы Константина Стешика в России почему-то ставят куда чаще, чем в Минске, и для Белоруссии эта премьера — важное событие. Впрочем, и для зрителей Чеховского фестиваля тоже.

Из пятнадцати спектаклей, вошедших в «мировую серию» Чеховского, два помогут лучше понять, что сейчас происходит в армянском театре. Один из них поставлен в Московском театре на Таганке, то есть с российскими актерами, но силами армянской постановочной команды. Режиссер Нарине Григорян, художница Виктория Риедо-Оганесян, хореограф Юрий Костанян и узбекский композитор Артем Ким представят «Муму», где роль Барыни сыграет Ирина Апексимова. Судя по всему, онемеет не только Герасим, но и остальные персонажи: «Муму» (премьера намечена на май 2023-го) замышляется как пластический спектакль, где будет явлен «мир, лишенный слов, наполненный звуками и эмоциями, ритмом и движением, светом и любовью».

Ереванский русский драмтеатр им. Станиславского везет в Москву «Гардению» Эльжбеты Хованец — историю четырех женщин и четырех поколений. Постановка молодого армянского режиссера Гора Маркаряна отобрана на Чеховский после прошлогоднего успеха в Ташкенте на IV Молодежном театральном форуме стран Содружества, Балтии и Грузии.

Молодых режиссеров из стран СНГ в программе вообще много. Еще одно новое режиссерское имя — 29-летний Фархад Молдагали из Казахстана. Он, кстати, учился у Владимира Панкова, и неудивительно, что теперь работает в жанре саундрамы, который когда-то и был изобретен Панковым. Его спектакль «Кулагер» по поэме Ильяса Жансугурова идет в сопровождении этно-джазовой группы, и это притча: Кулагер — конь, благородный иноходец, которого погубили люди, а владельцем его был казахский поэт Акан Сэре.

Прямиком из программы Молодежного театрального форума стран СНГ, Балтии и Грузии в афишу Чеховского перекочевали еще два спектакля, поставленных молодыми женщинами. Нигора Гоибназарова (Сырдарьинский областной театр музыкальной драмы, Узбекистан) — режиссер «Материнского поля» по повести Чингиза Айтматова, а Айнура Качкынбек-кызы — автор спектакля «Письма-самолетики» (Кыргызский государственный театр юного зрителя им. Б. Кыдыкеевой) по мотивам произведений Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана».

Айнура Качкынбек-кызы
«Письма-самолетики» Айнуры Качкынбек-кызы
Фото: chekhovfest.ru

Пьесу Шмитта «Оскар и Розовая дама», главный герой которой — мальчик, умирающий в хосписе от рака, ставят часто по всему миру, но бишкекская постановка отличается тем, что здесь действие перенесено из Франции в Кыргызстан. Два года назад Айнура Качкынбек-кызы дала интервью журналу «Перспектива. Поколение поиска», где так рассказывала о замысле своей постановки: «Я просто попыталась представить себе, что будет, если этот бедный мальчик Оскар будет лежать в нашей обычной бишкекской онкологии, а ухаживать за ним будет санитарка тетя Роза». Спектакль был поставлен благодаря фонду «Помогать легко», который открыл первый хоспис в Бишкеке для онкобольных детей.

Что еще в программе Чеховского? Как и 30 лет назад, в Москву едут театры не только из соседних, но и из далеких стран. Только географические акценты теперь совсем другие: будет много спектаклей из Южной Америки, Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Китая, Индии. Из Аргентины везут «Дикое танго» и современный балет «Песнь о Земле», из Чили — хореографическую фантазию «Мален», из Индии — клоунскую вариацию на шекспировские темы «Макбет: что сделано, то сделано», из Китая — фольклорное «Чайное заклинание», из Бразилии — переделку чеховских «Трех сестер» под названием «В Москву! Палимпсест».

Познакомиться с современным танцем Южной Африки можно будет на спектакле Грегори Макомы «Сион: Реквием по Болеро Равеля», узнать о современном балете Кубы — сходив на спектакль Джорджа Сеспедеса «Кармина Бурана». А еще есть шанс увидеть наконец традиционный вьетнамский кукольный спектакль на воде: традиции — уже больше тысячи лет, и зрелище действительно впечатляющее. Что ж, Чеховский фестиваль никогда не давал забыть зрителю, что мир велик, а культура многообразна. Будем изумляться и изучать театральную географию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю