Все самое интересное о жизни стран-соседей России
Обновлено: 28.04.2024
Кристина Сарханянц
8 минут чтения

Концерты месяца: главные события октября




































































































































Концерты октября 2023
Фото: Changeover Festival

Perspéctum продолжает знакомить читателей с самыми интересными музыкальными событиями ближайшего месяца. В октябре приглашаем на открытие нового сезона фестиваля SOUND UP c уникальной программой к столетию великого нидерландского минималиста, концерт, в котором объединятся барокко и джаз, шоукейс-фестиваль в Белграде, а также на приуроченное к юбилею ансамбля выступление солистов «Студии новой музыки» и вечер старинной музыки для вокального ансамбля и критской лиры в Москве.


SOUND UP x Cosmoscow: Canto ostinato для оркестра русских народных инструментов

Когда: 30 сентября

Где: ярмарка современного искусства Cosmoscow в «Экспоцентре», павильон «Форум»

Билеты: 4000 ₽

Фестиваль SOUND UP возвращается и открывает новый концертный сезон в рамках московской ярмарки современного искусства Cosmoscow. Специально для этого кураторы подготовили премьеру пьесы нидерландского композитора-минималиста Симеона тен Хольта Canto Ostinato, которая прозвучит в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Концерт приурочен к столетнему юбилею тен Хольта, который вошел в историю академической музыки как композитор, вернувший ностальгию по романтическому. Свой уникальный стиль тен Хольт нашел, когда ему было за пятьдесят. Обратившись к репетитивной технике, он стал сочинять минималистичные полотна, в числе которых его опус магнум — Canto Ostinato.

В отличие от холодного и механистического американского минимализма, музыка тен Хольта переносит слушателя в прекрасное сентиментальное прошлое. Его Canto Ostinato — это пример чистой тональности с использованием повторяющихся коротких мотивов, которые постепенно складываются в непрерывный поток. Название произведения отражает эту идею: время, в которое продолжается «пение» (canto), определяется исполнителем. Самым продолжительным исполнением пьесы был концерт, длившийся более суток. Сам тен Хольт говорил, что в тональной музыке всегда присутствуют эхо подавленных воспоминаний, и поэтому его Canto Ostinato похожа на ритуальное заклинание, попытку воссоздать атмосферу романтической эпохи.

Canto Ostinato написана для клавишных, однако тен Хольт не указал конкретный исполнительский состав. Поэтому пьеса стала хитом среди пианистов и ударников по всему миру. Кураторы SOUND UP решили пойти нестандартным путем и озвучить партитуру русскими народными инструментами. Автором новой версии выступит московский композитор и пианист Игорь Яковенко.

В своем творчестве Яковенко соединяет, казалось бы, далекие друг от друга миры академической музыки и джаза. Его партитуры звучат на филармонических и театральных сценах, он выступает в столичных клубах как джазовый пианист и лидер собственной группы. Совместный проект с SOUND UP станет творческим экспериментом Яковенко в области синтеза традиционной музыки и академического минимализма, в котором соединятся узнаваемый стиль тен Хольта и авторская манера Яковенко.

Воплотить эту дерзкую задумку в жизнь композитору помогут музыканты Белгородского академического русского оркестра под управлением дирижера Евгения Алешникова. Премьера спецпроекта состоится во второй день ярмарки Cosmoscow, которая пройдет в павильоне «Форум» «Экспоцентра».


Барокко и джаз

Когда: 9 октября

Где: «Клуб Алексея Козлова»

Билеты: от 1500 ₽

В этом концерте московские музыканты, исполнители джаза и барочной музыки объединятся в рамках проекта «Барокко и Джаз» и исполнят музыку XVII, XVIII и XX веков. Имена некоторых классических композиторов, чьи произведения стоят в программе, неизвестны среднестатистической джазовой аудитории; имена других знакомы всем и каждому еще со школьной программы, но часто не подкреплены знанием собственно музыки.

В программе — представитель сегодняшнего «основного» поколения российского джаза, саксофонист Тимур Некрасов; великолепный джазовый пианист и педагог Евгений Гречищев; прославленный американский пианист Билл Эванс; звездная россыпь прославленных композиторов эпохи барокко: немцы Георг Фридрих Гендель (1685–1759) и Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), француз Марен Марэ (1656–1728), итальянец Маурицио Каццати (1616–1678), англичанин Генри Перселл (1659–1695); и, наконец, их предвестник, уже упомянутый английский лютнист и композитор Джон Доуланд, творивший веком раньше (1553–1626).

Пьесы, исполняемые проектом «Барокко и джаз», звучат совершенно по-новому. Ансамбль открывает новые краски и в старинной, и в современной музыке, и фундаментом для этого стала неожиданная, но органичная общность джаза и барокко: это свобода и импровизационность музицирования.

На сцену «Клуба Алексея Козлова» поднимутся Ася Гречищева (лютня, теорба, барочная гитара), Тимур Некрасов (тенор- и сопрано-саксофоны, флейта), Филипп Нодель (гобой), Евгений Гречищев (фортепиано), Сергей Васильев (контрабас), Игорь Ямпольский (ударные).


Changeover Festival

Концерты октября 2023
Фото: Changeover Festival

Когда: 11–14 октября

Где: различные площадки в Белграде, Сербия

Билеты: от 3000 RSD (≈ 2600 ₽) за абонемент на все дни и события

С 11 по 14 октября в Белграде во второй раз пройдет шоукейс-фестиваль Changeover. На нескольких концертных площадках сербской столицы выступит более 50 артистов, представляющих самые разные жанры — от постпанка и джаза до хип-хопа и электроники.

В лайнапе Changeover 2023 — британский постпанк-дуэт The KVB, бристольские электронщики Giant Swan, многообещающие новички в мире арт-рока из Балтимора Horse Lords, хип-хоп-формация из Минска Soyuz, даб-трио из Белграда Headhop, исследовательница спиритуальной электроники Аиша Деви, инструментальная серф-рок-группа Japanese Television, рэп-фрешмен из Азербайджана Fardi и десятки других музыкантов и исполнителей.

Помимо концертов, в рамках фестиваля также состоится образовательная программа, посвященная состоянию музыкальной индустрии в 2023 году, и дискуссии с участием владельцев лейблов и клубов, создателей фестивалей и музыкальных журналистов.


Другое пространство. Continuo. Ансамбль солистов «Студия новой музыки»

Когда: 19 октября

Где: Концертный зал имени П. И. Чайковского

Билеты: от 500 ₽

Ведущий российский коллектив, специализирующийся на исполнении современной музыки, ансамбль «Студия новой музыки» основан в 1993 году в Московской консерватории композитором Владимиром Тарнопольским, дирижером Игорем Дроновым и музыковедом Александром Соколовым. В репертуаре ансамбля — практически вся камерная и камерно-оркестровая музыка ХХ–ХХI веков, начиная от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы.

За три десятилетия музыканты «Студии» впервые в России исполнили более полутора тысяч сочинений ведущих современных композиторов, представили более ста концертов-портретов и сочинений в жанре нового музыкального театра. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 новых программ. Специально для «Студии» создавали новые опусы Маартен Альтена, Юрий Воронцов, Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Роман Леденев, Мартейн Паддинг, Луис Наон, Энно Поппе, Роджер Редгейт, Владимир Тарнопольский, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Цинсстаг и многие другие.

Особое внимание музыканты ансамбля уделяют сотрудничеству с молодыми авторами: заказу новых сочинений, проведению мастер-классов, лекций и конкурсов. В последние годы «Студия» активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа.

В сезоне 2023/24 ансамбль отмечает 30-летие. Главное событие юбилейного сезона — проект «СтудияФест», в рамках которого на крупнейших площадках Москвы проходят концерты и образовательные мероприятия, презентации, научные чтения. С 1993 года «Студия» стала центром структуры, благодаря которой с нуля выстраивалась экосистема новой музыки в России; программа «СтудияФест» демонстрирует, как работает такая структура, редкая не только для нашей страны, но и для зарубежья.

В программу концерта в Концертном зале имени П. И. Чайковского войдут в числе прочего российская премьера Laborintus II для инструментального ансамбля, хора, трех женских голосов и фонограммы итальянского композитора Лучано Берио и мировая премьера пьесы «За светом» российского композитора Владимира Горлинского.


Старинная музыка для вокального ансамбля и критской лиры

Когда: 25 октября

Где: ДК «Рассвет»

Билеты: 1200 ₽

В конце октября один из самых мобильных членов семейства musicAeterna, основанный артистками хора в 2012 году вокальный ансамбль MusicAeterna4, и виолончелист, композитор и импровизатор Йоргос Калудис представят на сцене ДК «Рассвет» программу западноевропейской старинной музыки для пяти женских голосов и классической критской лиры. В концерте прозвучат обработки традиционных старинных мелодий анонимных авторов (каталонские виреле, испанские мотеты и др.), а также произведения Хильдегарды Бингенской (Германия), Орландо ди Лассо (Голландия), Гильяма дe Машо (Франция), Джона Доуленда (Англия) и др.

Многие аранжировки придуманы участниками ансамбля или стали итогом импровизации, возникшей в ходе репетиции ансамбля MusicAeterna4 и Калудиса. Калудис уже много лет исследует возможности классической критской лиры — древнего трехструнного инструмента, предка большинства европейских струнных смычковых. При этом его подход далек от историзма — Калудис по-своему усовершенствовал инструмент, добавив четвертую струну, а при звукоизвлечении нередко использует техники, характерные для исполнения на виолончели. Йоргос Калудис выпустил семь альбомов, выступал с сольными концертами в афинском зале «Мегарон», а также на фестивалях старинной, академической и джазовой музыки в разных странах Европы и в России, сотрудничал с такими коллективами, как Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга и камерный хор Lage Artis (Петербург), Королевский национальный оркестр Шотландии, Кипрский симфонический оркестр, Национальный оркестр Салоников.

В результате такого неканоничного подхода что к инструментальному, что к вокальному репертуару у гостей ДК появится возможность услышать новое прочтение средневековой и ренессансной музыки на стыке импровизации, вокального исследования и междисциплинарной игры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписывайтесь, скучно не будет!
Популярные материалы
Лучшие материалы за неделю